Ранее опубликованный здесь отличный материал от @Nikita_Demchenko подвиг меня продолжить сагу о Марке Левинсоне и его экспериментах.

Про что? Ну про магнитофоны и аналог, естественно...

Suder ML5 Mark Levinson edition

В конце 70-х прошлого века Марк долго смотрел на культовый Studer A80, мультитрак под ленту в два дюйма. Смотрел, смотрел и его парадоксально осенило...

Отступление первое: Марк Левинсон и лента

Лет семь тому назад в моей аналоговой коллекции мастер-копий появилось это.

Master записанный на Studer ML5

И что с того, спросите вы? Звук у этой уникальной записи великого дуэта Бейраха и Мраца был феноменальным. Я вчитался в обложку внимательнее...

Интересно то как, Марк Левинсон что-то сделал со студийным Штудером? А сделал Левинсон невероятное: взял основу двух-дюймового А80 как ленточный транспорт и заказал... под два дюйма кастомный комплект двухдорожечных стерео- головок. По дюйму на канал и запись на скорости 30 ips (76 см/сек). Это не все - далее часть элементов у Штудера была перенесена Марком в предварительный усилитель ML-1.

Идем далее - микрофонный пред ML 8s под запись на ленту с двух  Bruel & Kjaer 4133 и... предварительный усилитель ML2 для нарезки лакера direct from tape. По одному преду на канал в стерео.

В Сарасоте, во Флориде в 1981 году на всем этом и была сделана уникальная запись:

"Richie Beirach, a brilliant and singular jazz pianist who recorded several stellar albums for the ECM label, is captured here with bassist George Mraz in a concert hall setting befitting such majestic music. Heard with all the air and space present in any such concert setting, the music is both easy to listen to and sublime. Recorded with just two omni directional microphones and a specially modified Levinson Studer ML 5 (A80) tape recorder, the stunning recording quality perfectly reflects and mirrors the music. This is jazz, played in a concert symphony environment, at its finest."

Engineering by Jonathan Horwich. Не буду переводить, сохраняя авторский стиль.

Отступление второе: винил

Марк пошел дальше, создав студию:

"Mark Levinson Audio Systems" создала специальное оборудование для использования с калибровочными микрофонами и высокоскоростным широкополосным форматом ленты для записи практически бесшумных мастер-лент со сверхнизким искажением без систем шумоподавления.

Роберт Людвиг выполнял мастеринг записи, подавая оригинальную мастер ленту через специальный микшер непосредственно на стойку усилителя для резки виниловых лакеров без фильтрации, лимитирования или других дополнительных эффектов. И еще под винил на 45 оборотов.

Дальше - больше: компания CIDS во Франции разработала специальные методы прессования винила для получения максимально тихих записей, возможных с использованием современных материалов и технологий, а также мастерства исполнителей.

Для серии акустических записей музыкантам было предложено подготовить программы, которые можно было бы записать без склеивания дублей. Ну и соответственно в акустике писали камерные составы на два микрофона.

Ну и будучи музыкантом, Марк Левинсон не удержался, чтобы качественно записать самого себя.

Mark Levinson