Искажения в одном из каналов: картридж Ortofon 2M Bronze • Stereo.ru
Вопрос uriy7w7 108

Искажения в одном из каналов: картридж Ortofon 2M Bronze

Приветствую.

Пару месяцев назад при прослушивании одной из пластинок заметил искажения на высоких нотах вокала, но значения не предал. И вот недавно решил проверить настройку проигрывателя с помощью тестовой пластинки Hi-Fi News Analogue. Что получилось из этого опишу далее, сначала о системе:

Проигрыватель — Technics SL-1800 MK2;

Картридж — Ortofon 2M Bronze;

Фонокорректор — Clearaudio Nano Fono Stage v1;

Усилитель — Onkyo A-9110;

Звуковая карта — Juli@ XTe;

Усилитель и звуковая карта соединены самопаяными кабелями из микрофонного кабеля RCA-RCA, длина 8 м.

Подключил проигрыватель через фонокорректор на вход усилителя, линейный выход усилителя к звуковой карте ПК.

Использовал тесты с пластинки:

Дорожка №3. Баланс каналов. Звук должен быть бесшовным и расположенным строго посредине.

Дорожка №5. Тест на трекинг (300Hz tone L+R, + 6dB). При корректном азимуте громкость обоих каналов должна быть идентична, но взаимно погашаться при переключении в моно режим. Азимутом в нашем случае называется положение иглы по отношению к канавке. В идеале, если смотреть с фронта, игла должна быть идеально вертикальна.

Дорожка №7. Проверка системы на воспроизведение всего диапазона слышимых частот. 20Hz - 20KHz (L+R).

После тестов были видны искажения на одном из каналов в высокочастотной области (>40 кГц) (семплы удалил уже). Сразу подумал на кабели, потому что они достаточно длинные и могли нацеплять помех. Поменял местами, искажения появились в другом канале. Ага, значит все же кабель. Оказалось, что оторвался экран. Припаял и решил протестировать еще раз. Искажения в высокочастотной области пропали, но я заметил кое-что более проблематичное.

Сначала провел тест №7, получил на графике АЧХ чётко прослеживаемый разбаланс на частотах выше 6 кГц. В районе 14 кГц он достигает 2 db.

Затем провел тесты №5 и №3, ситуация повторилась. Между каналами прослеживался разбаланс.

Подумал, что настроил неточно проигрыватель. Перенастроил, ситуация не поменялась.

Тогда решил последовательно исключать компоненты из системы, для того чтобы выявить, кто виновник искажений. Сначала подключил к усилителю свой портативный плеер (Hiby R6). Залил на него тестовый свип тон от 6 до 24 кГц.

Видно, что видимого разбаланса между каналами в тестируемом диапазоне нет. Значит усилитель, кабели и звуковая карта не виноваты.

Затем подключил проигрыватель к встроенному в усилитель фонокорректору и провел тест №5.

Виден разбаланс. Значит внешний фонокорректор тоже не виновник. Остается только проигрыватель и картридж.

Начал сильно менять настройку проигрывателя и картриджа. Увеличивал в допустимых значениях прижимную силу, крутил антискейтинг, поднимал и опускал тонарм, немного поворачивал шелл (наклонял картридж в разные стороны), менял позиционирование картриджа на шелле. Все проводимые настройки не поменяли кардинально картины, разбаланс остался.

Я пришел к выводу, что виноват картридж и опечалился. Проверить в самом ли деле это он, мне не представляется возможным, по хорошему необходимо иметь аналогичную вставку. Покупать для теста нецелесообразно, а знакомых увлекающихся винилом нет (сам относительно недавно начал). Поэтому возникает два вопроса.

Я объяснил ход своих мыслей по поводу проблемы, но возможно я где-то что-то упустил и мои выводы ошибочны?

Возможно найдется хороший человек в г. Москва, который даст на время аналогичную вставку для теста и я смогу подтвердить или опровергнуть свои мысли на практике.

Спасибо за потраченное время, что ушло на прочтение моей писанины. Прикрепляю семплы.

Ответы

Wadim

Так и не понял: искажения или отклонения АЧХ? По графику в минус 70 Дб (!) понять нереально что происходит. Может у вас просто ошибка в измерении при таких малых величинах.

