Технический прогресс вторгается в нашу жизнь, не спрашивая разрешения. Однако какими бы совершенными ни были нынешние технологии, увлеченные конструированием аудиофилы обращают свои взоры к истокам индустрии, а именно к винтажной технике.
Чего же так не хватает современной высокотехнологичной цифровой AV-электронике для развлечений? Скорее всего, однозначного ответа мы не получим. Хотя бы потому, что звуковое восприятие и жанровые музыкальные предпочтения во многом индивидуальны. Единственное, в чем нет сомнений, это стремление производителей и любителей-самодельщиков извлечь из своих детищ звук, идентичный натуральному. Идеальным примером такого позитивного развития отрасли, на наш взгляд, может послужить хобби одного из наших старых знакомых. Описание AV-системы Александра в рубрике «Инсталляция» мы публиковали уже дважды (S&V ноябрь 2006, S&V февраль 2008) и всякий раз получали удовольствие от общения и кардинальных улучшений звука его системы. Напомним, что, однажды увлекшись рупорным звуком, аудиофил переслушал немало колонок данной конструкции. В итоге его привлек достаточно яркий и динамичный звук рупорных АС на основе японских компрессионных динамиков Goto. В ходе экспериментального прослушивания с различными серийно выпускаемыми ламповыми и транзисторными усилителями конструктор заметил, что в звучании некоторых музыкальных инструментов, например, фортепиано, присутствует некий механический оттенок, т.е. не хватает естественной теплоты и комфорта.
Если в многоканальном режиме такое звучание было не очень критичным, то в классическом стерео недочеты были чересчур явными. Первым делом хозяин студии решил упростить фронтальные АС, т.е. вместо 4-полосной системы сделать 3-полосную АС. Басовый рупор по расчетам должен быть длиннее, а от активных кроссоверов и вовсе надо отказаться. Что ж, теоретически все правильно — чем меньше в звуковом тракте передаточных звеньев, тем благотворнее это сказывается на качестве звука. Руководствуясь этим золотым правилом, Александр решил доработать басовые драйверы Goto, а СЧи ВЧ-динамики (выше 15 кГц) поменять на более музыкальные. Но самое главное — частотную нарезку осуществить акустическими средствами: специальная ткань, поролон, войлок и т.д. С этим процессом, включающим в себя массу измерений, конечно, пришлось помучиться, но овчинка стоила выделки.
Примечательно, что расчеты и чертежи для изготовления Г-образного (90°) 6-секционного басового рупора общей длиной 3,6 м Александр выполнил сам, а по поводу всего остального пришлось обращаться к «товарищам по партии». В частности, у одного специалиста заказывались трансформаторы из железа и проволоки выпуска тридцатых годов, другой выручил с СЧ-динамиками (Лоутер – Руллит), а третий великолепно справился с пайкой ламповых усилителей, фонокорректоров, блоков подмагничивания и ЦАП’ов. Для басовых рупоров изготовили однотактники: на входе лампа EF14 в триодном включении и две лампы ГМ-70 с выходными трансформаторами (по одной на каждый драйвер Goto).
Что касается AV-источников и процессора для ДК, то здесь тоже произошли серьезные подвижки. Например, вместо SACD-транспорта Esoteric P-01 Александр предпочел винтажный аппарат с более мягким звуком — Philips CD 960 (используется тоже как CD-транспорт). Предусилитель со сквозным каналом, ЦАП (на Telefunken EF14) и фонокорректор, естественно, ламповые и сделаны на заказ. В общем, работа по комплектованию системы была проделана колоссальная: многочисленные сессии прослушивания, замена ламп, динамиков и т.д. После увлекательного рассказа хозяин предложил нам немного отдохнуть.
Разместившись в шикарных датских креслах, которые безо всяких моторизованных механизмов принимают нужное положение, мы словно под наркозом погрузились в магию прослушивания. Для начала хозяин студии продемонстрировал кинотеатральные возможности своей системы. Он установил на лоток BD-проигрывателя Pioneer BDP-LX 90 диск с записью джазового концерта в честь 75-летия Куинси Джонса. Таких сильных эмоций мы давненько не испытывали! Звучание инструментов и голос исполнителя настолько реалистичны, что хочется слушать, слушать и слушать. Экс-фронтальные тыловики и центральная АС (обе АС на доработанных динамиках Goto) тоже отыграли на славу. Кстати, с выбором HD-видеопроектора JVC DLA-HD 990 Александр попал в точку — изображение не просто четкое, контрастное и в меру яркое, но еще и очень комфортное, цвета натуральные. Следующую сессию уже 2-канального прослушивания открыл CD-проигрыватель Philips CD 960.
