Высокие частоты в современной и винтажной акустике • Stereo.ru
Вопрос alexbuzhov 20

Высокие частоты в современной и винтажной акустике

Уважаемые друзья, добрый день!

Рассуждал сегодня с приятелем на тему высоких частот в акустике. Есть точка зрения, что в современных АС часто уровень ВЧ завышен, а в винтажной акустике наоборот приглушен. При этом есть мысль, что в дорогой современной акустике ВЧ не яркие. И вообще тенденция к ярким ВЧ, как и НЧ имеет отношение к кинотеатральному назначению АС. Что вы думаете по этому поводу?

Интересны буду рассуждения как тех, у кого акустика высокого класса, так и тех, кого вполне устраивает звучание бюджетного сегмента.

Ответы

Alex

Все в нашем мире относительно... Принцип построения "винтажной" АС в корне отличается от современных АС , характер звучания и винтажных и современнных колонок может нравится слушателю. Тут каждый выбирает свое в аунде! Многое зависит от построения звукового тракта системы... У винтажных "гробов" есть свой шарм и у современных столбиков так же есть свои интересные моменты...)))

Kostynya

Далеко не во всех современных АС, ВЧ "завышены или заглушены". У меня ВЧ выдают сугубо то, что есть на записи, и бас тоже, да и все остальное. Иногда не хватает ВЧ, но чрезмерно ярко не бывает никогда, фундаментальный вклад дает очень заглушенная комната.

"Яркие НЧ" - это просто "горб" на примерно 100Гц, +—.

Из современных, нравятся АЕ, даже бюджетная 109, на мой взгляд - нейтральные АС, и как противоположность Q ac. - вот они "яркие", коммерчески яркие. ИМХО.

Canton Vento - понравились, то что по-дороже. Ergo не нравятся, от слова совсем, и т.д., перечислять долго можно, а выбирать сугубо на свой вкус, желательно по месту дислокации слушающего, уж как это сделать, другой вопрос.

alexbuzhov @Kostynya

Качественный звух, как я понимаю, должен быть нейтральным - что есть на записи, не больше? Если исходить из этого, как можно неспециалисту разобраться ("воспитать вкус"), что есть нейтральный звук, а что недостаток самой акустики?

Также интересно, что регулировка ВЧ/НЧ встречается даже в дорогих усилитеях. Это может быть полезно для корректировки на малой громкости звучания, а для чего еще? И вообще возникают такие вопросы, что одна и та же акустика с одним усилителем (в одном ценовом диапазоне) звучит "глухо", а с другим ярче, и иногда выбор делается в пользу аппарата, в котором есть регулировка ВЧ/НЧ, можно подстроить звук под свой вкус.

Aleksch

В винтаже частота раздела для ВЧ высокая, 4.5 кГц, поэтому высокие звучат с искажениями, грязновато.

leh

Яркие вч. *достает люксометр*

По моему опыту уровень вч/сч/нч завышен/занижен если элементы системы не согласованы. Т.е. производитель неправильно спроектировал колонку. Не тот вч драйвер/рупор/кросс, не учтён объём ящика. Отдельной статьей идут провалы на определенных частотах - опять же - чаще всего неправильно спроектирован ящик.

Иногда производитель просто может переложить согласование на пользователя - bi/tri/quad amp.

"Идеальная" колонка просто должна давать правильный график ачх.

Expo

Понятие яркие ВЧ тоже у всех разные... Например : многие кричат что " Бивни" играют ярко и звонко, а пришел ко мне человек за кабелями, " у "Бивни", не устаешь от резкости ? Я говорю ее не слышу, да и нравятся мне слегка яркая подача. Включаю, слушает, оказалось мало ВЧ ! ))) Вообще, чем дороже АС тем аккуратнее и точнее ВЧ ( имхо ).

ths_clan_su

А как дело обстоит в профессиональной сфере? Кмк, просто должен быть запас по всем частотам, а далее требуемая АЧХ задаётся пользователем через что угодно...

leh @ths_clan_su

Что значит запас по частоте например 80Hz? Нет никаких запасов в АЧХ. Еще раз: идеальная колонка должна давать по возможности близкий к идеалу АЧХ.

В профессиональной сфере во первых с подбором все не так просто. Из того что я читал тут - у колонок похоже признается 2 параметра - сопротивление и мощность :D

Что касается настройки - ставятся калибровочные микрофоны которыми подгоняется АЧХ каждого канала (иногда канал это колонка, иногда - несколько) в данном конкретном помещении. Потом каналы при необходимости объединяются в массивы, потом на все это сверху плюхается общий eq которым и крутят то что нужно. В отдельных случаях каждое утро например запускается автоматическая проверка опять же по калибровочному микрофону которая говорит если что-то не так.

ths_clan_su @leh

а очень просто, на обычной громкости накручиваем 80 гЦ и они легко перекрывают весь остальной диапазон без искажений)

leh @ths_clan_su

Как много нового я узнаю.