Может у вас входные емкости на каналах фоника отличаются и дают такой результат?

uriy7w7 @Wadim

Исходную АЧХ я не знаю, но то, что АЧХ у обоих каналов должно быть близким достаточно логично, так что думаю это можно назвать искажениями. Я специально проверял влияние фонокорректора на встроенном в усилитель фонокорректоре, АЧХ каналов также отличается (скриншот в посте). Шанс, что два фонокорректора виновны небольшой. Кабель проигрывателя штатный, от фонокорректора к усилителю идет пара одинаковых кабелей, так что общая емкость кабелей тоже должна быть идентичной или близкой.

Такие небольшие величины в виду того, что тестовые треки достаточно тихие, и еще RCA входы на звуковой карте -10 dbV. Еще проверял на треке теста антискейтинга, там уровень записи +14db, ситуация с каналами аналогичная, могу в принципе записать и показать.

alex64

сделайте две заглушки-перемычки. Штекеры RCA просто закоротите плюс на минус и поставьте на вход фоника и запишите пустой шум. посмотрите что будет в редакторе

uriy7w7 @alex64

Уточню. Получается по факту нужно закоротить плюс с минусом на обоих входах фонокорркектора и замерить что получится?

alex64 @uriy7w7

да. цифрануть пустой шум и посмотреть в редакторе. если разницы между каналами нет значит эту цепь исключаем и ищем что может быть до корректора

uriy7w7 @alex64

Сделал как вы посоветовали, результаты на первом скриншоте.

Стало интересно, что будет, если оставить "на воздухе" провода, получилось вот так.

uriy7w7 @uriy7w7

Ради интереса вчера подключил свои длинные провода к звуковой карте на ПК, закоротил ± и записал, что получилось. Потом взял короткие, которые обычно соединяют у меня фонокорркектор и усилитель, проделал тоже самое с ними. Разница в наводках от длинных и коротких кабелей ничтожно мала.

Затем подключил к фонокорркектору длинные провода и закоротил ± на входе фонокорркектора. Получилось то, что в моем ответе выше на первом скриншоте. Т.е. наводки от фонокорркектора поступают?

Решил провести еще пару тестов. Фонокорректор, усилитель и проигрыватель подключены к общему сетевому фильтру. Вытащил из сетевого фильтра все устройства, кроме фонокорркектора. Наводки в НЧ области заметно уменьшились. Путем последовательного подключение устройств обратно в сетевой фильтр и оцифровок я пришел к выводу, что наибольшие наводки дает усилитель (причем не важно включен он или вилка шнура притания просто воткнута в розетку), проигрыватель совсем небольшие.

Потом подключил к фонокорркектору проигрыватель и оцифровал, что получилось при звукоснимателе "на воздухе". Фон был меньше 50 дб, но наводки в области 65кГц и НЧ стали намного сильнее.

Прихожу к выводу, что надо покупать хороший сетевой фильтр (возможно с тороидальным трансформатором с гальванической развязкой). А кабели тут не причем, даже при такой длине.


alex64

а скорее всего пластинка такая. у меня такая же и все то же самое. я уже на это не обращаю внимания учитывая качество изготовления тестовых пластинок. это что то

Max_Kammerer

Для винила искажения - это норма, ради искажений его и покупают современные виниломаны. Наслаждайтесь))

alex64 @uriy7w7

вообще. в идеале. я как то так и делал когда проверял что то, то перемыкал каналы на картридже проволочкой. т.е. делал из стерео-моно

uriy7w7 @alex64

Интересно. Таким образом в теории можно получить общие характеристики картриджа, как например общее АЧХ? Но я не совсем понимаю, как это может мне помочь с проблемой каналов.

Max_Kammerer @uriy7w7

Это проблема винилового проигрывателя. Привыкните к несовершенству, раз купили. Странно пытаться получить такой же чистый звук, как от CD, например

uriy7w7 @Max_Kammerer

Я еще раз повторю, что есть естественные искажения, а есть связанные с настройками проигрывателя или неисправностью оборудования. Моя проблема относится как раз к этому случаю, а не к несовершенству самого винила.

Palitra

Что-то я не понимаю ваших графиков, хотя вроде профессионал. Подумаю еще. Но в любом случае вот это "Сначала провел тест №7, получил на графике АЧХ чётко прослеживаемыйразбаланс на частотах выше 6 кГц. В районе 14 кГц он достигает 2 db" - совершенно нормально для головки начального уровня

Palitra @Palitra

вот пример измерений: слева хорошая головка, справа - плохая дешевая

Вверху АЧХ по напряжению, внизу проникновение сигнала из левого канала в правый

Причина разбаланса каналов - либо неправильно выставленный азимут, либо неправильно юстированные катушки в ММ-головке.


uriy7w7 @Palitra

Азимут я специально заваливал в разные стороны, чтобы проверить его влияние на результат. Ничего кардинально не поменялось. По поводу разбаланса. В паспорте указано, что на 1 кГц допустимый расбаланс 1 db. На графиках он меньше, но именно после 6 кГц начинает сильно увеличиваться. Конечно может быть, что это допустимо, но точно удостовериться я могу только поставив другую аналогичную вставку.

