Датская компания Ortofon — один из самых известных и именитых производителей головок звукоснимателя. Компания с многолетней историей и огромным количеством достижений, признанных аудиофилами и меломанами многих стран. Увидеть, как изготавливают головки Ortofon и побывать на производстве — большая удача, гостей здесь принимают редко. Мне представилась возможность не только увидеть все своими глазами, но и побеседовать с генеральным директором Кристеном Нильсеном (Christen H. Nielsen) и Кимом Петерсеном (Kim Petersen) — инженером, проработавшим в компании более 27 лет.
Ortofon основали Аксель Петерсен (Axel Petersen) и Арнольд Паульсон (Arnold Poulsen) в 1918 году правда называлась она тогда Electrical Phono Film Company и к воспроизведению пластинок (винила в нынешнем виде в те годы еще не было, только шеллак) никакого отношения не имела. Занималась фирма техникой для озвучивания кинофильмов — по тем временам это была сложная задача, которую и взялись решить молодые инженеры. Нужно было сопроводить киноизображение точным синхронным звуком приемлемого качества. Они разработали двухпленочную технологию: на одной пленке — изображение, а на другой — звук, записанный оптическим способом. И все это дополняла система синхронного проигрывания обеих лент. Предприятие оказалось успешным и внесло свой вклад в развитие звукового кино. За время работы в этой области компания создала множество разных устройств как для записи, так и для воспроизведения звука и изображения.
В 1948 году инженер Холгер Кристиан Аренштейн (Holger Christian Arenstein) разработал первую в мире головку звукоснимателя с подвижной катушкой (MC-типа). Сегодня именно этот тип головок считается самым технически совершенным, и в те времена, даже будучи монофоническими, они давали качественный результат. Что примечательно, режущую головку компания выпустила в послевоенные годы и весьма успешно. Однако головок звукоснимателя, способных отрабатывать тот же частотный диапазон, на тот момент не существовало.
Привычное нам название Ortofon появилось в 1951 году: компанию переименовали в Ortofon A/S, а каталог выпускаемой техники пополнили режущие головки для изготовления пластинок и головки звукоснимателя.
В 1959 году компания выпустила свою первую стереофоническую головку в линейке SPU («stereo pick-up»), ставшую впоследствии культовой. Разрабатывал головки инженер Роберт Гудмандсен (Robert Gudmandsen, также известен как Mr. SPU), к тому времени проработавший в компании 18 лет. Он заложил важные принципы: низкий импеданс и навивка катушек минимальным количеством витков, применение повышающих трансформаторов для низкоомных головок. Этих принципов инженеры компании придерживаются и сегодня, как в линейке SPU, так и в других моделях Ortofon.
Дальнейшая история насчитывает сотни разных моделей, новые технологии и целые направления, но и прошлые наработки не забыты: линейка SPU, головки для монопластинок и 78-оборотных дисков до сих пор присутствуют в каталоге компании. Мне кажется важным, что компания Ortofon не потеряла свое прошлое и не отказалась от преемственности.
В аудиоиндустрии есть масса примеров, когда какие-то направления деятельности становятся самостоятельными, занимая совсем не аудионишу: электроника для оборонной промышленности, обработка материалов и т.п. Такой пример можно найти и у Ortofon. Компания Ortofon Microtech занимается микромеханикой (что логично для производителя миниатюрных и сложных головок), изготовлением технических полимеров различного свойства (здесь пригодился опыт производства демпферов и эластичных деталей), катушек, в том числе миниатюрных, и литьем деталей из полимеров. Последнее только на первый взгляд кажется простым: изготовить с высокой точностью деталь сложной формы и размером со спичечную головку — задача не из легких. Наконец, еще одно направление — излучатели, использующие принцип костной проводимости. Востребованы они прежде всего в медицине, в специализированных гарнитурах связи, но могут использоваться, например, и в системах дополнительной реальности.
Разработка головок звукоснимателя — сложный многоступенчатый процесс, требующий внимания ко многим мелочам одновременно. Основные типы конструкций и материалы давно известны, однако вариативность их сочетаний настолько велика, что число допустимых комбинаций стремится к бесконечности. Соответственно, звук и характеристики головок каждый раз получаются разными.
По мнению инженеров компании Ortofon, в конструкциях головок сейчас логичнее всего использовать опыт, накопленный при создании моделей MC A95, Anna, SPU A95. А вот с материалами компания экспериментирует.
В качестве примера отношения разработчиков к материалам рассмотрим использование дерева. Многие производители активно применяют дерево при изготовлении корпусов головок звукоснимателей, но у Ortofon дерево используется ограниченно. В каталоге есть деревянный шелл, давно выпускающийся и хорошо себя зарекомендовавший. Кроме этого, деревосодержащий композит используется при изготовлении корпусов линейки SPU, и больше дерево нигде не применяется. Но если при разработке новой модели разработчики вдруг решат, что лучшим материалом для ее части будет дерево — они его и поставят.
Подобного подхода компания придерживается и при выборе элементов конструкции головки. Догм нет, зато есть приоритеты: качество звука, надежность, удобство использования и срок службы. Последний компания заявляет как «не менее 1000, но не более 2000 часов». Понятно, что владельцы разные, и если один слушает пластинки ежедневно, то другой — раз в месяц. Поэтому и то, как поведут себя конструкция и материалы не только под нагрузкой, но и в течение времени, тоже учитывается. Впрочем, головки Ortofon известны своей живучестью — винтажной техники этой фирмы на рынке много, и она пользуется спросом.
Модельный ряд Ortofon можно условно разделить на два направления: головки звукоснимателя для диджеев и головки для обычного проигрывания пластинок. Диджейские картриджи (12 моделей, не считая модификаций) в компании считают важным направлением, что не удивительно: Ortofon — один из лидеров этого рынка.
Hi-Fi-направление представлено не только головками: есть еще сменные иглы для MM-головок, тонармы, повышающие трансформаторы, кабели и аксессуары. Головок в каталоге — 37 моделей. В большинстве своем MM и MC типы представлены не единичными моделями, а линейками. Обычно в линейках по 5 головок, четко различающихся по параметрам или отдельным деталям конструкции. Цены на головки внутри семейств также могут значительно разниться.
Большой каталог головок — это логично, ведь для разных систем и даже под разные типы пластинок желательно использовать разные головки, одним картриджем на все случаи жизни не обойтись. В ассортименте Ortofon есть, как было сказано выше, и MM-, и MC-головки,— дешевые и дорогие, для современных стереопластинок, для раннего стерео и даже для монозаписей или шеллака. Инженеры стараются обращать внимание на все тонкости, включая то, какие пластинки издаются сейчас. А нюансов здесь хватает, начиная от жанров и стилей, которых раньше и не было, и заканчивая тем, что индустрия производства дисков испытывает трудности по причине износа оборудования и недостатка специалистов, что сказывается на качестве изданий.
И напоследок небольшое видео о заводе Ortofon, которое компания сняла в честь своего 95-летнего юбилея в прошлом году (перевод российского дистрибьютора, компании «Overton»):
История, теория и технологии — это только предыстория, а непосредственно о производстве головок звукоснимателя я расскажу во второй части репортажа, которая выйдет через неделю.
Продолжение: Репортаж с фабрики Ortofon: производство, от деталей до упаковки и сопутствующая философия (часть 2)