Запас по общему давлению вы имеете ввиду? запас по всем частотам :D

Разумеется если система в связке способна выдать 110dB в точке прослушивания, а обычной громкостью вы считаете скажем - 60dB - тогда 80Hz может "перекрыть" весь диапазон. И у меня ни разу не получалось получить из АС чистые 80Hz - за ними всегда тянутся 63 и 100, вот из калибровочного тон-генератора получалась чистая частота.

Зависит от конкретики объекта - нужно понимать что чем больше запас тем этот запас дороже. Есть системы которые считаются впритирку. Есть системы с запасом 20dB от номинала по акустике.

На практике те eq с которыми я работал чаще всего имеют разбег +-6dB, если этого не хватает для корректировки - что-то не так с системой.

Bbhob

Современные ВЧ это ленточный динамик, чистый как горный родник, и мощный как удар молнии. Винтаж это шелестящие картонки, цыкающие металлизированные купольники или зажатые шелковые высокочастотники. И те и другие имеют массу искажений. Современные АС как правило уже содержат в себе некую тон-компенсацию, задранный верх и низ, на винтажные так было нельзя, ибо будет слышна вся убогость старых ВЧ динамиков. Так что да, некоторая правда в таком утверждении есть.

AlexZET @Bbhob

Ерунда все это, нужно было хорошую акустику слушать а не ширпотреб убитый.

А как быть с таким винтажем ?

Pioneer S-955 (1980г.)
28Hz - 120kHz
Ленточный твитер

Владею лично-
YAMAHA NS-1000 (1978г.)
40Гц-20кГц
бериллиевый сч,вч

YAMAHA NS-1 (1988г.)
60Hz-30kHz
Шелковый твитер

После гудящих Dali Opticon 6, все стало замечательно и очень музыкально в отличие современнной акустики. На винтажной вч и нч, ничего не цыкает и не гудит.Хотя есть еще более старая и большая по размерам акустика.

Nikiniko @Bbhob
Современные ВЧ это ленточный динамик, чистый как горный родник, и мощный как удар молнии. Винтаж это шелестящие картонки, цыкающие металлизированные купольники или зажатые шелковые высокочастотники

Эээ… а полвека это уже винтаж или ещё нет?

Вы в последнее время как-то жырновато набрасываете

SergeyP

Покупал в 2008-м, ещё наверное не винтаж. Высокие сильно зависят от источника. Мне на CD и во флаках бывает не хватает звонка, а вот на виниле высокие приходится убавлять. Усилитель для всех источников у меня один. Так что, смотря что слушать. А так же все записи разные, где то ударные прописаны лучше, а где то хуже. И вообще я заметил что на записях 30-ти летней давности тарелки записаны лучше, звонче и объемней, слышно, что они сделаны из металла. На современных записях такого нет. Звук какой-то, как комар пищит. Причём и на новодельном виниле тоже. Но я привык к такому современному звуку, слушаю в основном новодел.

AnegiN

ОООО!!!! хорошая тема!!!! это я вам сейчас расскажу... так уж вышло что мои уши весьма чувствительны в вч... да плюс я еще на кассетах вырос... как итог привык к сдержанному звучанию высоких частот... когда я стал аудиофилом оказалось что большиство колонок верх прям наваливают... причем это же относится и к колонкам производства СССР... многие из них тоже выдают высокие частоты с запасом... но оказалось что есть некоторые бренды которые ориентируются на мои уши... по крайней мере частью своих систем... ими оказались Vandersteen, Tannoy, Heco, Focal, Castle(Некоторые модели), Dali(но тоже не все) и еще некоторые редкие бренды с высокими ценниками... причина почему на аудиорынке большинство колонок с разогнанным верхом в том что эти колонки соотвестуют потребностям большинства аудиофилов... на счет винтажа кроме идеи о том что у разных брендов разный звук есть такая идейка что тогдашние усилители в ситу специфики схемотехники выдавали слишком много гармоник на вч и потому чувствительность колонок к нему была снижена и компенсировалось это подъемомом вч в усилителе... тем более в те времена еще не было запрета на тембрблок...


