В интересных и перспективных конструкциях у наших разработчиков недостатка нет. Те, кто хоть раз бывал на выставке «Российский Hi-End», не дадут соврать. Однако изготовить и довести до совершенства единственный экземпляр своего детища — это одно, а организовать производство (даже самое мелкосерийное) и обеспечить присутствие модели на полках аудиофильских салонов — совсем другое. 

Мало того, нужно еще суметь очаровать покупателя, ведь конкуренция на этих самых полках нешуточная. И тягаться придется с брендами, чьи основатели первые радиолампы собственноручно из аптечных пузырьков выдували. Шутка, конечно, но вы меня поняли.

Герой нашего сегодняшнего рассказа как минимум два этапа этого пути уже преодолел. Во всяком случае, в магазинах и на онлайновых площадках он появился, и обратить на себя внимание ему, похоже, удастся без труда.

THE усилитель

Крупные заглавные буквы на лицевой панели лампового интегральника T.H.E. 30 разделены точками, чтобы никто не принял их за определенный артикль английского языка. Аббревиатура эта расшифровывается просто и без лишней скромности: True High End. Что же сподвигло создателей на такую смелость, а, возможно, и эпатаж?

Скорее всего, те три десятилетия, за которые Aris заработала реноме авторитетного разработчика и поставщика профессиональных электроакустических решений. Понятно, что грамотная озвучка концертного зала и построение высококлассного домашнего сетапа лежат в несколько разных плоскостях, но на то они и настоящие профи, чтобы смело двигаться к новым горизонтам.

Ламповое усиление — штука тонкая, поэтому за схемотехнику T.H.E. 30 взялся один из гуру российского хай-энда Сергей Матюшин. В оформлении корпуса тоже решено было обойтись без самодеятельности и обратиться на кафедру промышленного дизайна Академии им. Строганова.

Как видим, специалисты из Aris повели себя в высшей степени профессионально. Открывая новое направление, они не стали ни городить с нуля незнакомый огород, ни скупать на корню чужие разработки. Вместо этого привлекли к сотрудничеству профи с огромным опытом в узкоспециальных областях.

Обойдемся без хрома

Глядя на T.H.E. 30, тут же вспоминаешь о близости Aris к профессиональной звуковой аппаратуре. Фронтальные ручки и прорези для крепления в стойке сразу настраивают на общение с серьезной техникой. И пускай работать в рэке этому интегральнику, скорее всего, не придется, но практической ценности скобы тоже не лишены. Как-никак, аппарат весит 22 килограмма, а перемещать его нужно с осторожностью: лампы толчков и ударов не любят.

Грубо шлифованный фасад из анодированного алюминия тоже добавляет сурового профессионализма, но брутальность — это лишь часть визуального образа T.H.E. 30. В официальном буклете говорится об объединении стилей Техно и Стимпанк, однако с данным утверждением я бы рискнул поспорить. Большие стрелочные индикаторы с прозрачными шкалами, подсвеченными ультрафиолетом — интересная вариация на тему электронного ретро, но стимпанка тут как-то не прослеживается.

Оригинально оформлен барабанчик регулировки громкости. Он выточен из очень твердого технополимера и имеет сквозную проточку. Через нее виден один из ярко-красных светодиодов, кольцом расположившихся под регулятором. В темной комнате насыщенное свечение шкал и светодиодов смотрится весьма эффектно и необычно.

Разглядывать аппарат в профиль так же интересно, как и анфас. Основная плата со смонтированными на ней лампами отлично просматривается сквозь стильную ажурную решетку. Кстати, ее структура называется мозаика Вороного, в честь русского математика Георгия Вороного, изучавшего в конце позапрошлого века разбиение плоскости на отдельные элементы.

Отсек с могучими выходными трансформаторами по понятным причинам экранирован куда более плотно. В отличие от передней части аппарата, его верхние углы сильно скруглены, что делает очертания корпуса еще более затейливыми. Рука профессионального дизайнера чувствуется даже в круглых зарешеченных отверстиях на тыловой панели. Что тут скажешь, Строгановка!

Музыкальные пентоды

Выходные каскады Aris T.H.E. 30 построены на четырех мощных пентодах EL34. Лампы эти были разработаны Philips специально для звукоусиления, начали выпускаться лондонской Mullard в 1949 году и завоевали огромную популярность по всему миру. Сегодня, помимо меломанов, EL34 очень уважают гитаристы. Для комбиков на этих лампах (например, VOX или Marshall) характерен британский саунд: прозрачный, но не слишком острый на верхах, без ярко выраженного акцента на средних частотах.

Наш испытуемый работает в классе АВ и вооружен лампами EL34В, выпущенными в России под брендом Tung-Sol. Двухтактные выходные каскады выдают по 30 Вт на канал. Это куда меньше, чем принято снимать с EL34 в гитарном мире, но тут и задача почти противоположная — минимизировать любые формы искажений. И, судя по характеристикам, разработчики в этом преуспели. На участке 20 Гц – 20 кГц неравномерность АЧХ составляет всего 0,5 дБ, а без учета строгих допусков рабочие частоты простираются от 10 Гц до 35 кГц.

