Обсуждали выставку и поняли, что молодежи-то много. И приходят они не по причине фанатизма советских аудиофилов или поиска статусности аудиофилов постсоветских, а потому, что для этих молодых людей важна просто «звуковая гигиена». На этой мажорной ноте заканчиваем наш поход по выставке. А тем, кто там тоже побывал, предлагаем оставить свои впечатления в комментариях.
Часть 1: Такой разный Hi-Fi
Часть 2: Проекторы, наушники и игровая комната
Часть 3: Хайэнды разные нужны
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/235d12c8df2875f7c1774b0163248957.jpg)
Новая система Slonov Sound Design — Model 240 MKII. В этом году, кроме непосредственно акустики со знакомой уже активной концепцией и разделением каждой полосы в отдельном корпусе, прибавились еще фирменные системы питания Momentum Magnum и Maximum, конечно же, очень внушительных габаритов. Хотя миниатюризации здесь я и не ожидал. По звуку и в целом в первые два дня выставки — результат уверенный. В последний день, как мне рассказывали, что-то пошло не так (подозреваю, что дело в настройках системы под помещение, имеющийся в комплекте процессор это предполагает), но проверить самостоятельно я уже не успел, а по первым двум дням впечатления остались положительные.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/951d16ac4ee5f1856946a8f8b92701a1.jpg)
Смесь классических технологий и современной «цифры» — Avantgarde Acoustic ZERO TA XD с активным басом и цифровым процессингом и совсем не аналоговые NAD M-серии. Пожалуй, по-своему интересно звучало, но расслушать было сложно — слишком маленькое помещение и всегда много посетителей.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/8911cfbc1485f9fabd151b48941fd2d1.jpg)
Обновленные до второй версии Sonus Faber Aida, полная система из компонентов Audio Research и новый проигрыватель Thorens TD 907 (недавно протестированный и очень интересный). По первым впечатлениям совсем не зря акустику Aida подвергли доработкам: у первой версии не все было хорошо, сейчас же получился большой, масштабный звук, сбалансированный и детальный. Увы, цена… это не просто дорогая, а очень дорогая акустика. И прогнозировать ее дальнейшую жизнь на рынке, учитывая то, что в этом сегменте конкуренция велика, я не возьмусь.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/a6e1d3657c37441ae2cc2445363f02cd.jpg)
Музыкально-кинотеатральная система на основе новой линейки Sonus Faber Homage Tradition и электроники McIntosh. Внешне — эффектно. По звуку понравилось меньше — слишком ярко, резко, временами не хватало детальности. Возможно, частично это вина помещения, или вопросы настройки системы.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/1bbed5c86afcb49428c6a1f80cf55dfd.jpg)
Новинка McIntosh, ставший младшим в линейке проигрывателей аппарат, получила название «MT2». Сделан аппарат аккуратно, функционал выглядит неплохо, преемственность в дизайне и конструкции по отношению к старшим моделям прослеживается. Возможности прослушивания не было, поэтому судить можно только по внешним признакам, а в них не понравилась только отделка краев верхней панели — разнокалиберные черные точки здесь непонятно зачем, и напомнили они лишь о том, что похожим образом обрабатываются края автомобильных стекол. Какое отношение это имеет к выверенной и сложившейся за годы стилистике McIntosh, сказать сложно.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/fe06c2a7bbcba73a591f9cb5d335e6ed.jpg)
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/535679357e909228e502e80d549e15c0.jpg)
Немецкой техники T+A было представлено много, но, что интересно, кроме привычных компонентов старшей и средней линеек, было много миниатюрных коробочек (скорее их можно причислить к ресиверам, как линейка Cala, или связкам универсальный источник + усилитель в разных, но некрупных корпусах, как 8-я серия), по традиции производителя буквально напичканных функционалом, да и в плане дизайна не обделенных. К этому как-то сложно привыкнуть, но подобный сегмент явно востребован рынком.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/6dbc6d694816557dc534bf31a2860600.jpg)
Новые модели T+A из средней, уже полноразмерной линейки — универсальный плеер и усилитель 2500-й серии и новая акустика Talis S 300. Идеологическая преемственность очевидна, а в плане звука — нужно будет при случае вслушаться повнимательнее, в более подходящих условиях. На выставке сложилось впечатление, что со звуком все неплохо, но может быть еще лучше.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/a3778aa4bed9600af4255d5b1c333a9e.jpg)