что касается дорогой современной акустики то когда я несколько лет назад сравнивал Tannoy с JBL в бюджете 500 000 р за пару колонок то у Танной верх был сдержанный а JBL наваливали без всяких вопросов... т.е. кроме как аудоориентации на разных людей других аргументов о причинах разного уровня высоких частот нет...

alexbuzhov @AnegiN

Очень долго пользовался советсткой акустикой и обрел привычку всегда ручки тембров выкручивать на максимум. Если что-то гудит - убавлять. Но как только убавлял бас, впечатления становились еще хуше - и приходилось списывать проблему на качество записи, особенности жанра, даже качество мебели в квартире :-).

Гости, как правило любители автозвука, почему-то особенно интересовались моей системой, оценивали звучание с позиции, насколько сильный бас, насколько яркие ВЧ. Если данные атрибуты выражены, то "хороший аппарат, друг, сделай погромче!" И тут я молодец, могу хороший звук построить. Как должно быть, что у других - не важно. Эталон у меня. Круче только у тех, у кого колонки побольше и усилок мощнее. :-)

И как-то я с этим жил, совершенно не интересовался теми вещами, которые обсуждаются, скажем, на данном форуме, пока не сходил в Крокус на концерт Скорпов, было это лет 5-10 назад, точно не скажу. Я слушатель подготовленный, материал знаю с первого альбома. Начался концерт, у меня сразу претензия: что баса так мало? Понимаю, не факт, что работа звукарежиссера была хорошая, но я задумался, а откуда у меня понимание эталона звука в принципе? Советская акустика, эксплуатировавшаяся с детства без профилактики, автосабы, муз. центры у друзей? Я понял абсурдность ситуации. Не обращал внимания на простые вещи: например, что любимая музыка может надоедать из-за неестественного баса, завышенных ВЧ, мутной середины.

Конечно, предпочтения у всех разные, но есть же объективные какие-то вещи, которые характеризуют "дорогой звук", я бы хотел очень углубиться в эту тему. На что обращать внимание? Что с чем стоит сравнивать? Каких ошибок не допускать из-за привычек?

Art_Artur @alexbuzhov

Насчёт современных АС не могу ничего сказать, поскольку никогда не использовал таковых,то совковые точно хромают по ВЧ.

avv-avv

Резкие, завышенные ВЧ - на мой взгляд первый признак дешевой акустики... сравнивал звучание дешевого шёлкового вч динамика с самым лучшим (на мой взгляд) в мире бериллиевым - это земля и небо! После бериллия ничего слушать уже не сможете, один минус - может быть опасен

Domajor

С недавних пор перестал слушать акустику с железными пищалками, просто стали резать ухо, и берилий и знаменитые ямахи 1000, вот не ложатся и все тут, хотя раньше слушал. Заметил что бумага и щелк могут играть высоко и ярко но при этом ухо (лично мое) не устает, а от титана всякого хочется бежать из места прослушки, может старею, незнаю. Знакомый меломан, возит винтаж из Японии и у него такое же мнение, бумага или шелк наверху должны быть. Помнится бериливые высокочастотки делали раньше ДИАТОНЫ ценились, но покрывали их напылением, видимо чтоб придать ровность и убрать лишнюю яркость, примерно как пластики у барабанов когда покрывают напылением они перестают лишнего звенеть, но это сугубо мое мнение, мои уши, и мои наблюдения, никакой науки. Сейчас слушаю ХЕКО ДИРЕКТ широкополосные напольники из крафт бумаги, они яркие но комфортные, не утомляют. Так же полочники Q acoustic 3020 с шелковым твитером играют потемнее но так же детально и разборчиво. Есть еще акустика с железными пискунами но работет чисто в паре с телевизором, для музыки не используется.

DVS

Аудиофилы разные

... Больше те, кто просто меряется писькой в плане, чем круче у меня-тем все остальные - уже не,, Аудиофилы,,!... А есть, некоторые, молодёжь - особо уважание тем кто , порой открывают по новой забытое старое и удивляются.... Я к примеру назову 2гд-40....неказистый,всеми известный когда то.... Так вот отличный!!! И ВЧ отлично, мягко без рези воспроизводит, пусть спад там есть - 6дб после 12000...но этот сейчас ищут, делают с них, если найдут открытые широкополосники на щитах или как тот же ВЧ. Далее 2гд-36.... - очень хорош, если несколько, развернуть дугой... Или 6гд-13 многие меняли, кто находил, вместо резкого 10гд35....и так далее в любом диапазоне!!! 3гд42,что валялись порой в,, колонках,, озвучки цехов предприятий... Кто их так унизил, не знаю-отличные динамики!!! НЧ-не найдёшь уж идеальные 6гд2!!!кто в теме-поймет

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.