Первый же трек — соло на контрабасе знаменитого Брайана Бромберга (Brian Bromberg) — сразу же показал, на что способны новые басовые рупоры собственной конструкции и сделанные на заказ ламповые усилители: сочность, сбалансированность и драйв. Традиционно за CD-проигрывателем слово предоставляется виниловой вертушке Kuzma Stabi XL4. Поистине живое исполнение джаз-квартета L.A. 4 (трек Nouveau Bach) закрепляет и без того удачную демонстрацию рупорных АС Александра. Но побывать в его домашней студии и не оценить работу профессионального катушечника Studer A812 с новыми АС было бы по меньшей мере не разумно. Кстати, после модернизации с помощью лампового корректора аппарат воспроизводит 2и 4-дорожечные записи. Легендарный исполнитель Роберт Крэй с композицией «Playing In The Dirt» поставил завершающую точку нашего третьего визита. Помнится, последний раз мы были в домашней студии-лаборатории три года назад. Прямо скажем, положительные впечатления от столь грандиозных перемен просто зашкаливали. Хотя Александр и говорит, что процесс поиска совершенного звука несколько замедлился и появилось время для прослушивания любимых композиций, но к данному высказыванию мы все же отнеслись скептически. Уж больно много дел предстоит. Например, скоро будет готов новый пентодный усилитель, который непременно раскроет еще больше музыкальных нюансов. Широкополосный рупор из лиственницы, который сейчас входит в состав фронтальных АС надо заменить на «дудку» из американского ореха. А самые глобальные процессы модернизации должны коснуться помещения: не плохо было бы изменить геометрию стен и потолка, а вместо отделки стен плиткой «необработанный камень» нашить что-нибудь типа блок-хауса. Так пусть же процесс обновления останется стабильным и приносит еще больше положительных эмоций!
Экспликация оборудования (вверху)
01 — фронтальные АС бас на двух драйверах Gоtо, нагруженных на 45-герцевый рупор (50–200 Гц), СЧ-рупор — динамик Руллита на подмагничивании (200–12 000 Гц), твитер — Fostex T-500A MkII
02 — центральная АС 3-полосная рупорная система с активным кроссовером полностью собрана на драйверах Goto
03 — тыловые АС 4-полосные рупорные системы собраны на драйверах Goto
04 — активный сабвуфер Velodyne 1812SE (18–50 Гц)
05 — проекционный экран Stewart LXC135H
06 — видеопроектор JVC DLAHD 990
07 — AV-процессор Denon AVP-A1HD
08 — Blu-ray-проигрыватель Pioneer BDP-LX90
09 — сетевой медиаплейер Dune HD base 3.0
10 — спутниковый HD-ресивер Topfield TF7710HD PVR
11 — CD-проигрыватель Philips CD 960 (как транспорт)
12 — виниловый проигрыватель Kuzma Stabi XL4 с тремя тонармами: Origin Live, Ikeda IT-407, SME 3012, головки: Transfiguratoin Orpheus, EMT TMD 25 (mono), Ortofon SPU Gold, Lyra Titan
13 — ЦАП Audio-tube на лампах Telefunken EF14 (на заказ)
14 — катушечный магнитофон Nagra T-Audio
15 — катушечный магнитофон Studer A812
16 — кресла Дания 3 шт.
17 — усилитель для СЧдинамиков (фронт) Audio-tube на лампах 2A3 (на заказ) 2 шт.
18 — ламповый предварительный усилитель Audio-tube (на заказ)
19 — ламповый фонокорректор Audio-tube (на заказ)
20 — усилитель для фронтальных басовых рупоров с двойными выходными каскадами Audio-tube на лампах ГМ-70 (на заказ) 2 шт.
Текст: Аркадий Коротов
Фото: Дмитрий Алексеев