Gorbatov

Разбаланс каналов не обязательно как-то указывает на искажения. Уровень сигнала может быть разным, но из этого никак не следует, что что-то обязательно должно хрипеть. Одно может сопровождать другое, но не обязательно. Причины могут быть и в некорректной настройке геометрии и/или азимута, в каки- то проблемах в поворотном узле тонарма (маловероятно, но возможно, аппарат у вас не новый), дальше это может быть неисправность головки (не обязательно "врожденная", но и приобретенная в процессе), грязь или дефект конкретной пластинки (потому что повреждения или дефекты обычно имеют повторяемость).

uriy7w7 @Gorbatov

У меня были подозрения на тонарм в части его установки на проигрыватель. Он крепится жестко на 3 винта, но как проверить ровно ли он стоит (не перетянута ли какая-то сторона) я не знаю. Обычно хрип появляется ближе к яблоку и я винил настройку проигрывателя и картриджа, но как бы точно я не старался настроить результатов положительных не было. Думал, может быть это особенность записи конкретных релизов, но скачав оцифровки такого не заметил.

Поэтому сейчас пытаюсь последовательно отсечь потенциальных виновников данной проблемы.

Gorbatov @uriy7w7

Искажения возникают и/или усиливаются там, где больше угловая ошибка. В принципе такое может быть, но если головка исправна то не должно проявляться так ярко. Ортофоны 2М вполне ничего работают даже в связках с короткими (8,6 дюйма) ветсиями проджектовских тонармов. Да, там есть свои нюансы (все таки бюджетный сегмент) но судя по тому, как вы описываете эффект выражен существенно сильнее, чем это допустимо. Искажения ближе к яблоку это именно геометрия установки головки, а не азимут в первую очередь. Надо проверять все настройки.

Насчет самих пластинок - был несколько похожий случай у одного моего знакомого. Ему досталась небольшая коллекция винила, он купил недорогой проигрыватель и все очень похожим образом скрипело. Отмыли пластинки, отслушали на хорошем аппарате - оказалось, что просто предыдущий владелец все запилил на своем бюджетном советском проигрывателе. Износ у пластинок был однотипный и казалось, что что-то не так с проигрывателем. Но если у вас пластинки не из одних рук, то такой вариант маловероятен.

uriy7w7 @Gorbatov

Пластинки специально помыл на ультразвуковой мойке, состояние на которых тестировал M\NM, так что если это не особенности релизов, то пластинки, думаю можно исключать. Но точно удостовериться, как вы и написали можно только опытным путем на хорошей аудиосистеме. Искажения на вокале слышны через напольную акустику, но чтобы исключить ее неисправность я цифровал пластинки на ПК и слушал на портативном плеере, искажения также присутствовали.

Gorbatov @uriy7w7

Акустика тут вообще никак не влияет. По совокупности - или проблемы с самой головкой или с настройкой где-то ошиблись. Не в прижиме и не в азимуте, а в позиционировании головки относительно тонарма. Скорее дело в самой головке - какая то неисправность или повреждение.

alex64

я и говорю, здесь может быть несколько причин. как то-сама тестовая пластинка, головка. я постоянно встречаюсь с такими косяками. современные головы это что то. ужас. так и хочется опять перейти на винтажные, потому как сделаны правильно. только вчера получил новую голову MoFi. это что то. обычно при настройке азимута есть небольшой наклон, не знаю как правильно объяснить. короче игла ближе к шпинделю чем верх головы. тут же наоборот. голову нужно повернуть обратно. на тонарме не хватает возможностей. а принципе в тонарме и нет регулировки азимута. есть микроскопический люфт. и все.

Gorbatov @alex64

У вас какое-то патологическое невезение на головки. Через мои руки их проходит намного больше и процент брака - ну может быть одна на пару сотен. Правда это, зачастую, более дорогой сегмент. Но по сегменту более дешевому много обратной связи. И тоже процент незначителен.

Старые головки с дефектами просто не дожили до наших дней, а те, что дожили - от производителя многое зависит, многих я в принципе уже не возьму по причине усталости полимерных деталей.

uriy7w7 @alex64

Азимут как раз и приходилось регулировать люфтом шелла с помощью шаблона и еще проверял пузырьковым уровнем.

