Мы уже рассказывали о весьма продвинутом приложении Roon. На сегодня де-факто — это основной компьютерный аудиотранспорт во всех изданиях, пишущих о Hi-Fi и High-End. Настало время поделиться некоторыми практическими соображениями по итогам пользования этой занимательной программой.

Пятьсот долларов (столько стоит пожизненная лицензия Roon) — сумма уже совсем не детская. Как раз тот порог, за которым заканчиваются беззаботные, спонтанные покупки. Но это если говорить о железках, а здесь предлагается что-то совсем абстрактное.

И все-таки смею заметить, что в Roon вбухано труда больше, чем в какой-нибудь усилитель или ЦАП аналогичной стоимости. Организовать интуитивно понятный интерфейс, прочертить все трассы, подготовить ядро, коды — это работа совсем иного уровня, чем сборка радиотехники. Инвестиции видно невооруженным глазом, как и лоск конечного продукта.

Персонально меня Roon по-прежнему не устраивает отсутствием прямого доступа к папкам, но это жалобы олдскульного Windows-червя. В остальном же сложно представить более совершенную систему доставки и распределения аудиопотока. Разумеется, можно рассматривать разные BubbleUPnP приложения, но все это меркнет перед мощью интерфейса Roon — сложного и наглядного одновременно.

Для тех, кому вообще ничего не интересно в аудиофильском плане, все будет просто, как в iTunes, но с лучшим звучанием, плюс — добавлен вшитый Tidal. На эту обширную категорию пользователей и рассчитана программа. Не только подсказки по артисту, но и, например, ссылки на аналогичные треки. Так можно будет легко сравнить мастеринг на различных изданиях, сборниках etc. А вот настоящие контрол-фрики в самой сложной сетевой конфигурации смогут заглянуть в path, чтобы узнать, какой путь преодолевает аудиопоток, прежде чем попасть на ЦАП. Можно сделать так, чтобы целостности потока ничего не угрожало, и он в точности пришел в конечный пункт, как и был прочитан с файла. А иногда нужно и вмешаться.

Например, раздел рум-коррекции Convolution позволяет загружать калибровочный wav или zip-файл с импульсной характеристикой, полученный внешними измерителями. Причем это уже от вас зависит, насколько будут круты инструменты замера. Или можно попробовать более примитивные настройки Speaker Setup с расстояниями от колонок и уровнем шума.

Тех, кто не готов затевать подобный карнавал, заинтересуют готовые пресеты под наушники, если это Audeze. Для них отведен целый раздел с моделями, причем каждый профиль можно попробовать с одним из пары фазовых фильтров — линейным и с минимальной задержкой. Для примера я захватил цифровой поток с включенными пресетами для iSine 20, iSine 10 и LCD-4.

В результате были получены вот такие компенсационные кривые АЧХ, что примерно соответствует данным наших измерений в тестах. Пока в этом разделе находятся только Audeze, но, вероятно, туда подтянутся и остальные производители. Затея хорошая, поскольку те же iSine, в отсутствие собственной DSP-проставки Cipher под Lightning, звучат хоть и живенько, но совсем без панча и баса, что сужает их домашнее применение.

К тому же, не забываем, что даже с этим фирменным DSP-кабелем Audeze не в состоянии точно обработать поток выше 24 бит/48 кГц из-за ограничений спецификаций Apple для Lightning-протокола. А у DSP Roon эти ограничения по понятной причине отсутствуют и никакого даунсемплирования до 48 кГц у хайрезов не будет. У кого нет Audeze, могут утешиться также небезызвестной функцией кроссфида. Для фонограмм раннего стерео она здорово помогает.

Еще один большой раздел — ресемплинг. Все мы знаем, что некоторые ЦАПы изящнее и точнее работают с потоком высокой дискретности, который Roon в состоянии обеспечить, причем с самыми экстремальными показателями. И действительно, благодаря инструменту ресемплинга теперь все эти безумные заявления поддержки 768 кГц и DSD512 на чипах обретают смысл, не так ли? Музыки по-прежнему в подобных форматах не планируется, но можно заслать в эти цифровые вершины обычный поток, хоть бы и из паршивого интернет-радио или Tidal.

