Перед вами первый 8К-проектор для домашнего кинотеатра, аналогов которому у других производителей нет и не будет. По крайней мере, если это случится — то не скоро. Не потому что никто не хочет их выпускать, а потому что мало, кто может, в силу конкретных технических причин. Для JVC же тема 8К — это давно успешно работающее направление.

В том, что производители не остановятся на 4К и будут дальше повышать разрешение дисплеев всех типов, у специалистов не было сомнений еще лет 15 назад. В 2005 году мне лично посчастливилось присутствовать на презентации первого 4К-прототипа ЖК-телевизора на выставке CEATEC в Токио. И уже тогда все вокруг говорили, что это не предел, потому что в соседнем зале на огромном экране высотой метров 5 показывали видео с разрешением 8К, снятое телекомпанией NHK. И показывали, кстати, с двух проекторов JVC!

Сегодня же, когда даже простенькие смартфоны оснащают экранами с разрешением QuadHD, сделать большую матрицу с диагональю 65 дюймов и разрешением 8К не составляет ни малейшей проблемы — выпускать такие могли еще 3–4 года назад. Соответствующие телевизоры не появлялись раньше исключительно из-за проблем с «железом». Теперь нет и этого препятствия — мощные видеокарты штампуются ныне сотнями тысяч, поэтому в ближайшем будущем нас ожидает вал 8К-телевизоров.

Проекторы JVC новой серии NX заметно больше по габаритам, чем модели Х-серии. И дизайн у них более солидный

А вот с проекторами все гораздо сложнее. Матрицы в них в 20–30 раз меньше по площади, чем у типичного смартфона, не говоря уже о телевизорах, поэтому сделать их с разрешением даже в 4К — задача куда более сложная. К тому же, тираж матриц для проекторов не сравнится с тиражами матриц для смартфонов, поэтому к техническим препятствиям в их изготовлении добавляются экономические.

Собственно, поэтому матрицы для проекторов производят лишь четыре компании, из которых только две смогли создать матрицы с реальным разрешением 4К для домашних моделей, а две другие для создания сверхчеткого изображения используют оптические системы повышения разрешения, причем Texas Instruments для массовых моделей предлагает сборки с двойной подобной системой. И это все, напомню, на пике развития 4К, когда приходит время переходить на следующий уровень — 8К.

У JVC DLA-NX9 объектив намного больше. Диаметр выходной линзы — 100 мм. У остальных моделей — 65 мм, как у аппаратов Х-серии

JVC в этом плане оказалась в наиболее выгодном положении: у нее есть и матрицы с реальным разрешением 4К, и собственная давно и эффективно работающая технология повышения разрешения — E-Shift. Они и стали основой для создания JVC DLA-NX9.

Не преемник, а новый уровень

Несмотря на индекс с «девяткой» в названии — это не преемник ушедшей на покой модели JVC DLA-X9900. Он сделан на полностью новой платформе, с другим корпусом, системой охлаждения, электроникой и прочим — это намного более крутой проектор, и дело тут не только в 8К.

Конструктивно он ближе к флагману JVC DLA-Z1, от которого получил всю оптическую систему, включая великолепный объектив. Как и оптика моделей Х-серии и младших аппаратов NX-серии, он тоже составлен исключительно из стеклянных линз, но по размеру намного больше и, соответственно, дороже, что видно невооруженным глазом.

Общая архитектура осталась традиционной: оптический тракт — по центру, система охлаждения продольная с забором холодного воздуха сзади и выбросом горячего — спереди

Создали его, естественно, не ради повышения статуса, а из-за большей разрешающей способности, которая необходима для создания на экране 8К-изображения. Речь не о каком-то особом характере картинки, о котором часто говорят фотографы, а о способности объектива вывести изображение необходимой детальности. Ведь этих деталей в 8К-изображении в 4 раза больше, чем в 4К.

А чтобы эти детали появились, недостаточно матриц и оптики — нужна еще и электроника. Поэтому в JVC DLA-NX9 установили дополнительный видеопроцессор, который работает именно с 8К-картинкой. Основная его задача — грамотное масштабирование 4К и Full HD-видеоконтента до 8К-разрешения, ведь 8К-видео еще не существует в природе, да и в ближайшее время в большом количестве его точно не появится, так что именно скалирование останется основной работой для проектора. Тем более, что оснащен он входами HDMI 2.0 c HDCP2.2.

Цель — ощущение фотографии

Многие, уверен, зададутся вопросом: «Зачем тогда нужен 8К-проектор, если 8К-контента еще нет?». Отвечаю — для улучшения качества изображения. Всю свою историю видеотехника развивалась с целью превратить электронное, состоящее из ячеек изображение в подобие пленочного, в котором пикселей нет вовсе.

