Надеюсь, больше никогда ни одну заметку, обзор, колонку и бог знает что еще я не начну с фигуры речи про карантины, изоляции, локдауны и прочее. Но вот действительно: время спровоцировало домашнее музицирование, записывание альбомов по интернету, сетевые прямые эфиры, от которых уже всех тошнит, и так далее.
Ну все, мы в полном офлайне. И можем наслаждаться прекрасной — без оговорок — музыкой. В нашем обзоре четыре альбома, из которых три — прямо-таки камерный минимализм. Дуэты. Душераздирающие спиричуэлы и иронично-плясовой Шнитке. Русские израильтяне и русские американцы. И все такое пикантное и изобретательное!
Boris Kozlov, David Kikoski «Sure Thing»
Дуэт крутейшего американского контрабасиста Бориса Козлова (постоянный участник биг-бэнда Мингуса и «заместитель» Мингуса, соответственно) и лирично-романтично-виртуозного пианиста Дейва Кикоски.
Красивая камерная работа. Как сказал бы любитель мемов, просто и со вкусом. Нет, не очень просто — изящно и тонко. Но для восприятия несложно. Диалог инструментов. Акустические кружева. Блеск!
Archie Shepp & Jason Moran «Let My People Go»
В ту же тему дуэтов: саксофонист и живой классик Арчи Шепп и пианист моего возраста Джейсон Моран — тоже давно уже крупная фигура. Два очень своеобразных чувака, такие жесткие квазиавангардисты. Здесь — именно что «квази».
Играют народное-душевное, начиная, собственно, с «Go Down, Moses» и «Sometimes I Feel Like a Motherless Child».
Falkor Ensemble «A Drop of Mercy» EP
Израильский квартет — записные лирики!
Саксофонист — то агрессивный, жесткий, как наждак, то упоенный лирик, то накручивающий с дикой скоростью триольные вертушки. Тембры сакса и гитары, кстати, изумительно сочетаются, прямо-таки сплавляются… haute cuisine — высокая кухня джаза. Для широкой аудитории — самое то.
Может быть, там есть какая-то израильская чувствовщинка такая, близкая нам, русским… Но ничего утрированно еврейского. Гитарист-лидер Евгений Шавельзон — наш бывший соотечественник. Возгордимся!
Daniel Hope, Alexey Botvinov. «Schnittke: Works for Violin and Piano»
Лирический Шнитке, нежный Шнитке… это вообще как? Такое бывает? А то! Звездный скрипач Дэниел Хоуп записал камерную музыку Шнитке в компании с украинским пианистом Алексеем Ботвиновым (к слову, релиз сопровождали несколько цифровых синглов, записанных с нашим соотечественником баянистом Айдаром Гайнуллиным — тоже штука крайне пикантная и любопытная).
Для Хоупа это не простая и не проходная работа. Он — настоящий фанат Шнитке. Мало того, он даже знал композитора лично: заявился без приглашения в его немецкий дом… и подружился.
«Для меня важнее всего сочинения Альфреда Шнитке, с которыми я провел много времени на сцене и в студии. Этот композитор мне очень близок, мне посчастливилось знать его. В Гамбурге в начале 90-х мы не раз встречались, беседовали, и позже в Лондоне, в Королевской академии музыки я провел большой фестиваль к его 60-летию: мы сыграли 22 сочинения Шнитке, включая Первую симфонию!».
Хоуп «премьерил» неизвестное, «откопанное» сочинение Шнитке: «Мне позвонили из издательства Sikorski по просьбе Ирины Шнитке: они обнаружили его раннюю Скрипичную сонату и предложили записать ее. Что я и сделал».
Теперь вот собрание миниатюр Шнитке. Как бы безмятежная «Сюита в старинном стиле». Игривая Полька из «Гоголь-сюиты». Грандиозная Вторая соната для скрипки и фортепиано. И мадригал памяти Олега Кагана для скрипки соло в исполнении Дэниэла Хоупа. Есть и настоящий хит — известная мелодия из фильма Элема Климова «Агония» (см. видео).