Интеграция Roon с Tidal здесь весьма к месту, поскольку родное приложение до сих пор (позор!) не поддерживает ASIO передачу на USB-ЦАП. А теперь оно вообще не нужно: Roon умеет расколдовывать MQA-ядро, видит и присваивает соответствующие иконки ЦАПам, которые уже прописаны в ее базе, в том числе и MQA-совместимые модели, на которые передается финальные данные для рендеринга до 192 кГц. Это часть интеграционной политики Roon — лицензирование аудиожелеза для наилучшего согласования. Теперь не нужно каждый раз открывать разрозненные драйверные панели — все наглядно сведено и обновляется под одним интерфейсом.

Хотя Roon работает в своем протоколе и не находит DLNA-плееры (в том числе и мой самодельный Linux-стример), но зато смог увидеть его и еще старенькую док-станцию Onkyo DS-A5, как устройства, поддерживающие передачу Airplay. И кстати, надо сказать, что эксперименты на bit-perfect через Airplay на Linux-стример опровергли выводы моей прежней статьи на эту тему. Вероятно, тогда целостность потока нарушалась непосредственно на док-станции DS-A5, а вот сам формат Apple Airplay ни в чем не виноват и вполне умеет передавать 16-битный поток в целости и сохранности.

Единственный момент, который смущал меня как дотошного цифроеда — что будет происходить при воспроизведении Hi-Res контента? Ведь Airplay использует протокол 16 бит/44 кГц. Таким образом, 24-битному потоку потребуется дитер перед снижением разрядности, иначе — транкейт, ошибки квантования и дубовый звук. А в меню ресемплинга и намека нет на эту опцию дитеринга! Сомнения развеяло меню path — информация о прохождении сигнала, которую всегда полезно смотреть время от времени. Разумеется, Roon не забыл об этом нюансе и включил по умолчанию дитер для хайрезного сигнала перед засылкой в 16 бит.

Если вы будете регулировать уровень громкости в Roon, поток пересчитывается в 64 бит, чтобы свести ошибки квантования к минимуму — это точнее любого аналогового аттенюатора. И еще один немаловажный момент. Если из интернет-радио, Tidal или домашней библиотеки поступает lossy-файл, консоль отображает его как 24-разрядные данные. Так, по утверждению создателей, достигается лучшая точность при распаковке. Но вернемся еще раз к панели ресемплинга.

Все ресемплеры, помимо, собственно, новой частоты, предоставляют четыре вариации линейного и минимально фазового фильтров. И даже конвертация в DSD возможна двумя способами — с выбором модулятора пятого, либо седьмого порядка. Слушать-не переслушать все варианты. Польза от применения ресемплера на ряде ЦАПов несомненна: сами они со своими фильтрами гораздо хуже обрабатывают сигнал с дискретностью 44 кГц. А когда он приходит в виде DSD-потока — совсем другое дело.

Единственный побочный эффект засылки аудио на сверхвысокие частоты — это нагрузка на процессор компьютера со всеми вытекающими из этого перегревом и завываниями кулера. Но, это касается самых граничных частот дискретизации. Контролировать нагрузку можно в том же меню path, где будет указана Processing Speed. Если она больше единицы, значит процесс идет с опережением и буфер не опустошен. Например, при конвертации FLAC-потока Tidal в DSD128 у меня path показывал 1.9x против 6.4x на режиме пересчета аналогичного контента в PCM 705,6 кГц. При некратном апсемплировании 44,1 кГц в топовые 768 кГц скорость обработки падает вдвое, но все равно остается выше, чем DSD-модуляция из PCM.