Но так как избавиться от пикселей совсем цифровое изображение не может, то развитие идет в сторону уменьшения размеров этих пикселей, то есть постоянно повышается разрешение. Сначала от стандартного к HD Ready, потом к Full HD, после него к 4К, а сейчас наступает время 8К. И во время всех этих переходов появление соответствующего контента ощутимо задерживалось на фоне меняющейся техники.

Но если раньше стандарты носителей (и соответствующие разрешения) меняли друг друга, полностью замещая, — ушли со сцены и VHS, и DVD — то сегодня такого не происходит: актуальны и 4К, и Full HD, причем что для носителей, что для стримингового контента, и так будет еще долгие годы. Короче, разрешение видеотехники окончательно отрывается от стандартов видео. Так произошло со смартфонами и с компьютерными мониторами, и так же будет с проекторами и телевизорами.

Но если производителям компьютерного железа наплевать на то, как будет выглядеть старое видео на их технике, то компаниям, выпускающим телевизоры и проекторы, по описанным выше причинам этот вопрос небезразличен. Причем для проекторов он особенно актуален, потому что они формируют намного большую по размерам картинку.

И в этом плане JVC DLA-NX9 оказался просто образцовым аппаратом. Видео идеального качества, особенно снятое на камеры с разрешением большим, чем 4К, он отображает просто безупречно — визуально оно, действительно, воспринимается как более четкое и детальное, чем 4К. Звучит надуманно, но воспринимается именно так, особенно если потом отключить функцию повышения разрешения и посмотреть снова.

Пульт ДУ — полностью новый, с более современным дизайном и лучше лежит в руке

Но если включить старый фильм, снятый на пленку, то проектор почему-то не стремится показать сразу все недостатки трансфера, не выпячивает зернистость, не подчеркивает шум — наоборот, он преподносит это максимально естественно. Пленочное зерно остается просто зерном, а шум даже уходит на второй план. Вроде бы, нечего этому удивляться, но ведь большинство видеоустройств поступают ровно наоборот!

Посмотрите новое издание «Хищника» со Шварценеггером — на телевизорах оно выглядит кошмарно, ведь снят он еще на 16-мм пленку с кашетированием. Смотришь и утешаешь себя, что лучше издания, наверно, уже не будет, и 4К для него — абсолютный предел. А на этом JVC он выглядит просто старым фильмом с отличными, естественными красками и очень неплохим контрастом. Другие фильмы, снятые не в таких ужасных условиях, выглядят еще лучше, что логично. При этом на экране — ни намека на цифровые артефакты обработки! Ни микроблоков, ни грубых цветовых переходов, ни характерного шума, похожего на микропузырки — ничего.

Входы HDMI версии 2.0 с HDCP2.2, то есть пропускают 4К-видео с HDR, глубиной 12 бит и частотой 60 кадров/с максимум. Синхронизация с 3D-очками традиционно осуществляется с помощью внешнего эммитера

Самое же главное — все перечисленное создает удивительное чувство аналоговости изображения. И оно не с пленочной природой, потому что зернистость возникает только на соответствующих фильмах. Единственное определение, которое ему хочется дать — аналог как антипод цифре. Смотришь будто на отличную огромную фотографию на матовой бумаге, только живую: с движущимися героями, меняющимся антуражем и прочим. А чтобы проверить свои ощущения, достаточно просто отключить 8К-преобразование — магия исчезает.

Мы как-то писали, что системы улучшения передачи движений, несмотря на многолетнюю эволюцию, лучше просто отключать в видеоустройствах, потому что они откровенно портят картинку. Но сейчас, похоже, в этом вопросе наметился серьезный сдвиг — JVC довели-таки до ума свою технологию Clear Motion Drive. Если включить ее на минимум или на среднюю настройку, характерная киношная смазанность не убирается совсем, естественность перемещений полностью остается, фильм не превращается в мыльную оперу, но движущиеся объекты становятся четче и чище. C.M.D. не хочется выключать, причем совсем — с ней лучше. Я серьезно — это какая-то магия!

Не хуже лазера

Отдельно хочется упомянуть цветопередачу и контрастность данного аппарата. Проекторы JVC и раньше отличались образцовой цветопередачей. Эта модель следует традиции, причем по охвату (насыщенности) и богатству промежуточных оттенков она ничем не уступает лучшим лазерно-фосфорным устройствам, — у меня была возможность сравнить — хотя источником света здесь служит стандартная лампа той же мощности, что и у аппаратов Х-серии.

Обязательные кнопки управления на корпусе вынесены на заднюю панель

Выбор в ее пользу японцы объясняют просто — она дает фактически тот же результат, но обходится значительно дешевле как сама по себе, так и в обслуживании. Да и срок ее службы уже не так сильно отличается от лазерного, как было раньше. А яркость картинки удалось немного поднять еще и за счет доработанной оптики.