Разные сочетания акустики Acoustic Energy и электроники Creek. Пожалуй, все это выглядит и звучит лучше, чем стоит. Заметных перекосов в звуке заметно не было, скорее наоборот — звук подкупал и фирменной узнаваемостью, и неплохой уравновешенностью.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/2d649d3532d505a8849fabd286292c99.jpg)
Самая разная акустика Dali, топовый «комбайн» Naim Uniti, компоненты Densen и проигрыватель виниловых дисков Transrotor ZET 3 в непривычном белом цвете. Даже фонокорректор Ear нашел себе местечко. Послушать можно было разное и в разных вариантах, но мне понравился и запомнился один забавный эксперимент. К Naim Uniti подключили самые-самые младшенькие полочники Dali Spektor 2 с ценником в 12 000 рублей. И мало кто поверил бы при прослушивании, что эта акустика может так играть. Впрочем, источник и усиление не стоит списывать со счетов, а верхний Uniti не совсем дешевая и уж точно не простенькая вещь.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/0121bc8e09c4474673bcd517a838a399.jpg)
Ставшая уже в своем роде традиционной для выставки многоканальная система, построенная на основе акустики JBL, усиления Mark Levinson с добавкой профессионально-инсталляционной техники. Вот здесь посидеть послушать и посмотреть рок-концерт можно было весьма неплохо, даже в неподготовленной комнате.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/d3b57ae816332726604210b86529c283.jpg)
Новая линейка Paradigm Persona — старшая во всем модельном ряду производителя серия, акустика, которую долго ждали и представляли весьма громко. 7F — старшая пассивная модель, за ней идет только 9F с активной басовой секцией, центральный канал и сабвуфер — тоже из линейки Persona. Интересная конструкция и материалы, неординарный дизайн (на мой вкус, в белом исполнении акустика выглядит лучше). Фирменный парадигмовский звук узнается, только он стал строже, изысканнее. Однако осталось ощущение, что от этих колонок можно получить еще больше.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/7a2cb139b2118ed7abd57ad4bdf25ee1.jpg)
Стендовое моделирование того, что можно сделать стационарно, используя старшую линейку встраиваемой акустики Dali, включая фронты PHANTOM S-280. Пожалуй, даже в таком варианте эффект превосходит ожидания и разубеждает во мнении, что встраиваемая акустика обязательно должна быть хуже. Хороший наглядный эксперимент получился, как по идее, так и по реализации.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/8237b98e05604fe6092401eabf745f7d.jpg)
Акустика Focal Kanta в необычном исполнении с голубой передней панелью и отделкой корпуса шпоном ореха. Усиление Denon PMA-2500NE и цифровой источник Denon DCD-2500NE. На деле получился очень неплохой звук, чуть светлый, ровный и спокойный. После некоторых «нервных» выставочных систем здесь просто захотелось посидеть и послушать музыку, при том, что акустика неплохо управлялась с самыми разными жанрами.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/766de702d45b13b6a114ed09f73bc984.jpg)
Полная система «в себе» производства Steinway Lyngdorf — активная дипольная акустика, собственный цифровой источник-процессор, пара активных сабвуферов. Выглядит неплохо, стоит баснословно дорого, но во многом больше похожа на очень дорогой музыкальный центр, который можно красиво и статусно вписать в интерьер. Звук… Как сказать? Звук вроде бы есть, и достаточно цельный, но несколько искусственный — всю эту цифру и обработку слышно. Хотя ощущение дорогого лоска тоже присутствует, как будто в DSP-процессор заложили специальнейший алгоритм «играть дорогой лоск».
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/e74474ea7e2bf18daf3565f15540bb31.jpg)
Вызвавшие много споров колонки Sonus Victor Luna и электроника Tarim Audio. Акустика при ближайшем рассмотрении сняла большую часть вопросов, а ее форму можно полностью оценить только при личном знакомстве. О дизайне спорить не вижу смысла — он такой, какой есть, и, пожалуй, внутри самого себя имеет право на существование. Если я о чем бы и поспорил, так это о конструкции ножек между корпусами и основанием.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/920eb76770128fe75a908f2a08de5373.jpg)
В плане звука система отыграла очень неплохо, а если какие-то огрехи и были, так скорее организационного характера — сочетание комнаты и расстановки давало такой эффект, что, например, звук при закрытой и открытой двери отличался сильнее, чем у многих других участников. И в рамках выставки сложно было приноровиться к громкости звучания разных источников и записей.
