Перед вами первый 8К-проектор для домашнего кинотеатра, аналогов которому у других производителей нет и не будет. По крайней мере, если это случится — то не скоро. Не потому что никто не хочет их выпускать, а потому что мало, кто может, в силу конкретных технических причин. Для JVC же тема 8К — это давно успешно работающее направление.
В том, что производители не остановятся на 4К и будут дальше повышать разрешение дисплеев всех типов, у специалистов не было сомнений еще лет 15 назад. В 2005 году мне лично посчастливилось присутствовать на презентации первого 4К-прототипа ЖК-телевизора на выставке CEATEC в Токио. И уже тогда все вокруг говорили, что это не предел, потому что в соседнем зале на огромном экране высотой метров 5 показывали видео с разрешением 8К, снятое телекомпанией NHK. И показывали, кстати, с двух проекторов JVC!
Сегодня же, когда даже простенькие смартфоны оснащают экранами с разрешением QuadHD, сделать большую матрицу с диагональю 65 дюймов и разрешением 8К не составляет ни малейшей проблемы — выпускать такие могли еще 3–4 года назад. Соответствующие телевизоры не появлялись раньше исключительно из-за проблем с «железом». Теперь нет и этого препятствия — мощные видеокарты штампуются ныне сотнями тысяч, поэтому в ближайшем будущем нас ожидает вал 8К-телевизоров.
А вот с проекторами все гораздо сложнее. Матрицы в них в 20–30 раз меньше по площади, чем у типичного смартфона, не говоря уже о телевизорах, поэтому сделать их с разрешением даже в 4К — задача куда более сложная. К тому же, тираж матриц для проекторов не сравнится с тиражами матриц для смартфонов, поэтому к техническим препятствиям в их изготовлении добавляются экономические.
Собственно, поэтому матрицы для проекторов производят лишь четыре компании, из которых только две смогли создать матрицы с реальным разрешением 4К для домашних моделей, а две другие для создания сверхчеткого изображения используют оптические системы повышения разрешения, причем Texas Instruments для массовых моделей предлагает сборки с двойной подобной системой. И это все, напомню, на пике развития 4К, когда приходит время переходить на следующий уровень — 8К.
JVC в этом плане оказалась в наиболее выгодном положении: у нее есть и матрицы с реальным разрешением 4К, и собственная давно и эффективно работающая технология повышения разрешения — E-Shift. Они и стали основой для создания JVC DLA-NX9.
Не преемник, а новый уровень
Несмотря на индекс с «девяткой» в названии — это не преемник ушедшей на покой модели JVC DLA-X9900. Он сделан на полностью новой платформе, с другим корпусом, системой охлаждения, электроникой и прочим — это намного более крутой проектор, и дело тут не только в 8К.
Конструктивно он ближе к флагману JVC DLA-Z1, от которого получил всю оптическую систему, включая великолепный объектив. Как и оптика моделей Х-серии и младших аппаратов NX-серии, он тоже составлен исключительно из стеклянных линз, но по размеру намного больше и, соответственно, дороже, что видно невооруженным глазом.
Создали его, естественно, не ради повышения статуса, а из-за большей разрешающей способности, которая необходима для создания на экране 8К-изображения. Речь не о каком-то особом характере картинки, о котором часто говорят фотографы, а о способности объектива вывести изображение необходимой детальности. Ведь этих деталей в 8К-изображении в 4 раза больше, чем в 4К.
А чтобы эти детали появились, недостаточно матриц и оптики — нужна еще и электроника. Поэтому в JVC DLA-NX9 установили дополнительный видеопроцессор, который работает именно с 8К-картинкой. Основная его задача — грамотное масштабирование 4К и Full HD-видеоконтента до 8К-разрешения, ведь 8К-видео еще не существует в природе, да и в ближайшее время в большом количестве его точно не появится, так что именно скалирование останется основной работой для проектора. Тем более, что оснащен он входами HDMI 2.0 c HDCP2.2.
Цель — ощущение фотографии
Многие, уверен, зададутся вопросом: «Зачем тогда нужен 8К-проектор, если 8К-контента еще нет?». Отвечаю — для улучшения качества изображения. Всю свою историю видеотехника развивалась с целью превратить электронное, состоящее из ячеек изображение в подобие пленочного, в котором пикселей нет вовсе.
