Акустика Dali хорошо известна российскому меломану и аудиофилу. Некогда «иконы» (Ikon) этой датской компании можно было встретить повсеместно, и для немалого количества людей именно Dali стало точкой входа в Hi-Fi. На московской выставке Hi-Fi & High End Show 2017 нам удалось поговорить с менеджером по международным продажам Dali Ларсом Мёллером (Lars Møller), человеком очень осведомленным и способным говорить как на инженерные темы, так и о звуке вообще.

— На что опирается компания Dali, когда разрабатывает новые продукты: конкуренция, тренды на рынке, инженерные идеи?

— Конечно мы отслеживаем рыночные тенденции, но никуда не торопимся. И каждый раз, когда беремся за что-то новое, создаем качественный продукт, который обязательно будет востребован. Если он нам самим не нравится, то как мы предложим его покупателям? Поэтому и не спешим. Иногда мне кажется, что мы одна из самых медленных компаний в мире — цикл разработки акустической системы в Dali достигает трех лет, тогда как обычно компании декларируют от 7 до 9 месяцев. Но для нас принципиально важно, чтобы не было компромиссных решений по звуку, поэтому каждый продукт должен быть лучшим за свои деньги.

Собственно, цена — это первая задача при разработке колонок. Затем, прикинув форм-фактор и геометрические размеры корпусов, мы планируем сочетающуюся с ними элементную базу. Чем дешевле акустические системы, тем больше средств и времени уходит на разработку. Ведь если бюджет большой, то можно заказать дорогой корпус, комплектующие. А если бюджет лимитирован, приходится искать идеи, с помощью которых можно добиться лучших характеристик при меньшей себестоимости.

Наконец, мы верны нашему слогану — «In admiration of music» (пер. с англ. — «восхищение музыкой»), поэтому делаем все возможное, чтобы это «восхищение» досталось всем покупателям Dali, независимо от цены продукта.



— Есть ли у вас обратная связь с рынком — дилеры, медиа, опросы конечных потребителей?

— Это очень важно, иначе на рынке не выжить. Мы взаимодействуем с нашими потребителями, включая музыкантов, интересуемся их мнением. Мы получаем отклики от салонов, благодаря которым узнаем о том, какой звук, отделки, форм-фактор актуальны сейчас в их локациях.

В продолжение вопроса хочу рассказать о «профессиональных посетителях» Hi-Fi-магазинов. Продавцам хорошо известны люди, которые приходят в салон и подолгу изматывают своим разговорами, объясняют, как и на чем стоит слушать музыку. Они считают себя профессорами, и порой складывается впечатление, что багаж их знаний гораздо больше, чем у всех вместе взятых специалистов, разрабатывающих технику. Их очень часто ненавидят. Мы же относимся к таким людям с особым вниманием, поскольку из общения с ними подчеркиваем для себя много полезного. Ведь если прогнать такого человека, то он расскажет свои идеи кому-нибудь другому… Именно они делают удивительные открытия, потому что проводят бесконечные эксперименты с оборудованием, часто не в силах остановиться на достигнутом результате. По сути, это небольшие исследовательские центры, которые могут подсказать самые неожиданные подходы к решению волнующих нас проблем. Они как профессора, всей душой преданные науке, и уж точно не идиоты, как многие привыкли о них думать.


— Какие узлы и конструктивные элементы акустических систем производятся на вашей фабрике в Дании, а какие заказываются у других производителей? Зависит ли это от модели колонок?

— Основную ставку мы делаем на ручной труд наших специалистов и комплектующие собственного производства. Иногда приходится закупать недостающие детали у других европейских производителей, но это бывает крайне редко и никак не связано с положением тех или иных колонок в иерархии акустических систем, производимых нашей компанией.


— Планирует ли Dali расширять ассортимент не только бюджетных, но и премиальных линеек, например, дороже Epicon?

— Мы не стремимся к искусственному расширению продуктовых линеек, хотя у нас есть достаточное количество наработок, чтобы создавать АС сколь угодно высокого класса. Вместе с тем, звук и технологии, которые доступны нашим слушателям в линейке акустических систем Epicon, на сегодняшний день являются одними из самых совершенных в мире и вряд ли нуждаются в улучшении.



— Собирается ли компания после успешного выхода на рынок портативной акустической системы Katch дальнейшее продвижение в сегменте мультимедийных устройств, например, наушников или других беспроводных колонок?

— Планируем, несмотря на то, что для нас это относительно новое направление. Понимаете, мы довольно старая компания, возможно, даже немного старомодная, поэтому с волнением следили за тем, как рынок отреагирует на появление нашей новой активной беспроводной акустики Katch или серии акустических систем Kubik. Только после того как они получили положительные рецензии в самых авторитетных изданиях, мы наконец смогли немного расслабиться.