Личное мнение
Каковы общие впечатления от выставки? Все скорее камерно, но спокойно и достаточно качественно. Да, без прежнего размаха, но его не было ни год, ни два назад. Но также я не могу сказать, что экспозиция была маленькой или скучной. Скорее прагматичной, если можно так выразиться. Хотелось бы, конечно, увидеть на одной выставке всех российских дистрибьюторов, но это утопия. Как и ожидание увидеть большинство маленьких компаний, специализирующихся на достаточно редкой технике. Ну а большие игроки рынка были почти все, причем с неплохой программой и достаточным выбором техники. Без излишнего пафоса, с упором в большинстве случаев на то, что можно выгодно показать и предложить потенциальному покупателю.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/e689607234e0483be7decf0fb8fe0d3a.jpg)
Что понравилось? Неплохая подготовка и проработка систем, даже с поправкой на всю выставочную специфику. А кроме того, чуть изменившееся отношение к музыкальному материалу — нет, конечно, салонный джаз и «дарксайд» никуда не исчезли, но классической музыки включали явно больше, чем раньше. Проведя на выставке все дни ее работы, это изменение отношения к выбору записи я отследил совершенно точно.
И еще один момент, как я надеюсь, уже явно уходящий в прошлое: из года в год все меньше встречаются случаи, когда в комнаты натаскивали невообразимое количество техники, чтобы просто ее показать. Нет, сейчас все чаще упор идет на основные и звучащие системы, а не на демонстрацию техники в виде мебели.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/7bf38458420a5bf3ead0acc4a44cde30.jpg)
Со стороны посетителей тоже ситуация немножко да меняется. Праздношатающегося люда все меньше — видимо, на пользу пошло отсутствие случайного потока с того же «Фотофорума», — а вот людей молодых и заинтересованных стало очевидно больше, что хорошо заметно. Раньше я как-то не задумывался о причинах, но когда мы обсуждали выставку на редакционном круглом столе, мне понравилась идея @YG. Суть ее в том, что приходящие молодые люди приходят не по причине фанатизма советских аудиофилов или поиска статусности аудиофилов постсоветских, а потому, что для этих молодых людей важна просто «звуковая гигиена». Им не все равно, что и в каком качестве слушать, как, например, человеку, ведущему здоровый образ жизни, не все равно, что есть и какую воду пить. Интересная идея! Нужно будет понаблюдать за происходящим, чтобы понять, а как же на самом деле.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/129c9f653119d4f85de04be31f43b961.jpg)
От себя тоже попробую как-то объяснить это изменение (подчеркну, заметное) в составе посетителей на примере некоей выборки наблюдений из личной практики общения с самыми разными людьми в аудиофильской среде. Действительно, молодой аудиофил есть, только на форумах он меньше заметен, потому что зачастую сам может собрать всю нужную информацию. То есть влезать в дискуссии и просить советов ему не нужно, разве что спросить о чем-то совершенно конкретном — обсудить точный выбор или настроить конкретный проигрыватель. Просто тут работает совершенно другое умение пользоваться информацией. Кроме того, здесь заметна совершенно новая система распределения ценностей.
![](http://img.stereo.ru/Gorbatov/732521363503b196d5d870fc498caf06.jpg)
К примеру, возьмем человека 25-27 лет, который уже неплохо состоялся в карьере и может позволить себе приличную аудиосистему. Вместе с тем многое из того, что представляло интерес и ценность для людей прошлого поколения, ему просто неинтересно. Часто у такого человека нет ни машины, ни дорогих часов на руке, совершенно простая и скромная одежда, никакого пафоса и внешней статусности… Однако если присутствует интерес к звуку, то компоненты в систему, даже достаточно дорогие, приобретаются без трепета и ритуалов, просто как вещь для удовольствия и любимого увлечения, а не чтобы произвести впечатление на соседей или форумчан презентаций на тему «У кого кабель толще». Пожалуй, это тоже интересные наблюдения, ну а к чему все это приведет рынок можно будет увидеть уже через несколько лет.
Часть 1: Такой разный Hi-Fi
Часть 2: Проекторы, наушники и игровая комната
Часть 3: Хайэнды разные нужны