В прокат вышел «Бегущий по лезвию 2049» — сиквел знаменитого научно-фантастического фильма Ридли Скотта «Blade Runner» и новая веха в фильмографии режиссера Дени Вильнева. Только два этих факта, кажется, обязывают к просмотру, тем более отзывы критиков в большинстве своем очень лестные. Некоторые, например, считают, что Вильнев превзошел самого Скотта, а «Blade Runner 2049» не просто «безупречный сиквел», а работа, приближающая массовый кинематограф к настоящему искусству. Другое дело, в мире, где новые фильмы выходят так же часто, как рождаются и умирают, сложно не утратить объективность и не скатиться к банальностям в рассуждениях о настоящем искусстве. Поэтому мы, как обычно, не примеряя на себя маски серьезных критиков, постараемся поделиться впечатлениями и ответить на один-единственный вопрос — смотреть или не смотреть.
В своих интервью Вильнев неоднократно упоминает научную фантастику в числе любимых жанров, обращаясь к которому и как бы выходя за пределы обыденности, он прикасается к божественному. Все мы помним его «Прибытие» — фильм, ставший и для зрителей, и для критиков настоящим откровением, поэтому ничего удивительного, что сценарий нового «Бегущего» оказался на столе у канадца.
«Blade Runner» (1982 г.) — фильм с трудной историей, который вызревал и пробивался к умам критиков и сердцам зрителей не один год. Люди 80-х совершенно не понимали, о чем, собственно, история Скотта. Только вспомните, какие ленты снимались в то время. Заявленный как боевик, «Бегущий по лезвию» вызывал зевоту своим замедленным темпом, претенциозными диалогами и вычурной театральностью. Критики сошлись во мнении, что невиданные до сих пор спецэффекты попросту компенсируют отсутствие содержания в фильме, который окрестили «откровенным провалом». И хотя изначально «Бегущий по лезвию» действительно провалился в кинопрокате, потом все-таки вырулил на рынке домашнего видео, обрел своих фэнов и спустя время был признан одним из лучших в заявленном жанре. Именно под влиянием его атмосферы и образов киберпанка появились «Джонни Мнемоник», «Странные дни», «Матрица», «Искусственный разум» и т.д.
Фильм Вильнева, вопреки некоторым мнениям, нельзя назвать самостоятельным проектом на ровном месте. С первых же кадров понимаешь, насколько досконально был просканирован изначальный материал. События «Бегущего 2049» происходят спустя 30 лет, но этот мир остался именно таким, каким зритель увидел его в далеком 82-м, не познавшим еще технику Apple. Это будущее, но какое-то параллельное нашему актуальному временному континууму. Бог с ними, вечными сумерками и дождями, но даже автомобили и гаджеты в 2049-м все так же угловаты. Восьмидесятые навсегда!
Во избежание упреков в спойлерстве, пересказывать сюжет не будем. Даже актерам проекта присылали лишь часть сценария, который затем самоуничтожался специальным приложением. Но поверьте, там было что скрывать — сценарий получился грандиозным! Вильнев с умом распорядился свободой, предоставленной ему в том числе и Скоттом. Практически лишив фильм сентиментальной поэтичности первого «Бегущего» (сиквел гораздо брутальнее, откровеннее и мрачней), он замахнулся на нечто большее и выиграл. Конечно, не он один: действие на экране сопровождает саундтрек, написанный тремя композиторами (только представьте себе масштаб проекта), а глаз будоражит камера Роджера Дикинса. Остается лишь сожалеть о том, что Вильнев не приложил руку к последнему «Чужому».
Не являясь поклонницей Райана Гослинга отмечу, он сделал фильм. Тот случай, когда отрешенное выражение на лице с близко посаженными глазами (ох, которые еще и смотрят в разные стороны!) отлично работает на образ фатально одинокого полицейского Кея. А там еще много кто. Например, преданная подруга героя. Правда, это уже нечто совсем эфемерное, как воспоминание. Но свое ли? Она ведь даже не андроид, а проекция из электронного устройства.
Людей почти не видно, но не человечнее ли их сами андроиды? Вообще, в «Бегущем по лезвию 2049» получилась интересная галерея воплощений искусственного интеллекта — как множество переотражений в зеркале. И каждое из них — со своей душой и рефлексией, своей персональной любовью и волей выбора. Даже у 3D-проекции из гаджета.
Вильнев, избегая лобовой ностальгии, снял по-хорошему ностальгичное кино, когда с нетерпением ждешь появления Харрисона Форда, но он совершенно не заслоняет остальных персонажей. Или образ Рэйчел, робким мерцанием оттеняющий обилие крепкой, напористой обнаженки. Или интрига уровня отцы и дети, которая держит в напряжении до самого конца.
Произведение искусства, пусть даже и не близкое нам по духу, от ремесленной поделки всегда отличает послевкусие. Не так важно, что вы испытываете во время просмотра: чувства могут быть совершенно разные — от горячего интереса до усталости или легкого раздражения (оно, кстати, касается довольно нелепого образа Джареда Лето, которому, скорее всего, уготовано что-то значительное в следующем продолжении)... Здесь очень важно выдержать паузу. Несколько часов, возможно, вечер или ночь. Дождаться, наконец, нового дня — тихого, осеннего, серебристо-белого. Определенно, в этом сезоне «Бегущий по лезвию 2049» — фильм с самым ярким послевкусием.