Авторы, художники и прочие творцы регулярно придумывают самые разнообразные концы света для нашего мира, в деталях описывают миры, вырастающие из пепла ядерной войны или какого-нибудь крупного катаклизма. Каждый апокалипсис отличается деталями, но все сценарии схожи в одном: люди не меняются и все так же жаждут власти, силы и могущества, невзирая на ошибки прошлого. В фильме «Хроники хищных городов» (Mortal Engines) тоже показан этот сюжет.

Основой для фильма послужила серия книг авторства Филипа Рива — подростковых приключенческих романов. И первый фильм практически полностью иллюстрирует события, описанные в первой книге, чуть изменив детали, убрав большинство топорных слезодавительных моментов, но зато щедро рассыпав эпичность.

Фильм цепляет своим масштабом. В сердце истории — города, передвигающиеся на гусеничном, колесном или еще каком-нибудь ходу по изрытым, убитым постапокалиптичным пустошам. Города ведут себя, как хищники — сильные пожирают слабых, разбирают на запчасти, забирают жителей в рабство: такому социальному строю даже дали название «муниципальный дарвинизм».

Можно догадаться, почему города вдруг встали на колеса: привычные пути получения ресурсов исчезли вместе с концом света и выжившие искали новые, попутно спасаясь от ураганов, наводнений, землетрясений и прочих катаклизмов изуродованной войной Земли. Но прямым текстом эта мысль в фильме не проговаривается — нас сразу же приветствуют грандиозной, тщательно срежиссированной сценой погони одного города за другим.

Визуально фильм роскошный. Вся гигантская, нереалистичная машинерия изображена с особой любовью и вниманием к деталям. После «60-минутной войны», принесшей апокалипсис за тысячу лет до событий фильма, мир решил пойти, скорее, по стимпанковому пути, и потому махины городов надсадно пыхтят паровыми машинами, а над ними кружат дирижабли причудливых форм, не согласующихся с законами аэродинамики. Картинка попросту впечатляющая.

Но этому не стоит удивляться: фильм стал режиссерским дебютом Кристиана Риверса, с 1992 года работавшего вместе с Питером Джексоном в качестве художника и специалиста по визуальным эффектам. В этой картине Джексон стал продюсером, поработав над сценарием, как и в других фильмах, вместе с Филиппой Бойенс и Фрэн Уолш, но режиссурой занимался именно Риверс. И рука художника чувствуется во всем. Практически любой кадр из «Хроник» можно поставить в качестве обоев на рабочий стол.

И в этом, в принципе, и состоит основное и единственное достоинство фильма. Прекрасный визуализатор, к сожалению, не смог поставить интересные диалоги и научить персонажей некартонно взаимодействовать друг с другом. Каждый герой существует будто бы сам по себе, разговаривая то ли со стенкой, то ли с деревом. Каждый персонаж по-своему интересен, но разговаривать с другими у них не получается. И я не могу сказать, что это вина актеров — в главных ролях здесь достаточно опытные Хьюго Уивинг и Роберт Шиан (последний знаком, например, по очень живому британскому сериалу «Отбросы», в котором качественных диалогов хоть отбавляй), и они умеют играть.

Исландка Хера Хильмар в роли главной бунтарки смотрится органично, но, опять же, она хороша сама по себе, в статике, без взаимодействия ни с миром, ни с другими актерами. Именно эту живую связь между персонажами потерял Риверс — он не смог вписать людей в нарисованный им мир.

Я честно скажу: фильм идет 2,5 часа, книгу, по которой он снят, можно прочесть за 3,5, и фильм в разы увлекательней. Книга написана простым языком четырнадцатилетней школьницы, в котором внезапно выпрыгивают огрызки текста с рейтингом «mature» и пустыми, механическими описаниями расчлененки. Фильм же за счет сочной, пестрящей деталями картинки, качественных эффектов, правильной операторской работы затягивает в себя настолько, что простота сюжета и отсутствие хоть каких-то эмоций во взаимодействии актеров отходит даже не на второй план, а на третий или четвертый.

И это понятно — первоисточник сам по себе пустой и хорош только идеей, вытянуть из него что-нибудь хоть немного осмысленное попросту нереально. Но в фильме смогли взять эту идею, выжать из нее концентрированную суть и воплотить в CGI, павильонах и бутафории даже не на сто, а на все триста процентов.

Люди в этом пиршестве визуальных эффектов попросту не нужны. Сценарий необходим лишь для того, чтобы показать очередную захватывающую дух локацию, очередную масштабную битву, очередную грандиозную технологичную вундервафлю. В принципе, весь фильм можно было бы просмотреть и без звука, просто любуясь картинками и ничего не потеряв — но саундтреком занимался Junkie XL, и свою работу он сделал хорошо. Жаль, что периодически его мелодии прерываются пустыми диалогами, но что уж поделать. Это не документальное кино о Байкале.

С другой стороны, от подростковых романов в антиутопическом сеттинге в принципе не стоит ожидать глубоких идей, проработанного сюжета и нешаблонных персонажей. «Хроники хищных городов» — это лучший визуальный аттракцион этого года, как мне кажется. И большего от него не требуется.

Судя по всему, он станет первым фильмом в трилогии, посвященной бороздящим пустоши махинам, и в случае успеха раз в пару-тройку лет под Новый Год нас будут ждать очередные масштабные битвы, ласкающие взгляд. Я, наверное, все-таки не против.