Нужно ли каждый раз подстраиваться головку под кассету? • Stereo.ru
Вопрос MikhailN 20

Нужно ли каждый раз подстраиваться головку под кассету?

Решил вспомнить молодость. Купил кассетные деку Akai. Обратил внимание, что большинство кассет фирмы "Союз" звучат очень хорошо, а фирмы "Solid Records" большинство не очень звучит. Вот пытаюсь понять, это "левые" кассеты или нужно под каждую кассету подстраиваться головку? Помню на советских мафонах под каждую кассету подстраивали головку.

Ответы

Red_Cat @Igor_Golochshapov

Исправный подстраивает. Только исправный с точки зрения сервиса. Я не уверен, что такие найти можно. В любом случае, проверить невозможно технически.

alexgenator @Red_Cat

Один из таких аппаратов у меня дома находится, и система автоазимута у него технически исправна (пока). Хотя можно придираться к концепции ее работы, но система реально решает проблему.

Nevermind_ekb

Возможно проблема не столько в азимуте, сколько в самой фонограмме. Студийки отписывались на тиражном оборудовании- на быстрой скорости и сразу обе стороны в один проход. Особенного качества от них ждать не приходится. Я бы не советовал крутить голову фирменного аппарата, а если хочется слушать кассеты - проще их перезаписать с CD или файлов lossless.

Red_Cat

Совет только один. Отдайте мастеру для проверки и настройки головки. И никогда не трогайте их. Если студийная кассета звучит плохо, это или запись такая или просто брак. Хотя бракованные кассет мне попадались всего пару штук за 40 лет. Я правда никогда не покупал непонятный левак. Подстраивать головку под брак, мне не кажется разумным.

MikhailN @Red_Cat

А как Вы различаете студийную кассету от левака? Вот у меня есть три кассеты Чижа "Перекрёсток" и всё разные)))

Red_Cat @MikhailN

Вот поймали меня. Когда я слушал кассеты, то мне не приходило в голову покупать кассеты с отечественными исполнителями. Либо сами писали , либо в проверенных студиях. Но пленка всегда была своя.

alexgenator @Red_Cat

Пытаюсь поставить себя на место этого мастера. По хорошему, регулировка азимута производится по измерительной кассете с помощью осциллографа и фигур Лиссажу. Проблема в том, что измерительных кассет сейчас не существует и существовать не может. Измерительная кассета может эксплуатироваться не более чем полгода, после чего должна утилизироваться. Эталон, таким образом, потерян. В лучшем случае мастер будет использовать просроченную измерительную ленту. На худой конец - ленту, самостоятельно записанную на аппарате высокого класса, у которого гарантировано не трогали голову после заводской настройки. Мастеров таких сейчас по пальцам двух рук можно пересчитать.

Это не в коем случае не возражение против Вашего безусловно правильного совета (плюсанул), это скорее грусть от сложившейся ситуации.

В дополнение к своему предыдущему посту добавлю следующее. Если все же решили крутить головку у аппарата, на котором НИКОГДА не будет производиться запись, если есть уверенность, что в этом аппарате головку никто никогда не трогал, то: найдите качественную кассету с толстой пленкой, то есть на 60 минут звучания. Запишите на эту кассету музыку с обилием ударных инструментов. Уберите эту кассету куда подальше.

Red_Cat @alexgenator

Во всех инструкциях по сервису описано, как должна настаиваться головка. И не только головка. Пару лет назад еще можно было купить тестовую пленку в новье. Цена конечно неблагородная была. Но это и не для user, а для profi. На слух делать настройку точно нельзя. Должно быть настроено правильно с технической точки зрения. Настройка на слух зависит и от других элементов воспроизведения. К сожалению правильно и нравится - разные вещи. Поменяете усилок и разонравится. А плёночка уже записана неправильно.

alexgenator

Вопрос не такой простой, на самом деле. И ответ на него в зависимости от ситуации: от совершенно нельзя до совершенно необходимо.

1. Магнитофон хоть и редко, но используется для записи. В этом случае трогать головку ни в коем случае нельзя. Иначе все ваши записи будут сделаны с разным азимутом. В этом случае надо один раз выставить азимут правильно и больше никогда не трогать. Исключение из этого правила: головка записи и головка воспроизведения - отдельные и регулируются независимо. Но такое бывает только на накамичевских деках.

2. Магнитофон используется только для воспроизведения студийных и собственных кассет. В этом случае крутить нежелательно, но можно. По крайней мере, можно понять, в каком диапазоне идёт разброс азимутов у студийных кассет, выставить усреднённое значение и больше не трогать.