С контрастностью еще интереснее: в реальности она, несмотря на заявленные данные, оказалась просто фантастической! Причем верхний порог (предельная яркость) изменился по сравнению с Х9900 несильно. Но вот уровень черного у JVC DLA-NX9 оказался просто рекордным даже при самых «невыгодных» для его достижения настройках. То есть контрастность в сравнении с Х-серией не снизилась, а наоборот — возросла.

Непривычная широта диапазона

Малоопытному зрителю изображение покажется даже слишком контрастным, а на темных сценах — слишком темным. Однако что на светлых, что на темных эпизодах все градации яркости, все детали JVC DLA-NX9 отображает безупречно — все видно, нет ни провалов, ни участков, сливающихся в однородную черную массу, а белый остается ослепительно ярким. В принципе, это и есть истинное воплощение HDR — расширенного динамического диапазона. И проявляется это именно на качественно сделанном HDR-видео.

Ух, пушка!

Но не все фильмы с HDR, как мы писали, сделаны безупречно, что бы там не говорили калибровщики и представители кинокомпаний. Небольшое смещение диапазона — и картинка становится либо блеклой, либо чересчур темной, что со всей ясностью видно именно на высококонтрастных устройствах. Яркий пример — «Великий Гэтсби».

Поэтому в JVC DLA-NX9 для исправления таких неприятностей предусмотрены не только расширенные настройки стандартных параметров картинки, но и целых семь режимов специальной обработки HDR. В некоторых проекторах умные инженеры предусматривали от силы пару-тройку пресетов для этих целей, а здесь их семь, что, конечно, намного удобнее, чем настраивать стандартным образом изображение под некоторые фильмы, тем более, что иногда это бесполезно.

И наконец — последнее. Проектор удивительно тихий. Для новой линейки инженеры разработали более эффективную систему охлаждения, и это чувствуется сразу же после включения аппарата.

Измерения

Все измерения параметров производились с минимальной коррекцией настроек в меню. Была выставлена лишь цветовая температура на уровне рекомендованных 6 500 К и отключена динамическая подстройка диафрагмы. Чтобы исключить влияние экрана, параметры замерялись напрямую, то есть без учета отражения от полотна. Измерения проводились в полностью затемненном помещении с темно-серой отделкой. Размер изображения — 135 дюймов по диагонали.

Максимальный цветовой охват достигается в DCI и ВТ.2020 и примерно равен по площади треугольнику стандарта DCI-P3. Поэтому именно эти режимы логично выбирать для основы в настройке под HDR-контент.

Впрочем, DCI лучше подойдет в качестве отправной точки и для настройки под Full HD, потому что режим ВТ.709 дает излишне зажатую по цветам картинку, охват которой выглядит следующим образом:

Настройка же в любом случае потребуется, если стремиться к откалиброванному балансу. Изначально, при выборе цветовой температуры 6500К в меню он выглядит так:

Это не оплошность разработчиков. Его изменили ради достижения наибольшей динамики, то есть наилучших показателей яркости и уровня черного.

С профилем DCI, открытой диафрагмой и обычным режимом работы лампы яркость белого поля составила 1296 кд/м2. С профилем ТНХ и в экономичном режиме — 614 кд/м2. Самое интересное, что в первом случае уровень черного не поднялся выше 0,014 кд/м2, а во втором — вообще оказался близко к уровню погрешности датчика 0,001 кд/м2. То есть экран лишь немного отличался от неосвещенного в темной комнате. Статическая контрастность составила около 614 000:1 — это очень много, близко к абсолютному рекорду.

Выводы

В общем, утверждаю, как видеофил: это — безупречный проектор. Можно лишь позавидовать тем, у кого есть место и средства для его размещения, ведь своих немалых денег он точно стоит.

Почти аналоговое изображение, высочайшая контрастность, отличная цветопередача, лучшая передача движений среди всех видеоустройств, пресеты для регулировки обработки HDR

Нет

JVC DLA-NX9

1 799 000 рублей

Технология проекции: три 0,69-дюймовых панели D-ILA

Разрешение: 4096x2160

Разрешение на экране: 8192х4320

Объектив, зум: моторизированный, х2.0

Сдвиг линз: по вертикали +/-100%, по горизонтали +/-43%, моторизованный

Источник света: лампа NSH 265 Вт, ресурс до 4500 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 300 дюймов

Световой поток (максимальный): 2200 ANSI люмен в максимальном режиме работы

Динамическая контрастность: 1 000 000:1

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096x2160/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 4096х2160/60р

Входы/выходы: HDMI v2.0 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек).

Акустический шум: 21 дБ в экономичном режиме работы

Габаритные размеры (ШxВxГ) (без выступающих частей): 500x234x518 мм

Масса: 21,8 кг