Но так как избавиться от пикселей совсем цифровое изображение не может, то развитие идет в сторону уменьшения размеров этих пикселей, то есть постоянно повышается разрешение. Сначала от стандартного к HD Ready, потом к Full HD, после него к 4К, а сейчас наступает время 8К. И во время всех этих переходов появление соответствующего контента ощутимо задерживалось на фоне меняющейся техники.
Но если раньше стандарты носителей (и соответствующие разрешения) меняли друг друга, полностью замещая, — ушли со сцены и VHS, и DVD — то сегодня такого не происходит: актуальны и 4К, и Full HD, причем что для носителей, что для стримингового контента, и так будет еще долгие годы. Короче, разрешение видеотехники окончательно отрывается от стандартов видео. Так произошло со смартфонами и с компьютерными мониторами, и так же будет с проекторами и телевизорами.
Но если производителям компьютерного железа наплевать на то, как будет выглядеть старое видео на их технике, то компаниям, выпускающим телевизоры и проекторы, по описанным выше причинам этот вопрос небезразличен. Причем для проекторов он особенно актуален, потому что они формируют намного большую по размерам картинку.
И в этом плане JVC DLA-NX9 оказался просто образцовым аппаратом. Видео идеального качества, особенно снятое на камеры с разрешением большим, чем 4К, он отображает просто безупречно — визуально оно, действительно, воспринимается как более четкое и детальное, чем 4К. Звучит надуманно, но воспринимается именно так, особенно если потом отключить функцию повышения разрешения и посмотреть снова.
Но если включить старый фильм, снятый на пленку, то проектор почему-то не стремится показать сразу все недостатки трансфера, не выпячивает зернистость, не подчеркивает шум — наоборот, он преподносит это максимально естественно. Пленочное зерно остается просто зерном, а шум даже уходит на второй план. Вроде бы, нечего этому удивляться, но ведь большинство видеоустройств поступают ровно наоборот!
Посмотрите новое издание «Хищника» со Шварценеггером — на телевизорах оно выглядит кошмарно, ведь снят он еще на 16-мм пленку с кашетированием. Смотришь и утешаешь себя, что лучше издания, наверно, уже не будет, и 4К для него — абсолютный предел. А на этом JVC он выглядит просто старым фильмом с отличными, естественными красками и очень неплохим контрастом. Другие фильмы, снятые не в таких ужасных условиях, выглядят еще лучше, что логично. При этом на экране — ни намека на цифровые артефакты обработки! Ни микроблоков, ни грубых цветовых переходов, ни характерного шума, похожего на микропузырки — ничего.
Самое же главное — все перечисленное создает удивительное чувство аналоговости изображения. И оно не с пленочной природой, потому что зернистость возникает только на соответствующих фильмах. Единственное определение, которое ему хочется дать — аналог как антипод цифре. Смотришь будто на отличную огромную фотографию на матовой бумаге, только живую: с движущимися героями, меняющимся антуражем и прочим. А чтобы проверить свои ощущения, достаточно просто отключить 8К-преобразование — магия исчезает.
Мы как-то писали, что системы улучшения передачи движений, несмотря на многолетнюю эволюцию, лучше просто отключать в видеоустройствах, потому что они откровенно портят картинку. Но сейчас, похоже, в этом вопросе наметился серьезный сдвиг — JVC довели-таки до ума свою технологию Clear Motion Drive. Если включить ее на минимум или на среднюю настройку, характерная киношная смазанность не убирается совсем, естественность перемещений полностью остается, фильм не превращается в мыльную оперу, но движущиеся объекты становятся четче и чище. C.M.D. не хочется выключать, причем совсем — с ней лучше. Я серьезно — это какая-то магия!
Не хуже лазера
Отдельно хочется упомянуть цветопередачу и контрастность данного аппарата. Проекторы JVC и раньше отличались образцовой цветопередачей. Эта модель следует традиции, причем по охвату (насыщенности) и богатству промежуточных оттенков она ничем не уступает лучшим лазерно-фосфорным устройствам, — у меня была возможность сравнить — хотя источником света здесь служит стандартная лампа той же мощности, что и у аппаратов Х-серии.
Выбор в ее пользу японцы объясняют просто — она дает фактически тот же результат, но обходится значительно дешевле как сама по себе, так и в обслуживании. Да и срок ее службы уже не так сильно отличается от лазерного, как было раньше. А яркость картинки удалось немного поднять еще и за счет доработанной оптики.