Например, процесс создания портативной системы Katch был не таким простым, как многие полагают. Эта колонка создавалась, прежде всего, на основе масштабных социологических опросов, в ходе которых нам удалось выяснить, каких качеств ожидает наша целевая аудитория от идеальной портативной акустики. В итоге мы выделили для себя пять наиболее важных требований, и только потом за дело взялись наши инженеры-разработчики.


— Правильно ли я понимаю, что основным из этих требований был не только отличный звук, но и мощный аккумулятор?

— Безусловно. В результате на зарядку Dali Katch требуется всего три часа, зато время ее автономной работы составляет в общей сложности около суток.


— Не могли бы вы прокомментировать очевидное сходство между Dali Katch и портативной системой A2 от компании Bang&Olufsen, обладающей аналогичным форм-фактором и компоновкой, но которая появилась на рынке значительно раньше?

— По дизайну они и правда похожи, однако между ними нет никакой связи. Более того, если внимательно изучить B&O A2 и Katch, вы увидите, что это совершенно разные продукты. Bang&Olufsen — прежде всего дизайнерская компания, Dali — акустическая, поэтому сравнивать нас бессмысленно.

Мы используем другие материалы, другие технологические и конструктивные решения. О чем говорить, если даже количество динамиков у этих двух систем разное. Так, например, на Katch установлен дополнительный низкочастотный излучатель, отсутствующий у A2. И конечно же, самое главное — звучание этих систем можно отличить без труда с первой секунды их работы.

В целом мне бы не хотелось противопоставлять наши компании, целиком положившись на мнение конечных пользователей продуктов. Кроме того, у нас совершенно разные аудитории, и если B&O, как мне кажется, покупают ради того, чтобы произвести впечатление на окружающих, то Dali — исключительно для услады собственных ушей.



— В последние годы многие производители возрождают некогда популярные форматы акустических систем, например, винтажный дизайн, как Yamaha NS-5000, JBL Studio Monitor 4312E и т.д. Не планирует ли и Dali выпустить нечто подобное?

— Возможно я кого-то разочарую, но таких планов нет. Мы тоже испытываем некую ностальгию по тем временам и дизайну, но все же куда больше думаем о настоящем и будущем. У нас нет задачи удовлетворить вкусы каждого. Зачем это делать, если дизайн наших колонок не только востребован широкой аудиторией, но и отлично вписывается в современный интерьер? О правильности нашей стратегии во многом свидетельствует успех модели Epicon с ее органичными и округлыми формами, такими далекими от перечисленных выше моделей.


— Не желаете ли возродить линейку акустических систем Dali Ikon, столь популярную в России некоторое время тому назад?

— Действительно, для своего времени Ikon стал прорывом и одной из самых титулованных акустических систем во всем мире. Более того, не ошибусь, если скажу, что название этих колонок на какое-то время стало синонимом бренда Dali. С момента своего появления они пережили несколько модификаций, к каждой из которых мы стремились подходить предельно осторожно.

С течением времени, осознав необходимость существенных изменений, мы решили предложить покупателям их усовершенствованную версию — Opticon. Изменения коснулись комбинированной высокочастотной секции, благодаря чему их звучание в значительной степени потеплело и стало восприниматься как более комфортное и живое. Не менее глубокие изменения коснулись и элементной базы, вследствие которых общее качество и технические характеристики колонок также заметно улучшились. Поймите, развитие не может стоять на месте. Если мы остановимся на достигнутом, то по большому счету предадим интересы наших клиентов. Мы просто обязаны выпускать еще более совершенные колонки, но Opticon, как мне кажется, очень близки по конструкции и звучанию к Ikon, только значительно лучше.



— На ваш взгляд, у колонок Dali узнаваемое звучание?

— Понимаете в чем дело, на протяжении многих лет для нас работают лучшие инженеры, которые делают все, чтобы сохранить исходное звучание в первоисточнике без потерь и без окраски звука. Все, что мы себе позволяем — это незначительное смягчение в высокочастотном диапазоне для более комфортного прослушивания. Об этом нас просят наши клиенты и, конечно, мы не можем им отказать. Кроме того, более мягкое звучание позволяет в значительной степени уменьшить шумы и искажения, которые часто встречаются в этой зоне спектра и при этом не имеют к музыке ни малейшего отношения. Если мы можем это сделать, мы это делаем.

Чтобы убедиться в правильности наших решений и при необходимости внести в них корректуру, мы прослушиваем множество различных записей. В частности, сотрудничаем с одной из крупнейших датских студий звукозаписи, а также немало времени проводим с профессиональными музыкантами и певцами, предлагая им прослушать свою музыку на наших колонках и высказать свое мнение относительно их звучания. Как правило, они остаются довольны, однако любые, даже самые незначительные замечания, мы учитываем и стараемся устранить.