В принципе, компьютер, на котором стоит ядро Roon, не обязательно должен быть вашей настольной машиной. Это вообще может быть системный блок где-то в чулане, муки которого никто не слышит. И даже монитор не будет нужен после первичной установки. Всем можно будет полноценно управлять через приложение на планшете.

В заключение я приведу для примера несколько замеров одного своего старенького ЦАПа, на который через USB-конвертер SOtM подавался сигнал с Roon, том числе и с включенным апсемплингом. Речь идет о мастеринговом устройстве Mytek DAC96 — в свое время именно с него начался мой дрейф в сторону профоборудования. Важным элементом, отличавшим его от остальной подобной техники, была так называемая цепь Superlock — своего рода встроенный SRC-режим с повышением дискретизации до 192 кГц.

Mytek DAC96 в данном режиме звучал очень здорово и даже более убедительно, чем, например, мой легендарный ЦАП Museatex Bitstream и уважаемые CD-плееры Bryston, YBA и Electrocompaniet EMC 1. Это я говорю к тому, что речь не идет о какой-то прошной железяке, на которой все играет одинаково плоско. К слову сказать, следующая модель Mytek, уже более раскрученная на хайфайном рынке, DSD192, использовала вместо Asahi Kasei AK4396 преобразователь Sabre ES9018 и демонстрировала совсем другой характер саунда, не снискавший у меня симпатии.

Superlock в Mytek DAC96 был сделан отключаемым на передней панели, чтобы пользователь имел понимание, как будет звучать микс на обычных Hi-Fi CD-проигрывателях. Клянусь, так и было сказано в инструкции. Теперь посмотрим, сможет ли Roon заменить Superlock в старом ЦАПе. Не будем грузить ядро и установим ресемплер в Roon на двукратную частоту 88 кГц.

Измерения показывают, что гармонические искажения, хоть и незначительно, но снижаются в режимах апсемплинга. АЧХ становится более отвесной и приближенной к частоте Найквиста.

При этом Superlock, всего на 1 дБ уступая всем остальным по уровню шума, — единственный, кто демонстрирует доминирование второй четной гармоники. Вот она — музыкальность, придающая веса аккордам.

С этого материала я, наконец, ввожу долгожданную оценку джиттера устройства. У меня по-прежнему нет инструментария, позволяющего получать его абсолютные значения. Однако приложение MusicScope позволяет выводить общий характер распределения джиттера и замерять отдельные пики.

Уровень джиттера Mytek DAC96 с отключенным Superlock
Уровень джиттера Mytek DAC96 с включенным Superlock
Уровень джиттера Mytek DAC96 при подаче потока, апсемплированного Roon до 88 кГц (Superlock отключен)

Надо сказать, что у Mytek DAC96 наблюдались две боковые полосы в области 100 Гц, и ни один ресемплер с ними не справился, даже собственный Superlock, понизивший их всего на 15 пикосекунд. Разумеется, пример с Mytek может показаться кому-то очень специфичным, поскольку по ряду признаков это не совсем типичное аудиожелезо (за что мною и ценимо). Но тем не менее, именно оно позволяет сделать несколько выводов о пользе применения Roon:

1. Roon может изменить звучание вашей системы, если у него будут данные калибровочного файла.

2. Roon может изменить звучание ваших наушников (в случае с Audeze уж точно), благодаря эквалайзеру и кроссфиду.

3. Roon может изменить звучание вашего ЦАПа, благодаря множеству фильтров и расширенной базе ресемплера вплоть до 768 кГц и DSD512.

4. Roon, как и приложение Tidal, осуществляет первичную распаковку ядра MQA до 96 кГц и в отличие от него поддерживает ASIO. На совместимый MQA-ЦАП передаются коды для рендеринга следующего уровня на 192 кГц (если таковой присутствует в исходных MQA данных) .

5. Roon представляет собой надежный аудиотранспорт, но если ЦАП обладает собственным джиттером, все аппаратные средства Roon не в состоянии сделать его ниже.