С контрастностью еще интереснее: в реальности она, несмотря на заявленные данные, оказалась просто фантастической! Причем верхний порог (предельная яркость) изменился по сравнению с Х9900 несильно. Но вот уровень черного у JVC DLA-NX9 оказался просто рекордным даже при самых «невыгодных» для его достижения настройках. То есть контрастность в сравнении с Х-серией не снизилась, а наоборот — возросла.
Непривычная широта диапазона
Малоопытному зрителю изображение покажется даже слишком контрастным, а на темных сценах — слишком темным. Однако что на светлых, что на темных эпизодах все градации яркости, все детали JVC DLA-NX9 отображает безупречно — все видно, нет ни провалов, ни участков, сливающихся в однородную черную массу, а белый остается ослепительно ярким. В принципе, это и есть истинное воплощение HDR — расширенного динамического диапазона. И проявляется это именно на качественно сделанном HDR-видео.
Но не все фильмы с HDR, как мы писали, сделаны безупречно, что бы там не говорили калибровщики и представители кинокомпаний. Небольшое смещение диапазона — и картинка становится либо блеклой, либо чересчур темной, что со всей ясностью видно именно на высококонтрастных устройствах. Яркий пример — «Великий Гэтсби».
Поэтому в JVC DLA-NX9 для исправления таких неприятностей предусмотрены не только расширенные настройки стандартных параметров картинки, но и целых семь режимов специальной обработки HDR. В некоторых проекторах умные инженеры предусматривали от силы пару-тройку пресетов для этих целей, а здесь их семь, что, конечно, намного удобнее, чем настраивать стандартным образом изображение под некоторые фильмы, тем более, что иногда это бесполезно.
И наконец — последнее. Проектор удивительно тихий. Для новой линейки инженеры разработали более эффективную систему охлаждения, и это чувствуется сразу же после включения аппарата.
Измерения
Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6 500 К и отключена динамическая подстройка диафрагмы. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 135 дюймов по диагонали.
Максимальный цветовой охват достигается в DCI и ВТ.2020 и примерно равен по площади треугольнику стандарта DCI-P3. Поэтому именно эти режимы логично выбирать для основы в настройке под HDR-контент.
Впрочем, DCI лучше подойдет в качестве отправной точки и для настройки под Full HD, потому что режим ВТ.709 дает излишне зажатую по цветам картинку, охват которой выглядит следующим образом:
Настройка же в любом случае потребуется, если стремиться к откалиброванному балансу. Изначально, при выборе цветовой температуры 6500К в меню он выглядит так:
Это не оплошность разработчиков. Его изменили ради достижения наибольшей динамики, то есть наилучших показателей яркости и уровня черного.
С профилем DCI, открытой диафрагмой и обычным режимом работы лампы яркость белого поля составила 1296 кд/м2. С профилем ТНХ и в экономичном режиме — 614 кд/м2. Самое интересное, что в первом случае уровень черного не поднялся выше 0,014 кд/м2, а во втором — вообще оказался близко к уровню погрешности датчика 0,001 кд/м2. То есть экран лишь немного отличался от неосвещенного в темной комнате. Статическая контрастность составила около 614 000:1 — это очень много, близко к абсолютному рекорду.
Выводы
В общем, утверждаю, как видеофил: это — безупречный проектор. Можно лишь позавидовать тем, у кого есть место и средства для его размещения, ведь своих немалых денег он точно стоит.
Почти аналоговое изображение, высочайшая контрастность, отличная цветопередача, лучшая передача движений среди всех видеоустройств, пресеты для регулировки обработки HDR
Нет
1 799 000 рублей
Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA
Разрешение: 4096x2160
Разрешение на экране: 8192х4320
Объектив, зум: моторизированный, х2.0
Сдвиг линз: по вертикали +/-100%, по горизонтали +/-43%, моторизованный
Источник света: лампа NSH 265 Вт, ресурс до 4500 ч (экономичный режим)
Диагональ изображения: от 60 до 300 дюймов
Световой поток (максимальный): 2200 ANSI люмен в максимальном режиме работы
Динамическая контрастность: 1 000 000:1
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096x2160/60p
Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096х2160/60р
Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек).
Акустический шум: 21 дБ в экономичном режиме работы
Габаритные размеры (ШxВxГ) (без выступающих частей): 500x234x518 мм
Масса: 21,8 кг