— Многие производители акустических систем делают акцент на том, что их продукция не предназначена для воспроизведения аудиозаписей низкого качества, что, в общем-то, подтверждается прослушиванием. Как ведет себя в данном случае акустика Dali?

— Для начала хочу отметить, что записи низкого качества — это большая проблема для любого тракта. Если слушать хорошие записи на простых, дешевых колонках, то особой разницы, конечно, вы не почувствуете. Однако если попытаться воспроизвести записи низкого качества на акустических системах высокого класса, то станут очевидны все огрехи фонограммы, поскольку акустика отыграет все — вплоть до самых незначительных деталей. По этой причине мы не любим записи, качество которых не удовлетворяет высоким стандартам воспроизведения наших АС. В хорошем тракте не должно быть слабых звеньев, поэтому, если в вашем распоряжении акустика Dali, обратите внимание на качество треков, чтобы впоследствии не испытать разочарования.

Если же вдруг услышите, что низкокачественная запись звучит хорошо, можете мне поверить — в этом тракте что-то сильно окрашивает звук: источник или усилитель, а возможно, что-то еще. С другой стороны, многим такой звук вполне может прийтись по душе, например, поклонникам ламповых усилителей.



— Это как-то связано с психоакустическими особенностями восприятия музыки?

— Разумеется. Даже упомянутые мной ламповые усилители являются ко всему прочему еще и отличной профилактикой стресса, просто потому, что на них очень приятно смотреть.


— Какие марки усилителей вы можете порекомендовать для работы с акустикой Dali.

— Я вряд ли смогу назвать какую-то конкретную пятерку или десятку усилителей, поскольку мы делаем все, чтобы наши акустические системы были дружественны к звукоусиливающим устройствам любых типов и любых производителей. Отмечу лишь, что такие модели, как Epicon и Rubicon, изначально требуют значительно более мощного усиления, поскольку слабый усилитель попросту не сможет раскрыть весь их потенциал.


— Какие же тогда усилители вы используете в процессе тестирования новых акустических систем?

— Наши разработчики подключают колонки к Denon, Naim, Marantz, Cambridge Audio. Для самых мощных акустических систем — более мощные усилители, например, Classe. И это не считая того, что мы также слушаем акустику дома в наших личных системах.


— Какие записи ставите в ходе тестирования?

— Мы отлично знаем, что от восьмидесяти до девяноста процентов покупателей нашей акустики будут слушать современную популярную музыку, включая рок. Тем не менее, в ходе тестирования, мы слушаем преимущественно всемирно известных вокалистов и музыкантов, уделяя особое внимание воспроизведению средних частот. При этом совершенно не важно — современная это музыка или классика. Главное, чтобы в итоге акустика легко передавала не только весь спектр музыкальных оттенков, но и эмоциональные ощущения. Лично я в этом отношении предпочитаю Андреа Бочелли (Andrea Bocelli). Только послушайте, как хорошо он записан! Именно такие записи позволяют нам оценить звучание тестируемой акустики и при необходимости аккуратно внести нужные коррективы.



— Расскажите о новинках, показанных Dali на выставке Hi-Fi & High End Show 2017.

— Прежде всего, это линейка акустических систем начального уровня — Spektor. Рынок давно ждал от нас красивые, отлично звучащие колонки с масштабными низкими частотами, при этом доступные по цене буквально каждому. Все эти качества, разумеется, были учтены при создании акустических системах семейства Spektor, представленных на этой замечательной выставке. Их создание потребовало от нас значительных усилий, в некотором смысле — это один из самых масштабных проектов в истории нашей компании. Достаточно сказать, что разработку мы начали около шести лет тому назад. Не случайно, глядя на Spektor или слушая их, вы никогда не догадаетесь, что они стоят столь дешево. Последнее лишний раз показывает, что, обладая достаточным запасом времени, мы способны реализовать практически любую идею.

Мы также рады представить мощные акустические системы семейства «S», ставшие настоящим прорывом среди колонок встраиваемого типа. Для нас было важно создать лучшую акустику в этом классе и, как мне кажется, мы достигли более чем впечатляющих результатов. Их конструктивными особенностями являются сочетание мощных активных и пассивных излучателей в закрытом корпусе из МДФ рекордно малой глубины.


— Каким вам видится развитие звуковоспроизводящей техники в перспективе пять-десять лет?