Для лампового аппарата цифры весьма амбициозные. Дело тут в ультралинейном режиме работы, обеспечивающем максимально широкую АЧХ без использования общей обратной связи. Тракт в этом случае получается максимально коротким: входной буфер — фазоинвертор — выходной каскад.

Правда, требования к исполнению выходного трансформатора становятся еще жестче (как минимум, нужны отводы на первичной обмотке), но у Aris большой опыт собственного производства аппаратуры, им и карты в руки. Кстати, для подключения акустики с разным импедансом предусмотрены отводы от вторичной обмотки, так что выходная мощность для 4- и 8-омных колонок одинакова.

Что касается предварительных каскадов, то они построены на двойных триодах 6Н8С. Сергей Матюшин остановился на этих относительно крупных лампах с октальным цоколем, поскольку считает, что большая площадь анода крайне важна для правильного саунда.

Нескучный интеллигент

В тестовом сетапе компанию T.H.E. 30 составила акустика Argon7LS производства небезызвестной финской компании Amphion. Каждая 27-килограммовая башня вооружена парой 6,5-дюймовых СЧ/НЧ-драйверов и двумя пассивными излучателями того же калибра.

Внушительная площадь диффузоров обеспечивает плотный, хорошо артикулированный звук даже на небольших уровнях сигнала. В нашем случае это именно то, что надо, хотя по ламповым понятиям «тридцатку» маломощной никак не назовешь. В качестве источника использовались виниловая вертушка Clear Audio Concept с фонокорректором Musical Fidelity MX-VYNL и цифровой плеер Primare I15 Prisma Black.

С первых секунд прослушивания стало понятно, что в Aris сумели создать действительно нетривиальный аппарат. По-настоящему пластичный, сбалансированный звук объединял в себе и прозрачные, отлично детализированные ВЧ, и на удивление полновесные басы с не по-ламповому уверенной атакой.

Напольные колонки чувствительностью 91 дБ усилитель контролировал свободно и уверенно. Более того, в помещении площадью порядка 15 квадратов этому тандему явно было тесновато. Поэтому на бессмертной «Fly on the windscreen» от Depeche Mode ритм-секция немного стягивала внимание в свою сторону. С другой стороны, это абсолютно не мешало перкуссии и синтезаторам творить замысловатые пространственные узоры.

Светлый, объемный саунд пребывал в полной гармонии со своим монолитным басовым основанием. Как выяснилось позже, T.H.E. 30 отлично отыгрывает практически любую электронную музыку — однако делает он это с шармом, присущим только серьезной ламповой аппаратуре, не склонной смазывать динамику и пространство.

На самом деле, вышесказанное можно применить практически ко всем музыкальным направлениям. «Тридцатке» вполне хватает задора и разрешения даже для больших симфонических форм, но, опять же, взрывной блокбастерной энергетики от такого аппарата ожидать было бы странно.

Что касается традиционно «ламповых» жанров, то тут музыкальных гурманов ожидает масса деликатесов. И не страшно, что у вокального камерного джаза и гитарного блюза абсолютно разная эстетика звучания. В обоих случаях T.H.E. 30 умудряется выделить главное — будь то нежнейшие тональные переходы в голосе Хелен Меррилл или перегруженная гитара Мадди Уотерса.

Единственная тонкость заключается в том, что под тональную фактуру этого усилителя нужно осмысленно подбирать колонки, а также стоит внимательно следить за их взаимодействием с акустикой помещения. Иначе от души прописанные басы могут позволять себе вольности, оттеняя средний диапазон.

Гордая лампа

Я не люблю фразу «комфортный звук», поскольку от нее веет аморфностью и бесхребетностью. Саунд T.H.E. 30, скорее, интеллигентен. В музыкальном материале этот интегральник не упустит ни одной детали, но в то же время никогда не разменяет на мелочи общий эмоциональный настрой.

А еще ни на секунду не даст забыть, что вы слушаете лампу, но любой жанр подаст так, что вы не пожалеете об этом выборе. В нем ощущается не просто торжество четных гармоник над нечетными, но осознанно выработанный музыкальный почерк. И тем более отрадно, что такой усилитель не только создан у нас в стране, но реально доступен меломанам.

Небанальный дизайн, высокое качество материалов и сборки корпуса. Породистый рельефный саунд. Отличные контроль и энергетика басов, завидная для лампового аппарата динамика

Скорее, особенности: НЧ настолько полновесны, что излишне басовитой акустики лучше избегать. Как и любой самобытный акт творчества, оформление корпуса будет вызывать споры

365 000 рублей

Диапазон частот: 10 Гц – 35 кГц; 20 Гц – 20 кГц (0,5 дБ)

Выходная мощность: 2 х 30 Вт (RMS)

Импеданс нагрузки: 4 – 8 Ом

Габариты (ШхГхВ, мм): 404 х 438 х 190

Входы: 4 х RCA

Выходы: на 4 Ом и на 8 Ом

Масса: 22 кг