Органные произведения в каталоге Шмидера — общепринятой системы нумерации произведений И.С.Баха — до 1985 года занимали позиции (включительно) с 525 по 771. А в 1985 году было объявлено, что найден неизвестный ранее 31 органный хорал и этим хоралам будут присвоены номера с 1090 по 1120. Предыстория этого открытия изобилует датами и фамилиями. Но для начала разбремся, их каких источников вообще было сформировано баховское наследие.

Как были записаны

Надо сказать, у музыканта из центральной Германии первой половины 18 столетия были достаточно неплохие условия для старта и развития. Достаточно посмотреть на карту территории Тюрингии того времени.

Сплошные черные линии — границы герцогств
Красная линия - примерные границы Тюрингии в составе Священной Римской империи конца XVIII века.

Несмотря на то, что родина Баха, Тюрингия, во времена детства и юности Баха была очень осталой, провинциальной землей, ещё более разрушенной Тридцатилетней войной, несомненным преимуществом для дальнейшей музыкальной карьеры Баха было обилие составляющих её многочисленных герцогств и само географическое расположение Тюрингии "в гуще" других земель. Бах пользовался этим преимуществом сполна. В 17 лет он поступил на службу к герцогу Иоганну Эрнсту Саксен-Веймарскому и переехал в Веймар; в 21 год он получил должность органиста в соседнем Мюльхаузене. Его статус существенно повысился: место органиста третьей по значимости церкви небольшого городка он сменил на должность мунициального органиста главной церкви города, почти вдвое большего, второго по величине в Тюрингии и, подобно Любеку и Гамбургу, одного из немногих свободных имперских городов, подчиняющегося непосредственно императору, в Вене, в не местному князьку. Далее был снова Веймар, но уже работа в культурной среде местной аристократии, не связанной со структурами городской власти. Затем, в 1717 году, была серия дальних поездок в Готу, Кётен, Дрезден, Карлсбад... Этот список можно продолжать долго.

Второй фактор, способствующий успеху — системная благосклонность тогдашних элит к музыке. Корни её уходят в систему образования теоцентричного общества. Если бы можно было заглянуть в классы типичной латинской школы в Тюрингии на рубеже 17-18 веков и подслушать, как там вели уроки, то мы были бы поражены обилием музыки в учебном процессе. Пение было основным элементом образования в лютеранской школе. Не только кантор, но и остальные педагоги латинской школы часто должны были быть профессиональными музыкантами ("Школьный учитель должен уметь петь, иначе я не допущу его к исполнению обязанностей" — высказывание М.Лютера). В обновленной версии средневекового тривия (системы гуманиратных наук) музыка в школах считалась дополнением к грамматике, логике, риторике, причем расценивалось как проверенное средство, помогающее ученикам запомнить необходимые вещи. По факту занятия музыкой и богословием составляли половину образовательной программы; неудивительно, что текущие и потенциальные клиенты Баха из числа состоятельных горожан и местных элит, как минимум, были близки к музыке.

По нынешним меркам это был успешный концертирующий и высокооплачиваемый музыкант. Только если современный музыкант может давать 200 концертов в год, то тогда отсутствие единой дорожной сети между герцогствами, регионами феодально раздробленного государства и состояние дорог имеющихся требовали относительно долговременных миграций. Дальняя поездка была затратна. Как правило, это были поездки на семейные торжества властьимущих либо крупные городские события, такие как перевыборы в магистрат. Соответственно, принимающая сторона стремилась извлечь максимальную пользу из потраченных денег, оставляя у себя на пару-тройку месяцев именитого визитёра, чтобы он успел сообщить свои музыкальные знания всем внучатым племянникам, троюродным кузенам и остальным 20 родственникам. Поэтому в биографии Баха чередуется постоянная работа по найму и "vip-чёс", если можно так выразиться.

Поскольку в 18 веке ещё не существовал Дропбокс и Гугл драйв, рукописи музыкальных произведений тиражировались в основном посредством ручного переписывания учениками, родственниками автора и почитателями творчества. Таким образом музыкальное искусство приходило в города, оседало в богатых домах и городских библиотеках.

Как были найдены

По причинам, опсанным выше, в конце XVII — начале XVIII века богословские факультеты немецких университетов были не только духовными, но и музыкальными центрами. Будущие пасторы, учившиеся в таких городах, как Галле, часто получали и музыкальное образование, поскольку им предстояло исполнять или организовывать музыкальное сопровождение богослужений. Среди таких студентов был Георг Кристиан Ноймайстер (1685–1756), известный прежде всего как поэт и составитель либретто кантат для И. С. Баха и его современников.

Однако с именем Ноймайстера связана и другая, менее известная, но не менее значимая роль — переписчика органной музыки. В период своего обучения в Галле он собрал рукопись, содержащую более 80 хоральных прелюдий разных композиторов, включая Дитриха Букстехуде, Фридриха Вильгельма Захова, а также ранее неизвестные произведения Баха. На протяжении почти 200 лет рукопись Ноймайстера оставалась неизвестной исследователям — она попала в частные руки, затем в библиотеку Теологической семинарии Конкордия в Сент-Луисе (США), а после закрытия семинарии в 1970-х годах — в библиотеку редких книг Бейнеке Йельского университета, где хранилась без подробного описания.

В 1984 году немецко-американский музыковед Кристоф Вольф, профессор Гарвардского университета, проводил исследование рукописей в Йельском архиве. Среди прочих материалов он обратил внимание на старую музыкальную тетрадь под заголовком "Choralvorspiele für die Orgel" ("Хоральные прелюдии для органа"), подписанную именем Георга Ноймайстера. При более тщательном анализе оказалось, что в рукописи содержится 38 хоральных прелюдий, подписанных "J.S. Bach" — и ни одно из этих произведений не значилось в известных каталогах, в том числе и BWV (каталог Шмидера). Эта находка стала сенсацией в мире баховедения.

Что из себя представляют

В своих произведениях из коллекции Ноймайстера И.С. Бах предстает перед нами прежде всего экспериментатором, формирующим свой стиль на стыке традиции северогерманской школы и собственных интонационных идей. Это ценно для понимания эволюции Баха между Арнштадтом, Мюльхаузеном и Веймаром. Большинство хоралов имеют практическое предназначение: их небольшая длина (в среднем 30–60 тактов) и ясная структура позволяют легко интегрировать их в богослужение. Это указывает на то, что они, скорее всего, были написаны для церковной службы, а не для концертного исполнения или теоретических упражнений.

Хоралы из коллекции Ноймайстера не поражают грандиозностью, как более поздние циклы Баха, но в них заключена непосредственность и духовная простота. Это музыка, создававшаяся в контексте живой лютеранской традиции для реального использования, и одновременно является интересным образцом художественного переосмысления Бахом существоваших стилей, которое впоследствии воплотится в шедеврах.

В материале использованы источники: Д. Гардинер "Музыка в Небесном Граде. Портрет Иоганна Себастьяна Баха"; А. Швейцер "Иоганн Себастьян Бах"; открытые источники.