В маркетинговом плане выпуск NAP 300 DR не стал чем-то оригинальным: подобно многим другим High-End-производителям, Naim пошел по пути переноса обкатанных в топовых аппаратах технологий в более доступные модели. Или, можно сказать, менее недоступные — все зависит от вашего бюджета. В частности, в этом усилителе используются те же заказные транзисторы, что и в флагманском Statement NAP S1. Наш испытуемый состоит из двух корпусов, как и гораздо более дорогой и мощный NAP 500 DR.

Остаться в системе

В данном случае два корпуса — это не пара моноблоков, как некоторые могли подумать, а двухканальный усилитель мощности и блок питания 300 PS, соединенные специальными кабелями. Характерный для всех аппаратов Naim внешний облик, собственный стандарт разъемов, система коммутации и разводки «земли» оставляют очень мало шансов любому компоненту фирмы (даже такому независимому, как усилитель мощности) оказаться в составе какой-то другой сборной системы. Поэтому и прослушивание NAP 300 DR проводилось в комплекте, состоящем из техники Naim.

В качестве источника выступал сетевой проигрыватель Naim NDX, подключенный к Naim DAC кабелем QED Reference BNC. В качестве предварительного усилителя в системе работал NAC 252, а улучшение питания для него и ЦАПа обеспечивали SuperCap и XPS соответственно. Сетевое напряжение поступало по кабелю Shunyata Research Cobra, а за остальные соединения отвечали фирменные кабели Super Lumina. Звучало все это поочередно через колонки Neat SX5i и DALI Epicon 8.

О шумах и не только

На задней панели усилителя присутствует решетка вентилятора, по словам производителя, «практически бесшумного». Соглашусь с этой формулировкой, поскольку работал ли он во время прослушивания, мне осталось неведомо — слышно его не было, а специально заглядывать, чтобы убедиться, включался он или нет, я не стал. Так что пора переходить к электрическим шумам и искажениям, о которых, как обычно у Naim, данные в паспорте аппарата отсутствуют. И если для усилителя мощности соотношение сигнал/шум действительно не является определяющим фактором, то на второй характеристике стоит остановиться поподробнее.

Клеммы для АС – стандартные 4-миллиметровые «бананы». Как обычно, Naim не рекомендует использовать кабели сторонних производителей

Производитель, пожалуй, прав: искажения бывают самого разного рода, и одним числом невозможно оценить их влияние на звучание. Мало того, иногда уменьшение искажений какого-то конкретного типа вызывает ощущения, противоположные ожидаемым. В данном случае произошло нечто похожее. Аббревиатура DS в названии модели расшифровывается как Discrete Regulator.

Стильная и неброская внешность компонентов не меняется, но и не устаревает

Речь идет о стабилизаторе питания, выполненном на дискретных элементах и позволяющем усилителю отрабатывать неискаженые пики до 500 вольт-ампер. Однако какого-либо феноменального подчеркивания атаки во время тестирования я не заметил. Наоборот, резковатый альбом Rush «Permanent Waves» играл достаточно комфортно, не заставляя вздрагивать от каждого удара малого барабана даже на большой громкости.

Возвращение к музыке

Объяснений этому явлению можно привести множество, например, за ощущение драйва тоже отвечают определенные искажения, и их нехватка с непривычки может заставить слушателя выкручивать громкость выше, чем требуется. Но как уже неоднократно приходилось убеждаться, устройства Naim выигрывают на длинной дистанции. Несмотря на ощущение общей сглаженности, инструменты читаются на редкость дифференцированно, а слитность и ритмичность от этого не страдают. Аранжировка остается единым целым, поток звука увлекает слушателя, что произошло и со мной. Прослушав больше половины диска, я поймал себя на том, что просто сижу и слушаю музыку, вместо того чтобы анализировать работу системы.

Аппарат любой другой фирмы будет смотреться здесь «белой вороной»

Звучание этого аппарата совершенно не утомляет, что располагает к длительному прослушиванию, и чем дольше он играет, тем больше нравится. Вначале он увлекает множеством нюансов и деталей, недоступных другим, а затем слушателю открывается самая суть произведения — подобно тому, как буквы и слова в интересной книге спустя какое-то время превращаются в визуальные образы.

Многожильные кабели Burndy не просто доставляют питание к усилителю. Они объединяют оба блока в одно устройство

Способность NAP 300 DR разбирать фонограмму на отдельные инструменты лучше всего продемонстрировал альбом Swans «Love of Life». В этой записи звучит множество параллельных партий, исполняемых однотипными тембрами. Naim распутал эту аранжировку как никто другой. Все, что хотел подчеркнуть звукорежиссер, включая избыточную обработку вокала, усилитель продемонстрировал в неизменном виде, абсолютно без потерь. Описанные свойства проявлялись с обоими комплектами АС, разве что у Neat вокал получился многограннее, а DALI вернули альбому исходную яркость.

Управление акустикой

Особенности сочетания усилителя с разными колонками я продолжил исследовать с треком Теренса Трента Д’Арби «She Kissed Me» с CD «Symphony Or Damn». Гладкий вокал и слитный микс в исполнении Neat развеивают желание копаться в составных частях аранжировки. Система с этими АС имеет небольшое стремление к теплоте. Ну а Dali привнесли в прослушивание атмосферу праздника. Их внимание к краям диапазона на этой записи не показалось неуместным, наоборот, в песне «Baby Let Me Share My Love» благодаря хорошему тональному разрешению мне удалось расслышать басовые партии на самом краю воспринимаемых низких частот.

Кнопка питания — одна на оба устройства

Ощущение нехватки атаки легко забыть, если предложить усилителю проверить свои способности к классической музыке. Слушая фортепиано в исполнении NAP 300 DR, сразу вспоминаешь об ударном способе звукоизвлечения этого инструмента. Также особо хочется отметить работу аппарата с тишиной и близкими к ней звуками. Вышесказанное было продемонстрировано на Hi-Res-записи «Вариаций» Рахманинова в исполнении Д. Трифонова с Филадельфийским оркестром под управлением Незе-Сегена.

Добавление колонок Neat в систему Naim дает беспроигрышный результат. Но это не догма. NAP 300 DR справится с любыми другими АС

Инженеры компании известны своим вниманием к деталям — они стараются улучшить все, что может повлиять на звучание, веря в то, что в результате получится сбалансированный продукт. Можно сказать, этот усилитель повторяет их путь при работе с каждым музыкальным произведением. Тщательно отрабатывая все мелкие задачи, он в итоге формирует цельную и увлекательную картину.

Выводы

Усилитель NAP 300 DR способен увлечь слушателя, раскрыть возможности комплекта Naim соответствующего уровня. Подбором пользователь может подкорректировать эмоциональную атмосферу и добавить акценты на интересующие области частотного спектра.

Достоинства: В отличие от некоторых других продуктов фирмы не требует привыкания или адаптации — он вызывает интерес сразу, а впоследствии раскрывается еще глубже

Недостатки: Весьма затруднительно использовать аппарат вне системы Naim

Официальный сайт: Naim NAP 300 DR

Цена: 751 900 рублей

Паспортные данные

Мощность: 90 Вт/канал (8 Ом)

Минимальное сопротивление нагрузки: 2 Ом

Входы: XLR

Выходы на АС: 1 пара

Входное сопротивление: 18 кОм

Диапазон воспроизводимых частот: от 2 Гц до 70 кГц (–3 дБ)

Варианты отделки: 1

Габариты: 8,7х43,2х31,4 см

Вес: 12,6 кг (без 300PS)