— Я почти уверен, что уже через несколько лет в магазинах Hi-Fi техники будут преобладать активные акустические системы «все в одном», включающие в себя цифровые усилители, системы потоковой передачи звука и т.д. Нам это может не нравиться, но такова общая тенденция. Она определяется не только технологиями, но и так называемым фактором женского влияния, поскольку именно женщины в большинстве случаев формируют облик жилого пространства наших домов. Многим это трудно понять и принять, но женщинам в интерьере не нужны колонки, компоненты и провода. Поэтому я уверен, что будущее за элегантной активной акустикой, нравится нам это или нет.


— Правильно ли я понимаю, что уже в ближайшем будущем нам стоит ожидать появления активных напольных колонок Dali, использующих беспроводные технологии?

— Конечно. Более того, мы их уже долгое время разрабатываем. На сегодняшний день единственная причина, по которой они еще не вышли на рынок, — это то, что в вопросе создания активной акустики высокого класса мы не готовы идти даже на незначительные компромиссы. На сегодняшний день системы беспроводной передачи звука в значительной степени отстают в этом отношении от обычных кабельных соединений. Проще говоря, я не знаю ни одной беспроводной акустической системы, которую с полным правом можно было бы причислить к категории Hi-Fi и тем более High End. Вместе с тем мы уже довольно близко подошли к желаемому результату.



— Какой тип усилителей вы предпочитаете, аналоговые или цифровые? Есть ли у цифровых вообще будущее в Hi-Fi?

— Я люблю большие усилители и большие колонки, и если бы вы задали мне этот вопрос хотя бы пять лет назад, я бы без сомнения ответил, что аналоговое. Но технология создания цифровых усилителей демонстрирует скачкообразный прогресс, и сегодня я уже не буду категоричен, поскольку цифровые усилители с каждым днем становятся все лучше и лучше.

Что же касается ближайшего будущего, убежден, что оно за цифровой техникой. Например, не так давно я тестировал цифровой усилитель Lyngdorf с акустикой Epicon и должен признаться, это произвело на меня очень сильное впечатление. Честно говоря, я не вижу у привычных аналоговых усилителей никаких перспектив. Возможно, это сравнимо с недавней революцией в фотографии, в которой, несмотря на первоначальный скепсис, безоговорочную победу одержали цифровые технологии получения изображения.


— Расскажите, пожалуйста, о вашей домашней стереосистеме.

— О, у меня достаточно много техники, но не так много пространства, чтобы поставить по-настоящему большие колонки. Ведь что обычно происходит, когда человек приходит в магазин? Продавец делает все, чтобы узнать, сколько денег готов потратить потенциальный покупатель и лишь в последнюю очередь интересуется тем, сколько у него свободного места. Я, например, при всем желании не могу разместить у себя дома колонки Epicon, при этом две колонки Helicon играют у меня просто замечательно.

Для фонового прослушивания, которое занимает у меня едва ли не большую часть времени, я пользуюсь Dali Kubik Free Xtra, на кухне стоит саундбар Dali Kubik One, в комнате сына — Dali Fazon SAT и в гостевой комнате — Dali Fazon LCR. И конечно у меня большой парк усилителей, из которых я чаще всего слушаю Cambridge Audio Azur 851a.

В качестве источника предпочитаю CD-плеер, их несколько. Но, честно говоря, времени на серьезное прослушивание в моей жизни остается не так много. Кстати, позвольте предложить читателям Stereo.ru проделать следующий эксперимент: в полной тишине включите Dali Kubik Free Xtra (можно с сабвуфером). Уверен, что это произведет на вас сильное впечатление!



— Слушаете ли вы музыку, когда едете в автомобиле?

— Нет, нет и еще раз нет. Более того, я ее не слушаю даже дома, особенно первые полчаса после работы. В противном случае мне невольно приходится сравнивать мои колонки с акустическими системами Dali высшего класса, которые я слушаю на работе. А это далеко не всегда бывает в пользу первых.


— На ваш взгляд, какая акустика предпочтительна для небольших помещений площадью до двадцати квадратных метров — полочная или напольная?

— Полочная. Хотя наши напольные колонки Dali Rubicon 5 тоже отлично с этим справляются. Вообще, я обратил внимание на то, что для многих людей, особенно для мужчин, размер и качество звучания акустики сильно взаимосвязаны, что полочная акустика перестает восприниматься ими как что-то серьезное. Это большое заблуждение, но многие, к счастью, о нем знают, приобретая для небольших помещений именно полочную акустику.


— Что бы вы могли пожелать нашим читателям?

— Мне бывает довольно грустно, когда я вижу, как люди покупают низкокачественные стереосистемы, не осознавая, что музыка — настоящее сокровище и самая лучшая психоэмоциональная терапия, когда-либо созданная человечеством. Именно поэтому я желаю читателям Stereo.ru любыми путями избегать компромиссов в вопросах качества аппаратуры. Слушайте больше хорошей, талантливой музыки и не забывайте о том, что музыка — это жизнь!