Очередной боевик киновселенной Marvel, «Черная пантера» (Black Panther), в России вышел чуть позже, чем в остальном мире. Пока за океаном фильм поднимал рейтинги и набивал рекордную кассу, российские любители ярких комиксовых сказочек в предвкушении потирали ручки — нам пророчили чуть ли не самое распрекрасное супергеройское кино.
Никого не удивит банальность сюжета — на какие-то серьезные истории от киновселенной Marvel уже практически никто не надеется. Но вот чего мало кто ожидал, так это самоповтора. История «Черной пантеры» в общих чертах идентична истории свежевышедшего «Тор: Рагнарёк»: в центре картины — борьба за трон мифического государства, и для того, чтобы победить, супергерой должен пересмотреть некоторые свои ценности. Да, еще она чем-то напоминает «Короля льва» — тоже про двух дерущихся за власть котиков.
Сама по себе история неплохая, в ней есть герой, который на протяжении фильма прорабатывает свой непростой внутренний конфликт, есть серьезно замотивированный злодей, есть достаточно яркие персонажи второго плана. Но подана эта история настолько банально, что освежить ее не удалось даже афрофутуристичной обертке.
Я понимаю значимость «Пантеры» для определенных слоев населения — этот фильм нацелен на конкретную аудиторию, как та же «Чудо-женщина». И концепция его ясна — показать, что супергерои бывают не только светлокожими дядьками огромных размеров, но различаются по форматам и цветам. Говорят, после «Чудо-женщины» в США в разы выросло число девочек в секциях боевых искусств. «Пантера» же, возможно, позволит детям с отличным от белого цветом кожи найти себе кумиров, к которым захочется тянуться. К примеру, ту же принцессу Шури, которая славится своими инженерными навыками, или самого Т'Чаллу, главного героя, раздираемого сомнениями, но круто уничтожающего неприятелей.
Огромные рейтинги фильма обусловлены не его наполнением, а как раз этим посылом. Исторически Черная Пантера стал первым чернокожим супергероем, который в принципе получил свою собственную серию комиксов (в 1966 году, примерно в то же время, что и Человек-паук), раньше Блейда, хотя охотника на вампиров экранизировали еще в девяностых. И с этим наследием пришлось работать не самому опытному режиссеру Райану Куглеру.
Куглер в основном занимался инди-проектами, но в свое время снял «Крида», который при всей своей банальности отличался пронзительной историей человеческих взаимоотношений (в том числе с самим собой) и хорошей хореографией боевых сцен. В «Пантере» Куглеру развернуться не дали ни в одном из этих аспектов. Драки лишены и идиотских изюминок, присущих супергероике, и реалистичности, и болтаются где-то посередине в CG-болоте (хотя носороги классные). А главный герой и вовсе оказался самым скучным персонажем, теряющимся на фоне остальных несмотря на преодоление внутренних противоречий.
Драмы здесь — как в консервной банке. Попытки выдавить слезу сценаристам не удались, любовная линия смотрится нелепо и глупо — такое ощущение, будто все эмоции в фильме приглушены и задавлены. Какой-то отклик вызывает, пожалуй, только история главного злодея в исполнении Майкла Б. Джордана, но и ее раскрыть до конца не удалось.
На самого Т'Чаллу, сыгранного Чедвиком Боузманом, смотреть скучно. Он кажется почти безмолвной, малоэмоциональной марионеткой, которая перемещается между локациями и супостатами не по своему разумению и не в интересах логики, а исключительно потому, что так написали сценаристы.
Намного больше жизни и души в женских персонажах — в генерале боевого подразделения Окойе (Данай Гурира), в сестре самого Т'Чаллы принцессе Шури (Летиция Райт), ответственной за все технические разработки государства любительнице мемов, в его возлюбленной Накие (Люпита Нионго), которая ведет шпионско-партизанскую деятельность в соседних африканских странах. У них есть свои особенности, свои стремления и мысли, свои идеи, которых лишен молодой король Ваканды. И так выходит, что Т'Чалла кажется лишним в фильме про самого себя.
В итоге завязка проста, финал предсказуем, а интересных героев приходится выискивать, поэтому остается наслаждаться только визуальными эффектами и музыкой.
Трейлеры обещали хороший, качественный афрофутуризм, в котором смешиваются традиционный для этого континента спиритизм и серьезные технологии, недоступные остальному миру. Сама реализация этой идеи, в которой естественное и яркое африканское разнокультурье переплетается с инженерными новшествами, достаточно необычна и показана интересно. Ваканда, страна, в которой происходит большая часть действа, выглядит хоть и искусно созданными, но все же декорациями, и фильм в итоге кажется еще более далеким от реальности, чем бессоновский «Валериан» или те же «Стражи галактики». Хотя водопады, поля и закаты красивые, с этим не поспорить, да и ритуалы добавляют картине живости.
Саундтрек продюсировал Кендрик Ламар, считающийся самым серьезным хип-хоп исполнителем в этом поколении. В фильме помимо мелодий из официального альбома можно встретить несколько африканских треков родом из ЮАР, Мали и других стран, а также традиционные этнические мотивы. Музыка добавляет картонным сценам аутентичности и пытается вдохнуть в них жизнь, но одной ее, к сожалению, недостаточно.
И кажется, что все совсем плохо, да? Почему же. Сам по себе фильм прекрасно вписывается в концепцию киновселенной Marvel, но он попросту не оправдал ожиданий. Не дотянулся до той планки, которую задрали предыдущие фильмы, и выплыл исключительно за счет того, что задал важные в нынешней нестабильной этнической и социальной ситуации вопросы.
Вот только простому российскому зрителю эти вопросы чужды. Простой российский зритель хочет расслабиться и повеселиться, но шуток в «Пантере» на удивление мало — их место занимает напускная и неубедительная драматичная серьезность. Простой российский зритель зато будет хихикать над началом фильма, где чернокожий герой в черном костюме черной ночью спасает черную возлюбленную, и вспоминать присказки про кражу угля. Простой российский зритель хочет развлечься, а не думать об угнетаемых народах.
И по степени развлекательности этот фильм среди других картин Marvel стоит далеко не на первом месте. Он традиционно красив неестественной красотой, традиционно шаблонен и традиционно прост. Может, этой традиционностью он и берет — по крайней мере, мне во время просмотра не захотелось ни разу отвлечься. Сразу ясно, какой будет концовка, но все-таки интересно узнать, какой путь до нее пройдут герои и в каких сочетаниях.
Но попкорн на всякий случай лучше все-таки взять.