3. На магнитофоне воспроизводятся самые разные кассеты, в том числ и записанные друзьями. Придётся крутить.

И ещё два случая:

4. Вы переписываете с кассеты на кассету двумя магнитофонами или на двухкассетный деке.

5. Вы оцифровываете кассету и выкладываете ее на рутрекер.

В этих случаях на воспроизводящем аппарате регулируем головку обязательно, а на записывающем - ни в коем случае.

Ничего страшного в регулировке азимута нет. Регулировка достаточно «острая» и оптимальное положение легко находится на слух. Остроту регулировки можно и нужно повысить, смешав два стереоканала в моно. И это более правильно. Строго говоря азимут левого канала может отличаться от азимута правого при неточном изготовлении головки.

Но хочу предостеречь! Трогать можно только один винт, который ДАЛЬШЕ от направляющих. В большинстве случаев направляющие на головке слева, а винт справа (не всегда!). Ошибка приведёт к тому, что собьется установка головки по высоте. А это - катастрофа. На слух правильно выставить высоту головки невозможно.

У реверсивных вращающихся головок при при прямом ходе крутим правый винт, при обратном ходе - левый.

Согласен с предыдущем автором. Уход азимута приводит к очень неприятному «зализыванию» высоких частот, и меня это тоже бесит.

Igor_Golochshapov @alexgenator

Я делал так: при записи на деку, выступаюшую образцовой, в один из каналов подавал инвертированный сигнал, не слишком высокочастотный, порядка 10 кГц (чтобы ПАМ меньше мешала) и, воспроизводил на настраиваемом магнитофоне, также смешивая в моно.

Правильная настройка - минимум выходного сигнала. По минимуму отстраивать проще, нежели по максимуму (как и при радиопеленгации). Попутно появляется возможность приблизительно оценить фазовую разницу между дорожками самой кассеты. Чем ниже при воспроизведении уровень смешанного (с инвертированием в одном из каналов) ВЧ сигнала, тем меньше разница фаз кассеты.

Wadim

А что значит:

подстраиваться головку?

Только при записи идет подстройка, да и то не головки, а подмагничивания.

При воспроизведении делать ничего не нужно.

Да, настройка азимута может быть только одна - правильная. Если у вас с разными кассетами разный результат, то это вопрос к тому, как записана кассета.

BigD @Wadim

это вопрос к тому, как записана кассета

Не совсем, возьмем моторизованную настройку азимута у старших Наков

Perry

В идеале азимут должен быть везде одинаков, у всех магнитофонов . На практике - везде вразнобой . У меня всегда рядом была отверточка, для подстройки на слух . Если азимут на магнитофоне, на котором записывали, и том, на котором воспроизводим, отличается сильно (четверть оборота винтика, к примеру), мне это свербило сильно, и не только падением верхних частот, при таком воспроизведении возникает какое-то специфическое и гадкое искаженьице . Это неприятная проблемка, но у меня отмахиваться от нее не получалось, как наверняка многие посоветуют

MikhailN

Ну вот я также помню из советских времён, что рядом с магнитофоном была отверточка и подстраивали не задумывались. Кассету вставил, подстроил звук и кайф)) А вот теперь я в сомнениях, как-то боязно лезть в японскую технику))

Igor_Golochshapov @Perry

Японскость не делает В чём то Вы правы. По идее, почему бы и не покрутить, если криво. Не для космоса же, в самом деле, аппарат. Сама ситуация: надо крутить - не надо, тут как повезёт. Сам пишешь, тут всё понятно. Вопрос может возникнуть, когда появляются сторониие кассеты. У меня например, вообще никогда не было необходимости трогать головку. Хотя нынешняя дека присутствует уже четверть века.

В течении 90-х, в самую эпоху массового использования кассет и засилья киосков с тиражкой, я никогда в таких киосках не покупал. Всегда признавал только качественные записи, да и вообще, пихать в свой аппарат непонятного происхождения кассету, ну на фиг. В нашем областном центре была популярная студия звукозаписи, которая, опять же на японских деках, за вменяемую стоимость записывала с компакт дисков на кассеты.

Притом, могла и на собственные (фирменные), а выбор чистых кассет у них был широкий. Я обычно привозил свои, запечатанные. И хотя деки для записи были недорогие (в основном Айвы какие то, 460-е, по моему), проблем с азимутом и с качеством в общем, у их кассет никогда не было.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.