Gorbatov @uriy7w7

Вот уровень здесь не надо использовать, гораздо лучше акриловый разлинованный блок, благо что из китай сейчас производит в достатке, а не как раньше, когда кроме Миллениума (дорого) ничего толком не было. Есть масса примеров, когда уровень даст вам правильное значение, но на деле оно не будет правильным. Да и точность этих маленьких уровней очень так себе. И прибавка в весе тут лишняя.

uriy7w7

Поменял вставку, ситуация улучшилась, но кардинально не изменилась. Остались на проверку картридж и проводка тонарма.


slavka_fainberg

Вы пишете: "Обычно хрип появляется ближе к яблоку...". Если искажения при этом проявляются в высокочастотной области, то может быть стоит обратить внимание на подшипник (проигрыватель не новый, проводилась ли какая профилактика)? По моей логике, если там банально не хватает смазки или подшипник изношен, то трение металлических частей как раз может улавливаться звукоснимателем.

uriy7w7 @slavka_fainberg

Проигрыватель очень не новый, но я разбирал и чистил его самостоятельно после покупки. Тонарм и подшипник опорного диска не смазывал.

Но в любом случае это не решает проблему разбаланса.

Gorbatov @uriy7w7

В системе подшипника диска скрипеть там нечему, такой вариант представить достаточно сложно. Хотя там полагается смазывание, а соответственно и есть вероятность, что что-то в узле не так.

Кроме того возможен еще вариант с нарушением работы поворотного узла тонарма - там есть чему начать заедать в теории. Все это менее вероятно, чем то, что уже обсуждали, но возможно. В идеале - или отдать на профилактику или взять сервисное руководство (в сети есть) и пройтись по нему по соответствующим пунктам.

uriy7w7 @Gorbatov

По сервисному руководству как раз и обслуживал. Только не смазывал подшипник опорного диска и не разбирал внутренности тонарма.

uriy7w7 @uriy7w7

Понимаю, что это полезно, но скептически отношусь к тому, что это улучшит картину. Все же проблемы с механикой проигрывателя отразились бы на обоих каналах.

Gorbatov @uriy7w7

Как раз нет, если предположить, что давление на стенки канавки неравномерное и тонарм "подтягивает" в поворотном узле.

uriy7w7

Только сейчас заметил, что сам картридж от Ortofon 2m Red. Покупал вместе с первой иглой с рук и не обратил внимания. Производитель пишет, что под 2m Bronze картридж от 2m Red не подходит, это может быть причиной?

uriy7w7

Обычно при настройке положения картриджа на шелле использовал стандартный шаблон для Technics (для установки оверхенга) и инструкцию от SL-1200GR, в которой показано, что картридж должен быть параллелен шеллу.

Решил провертеть картридж на шелле и к моему удивлению картина на каналах поменялась. Стало не идеально, но значительно лучше. Только теперь картридж заметно повернут на шелле и настроен не по шаблону.

Возникает вопрос. А правильно ли я настраивал картрижд? Возможно есть другие методы настройки, которые подходят для Technics?

Wadim @uriy7w7

Поясните, более подробно, пож-та.

Картридж ведь настраивается не по шеллу, а по шаблону. У меня на т-1200 головка никак не становится параллельно шеллу, если выставлять правильно по шаблону.

uriy7w7 @NewArtVinyl

Тогда по какому именно шаблону лучше настраивать? Я еще пробовал по баервольду для Technics SL-1200 mk2, но результат по сравнению с настройкой "от производителя" не поменялся кардинально.

french_alex @NewArtVinyl

270, 207 и 205 головки комплектуются разве коническими иглами? А в стоке же именно этими головками комплектовались эти проигрыватели?

uriy7w7 @NewArtVinyl

Вот после дополнительного прослушивания я пришел к выводу, что скрип на вокале скорее всего проблема определенных пластинок. Но на тестовой пластинке разбаланс по каналам на частотах от 6 до 20 кГц все равно останется проблемой.

Wadim @uriy7w7

Мне с шаблоном, точнее с ссылкой на него помог alex64. Советую к нему обратиться за помощью под конкретный тонарм.

uriy7w7 @Wadim

Я знаю про этот шаблон, мне он тоже ссылку давал в другой теме, как я писал выше, уже пробовал его использовать.

french_alex

1. Открыть Авито с объявлениями о продаже головок. 2. Договориться о прослушивании на своем проигрывателе. 3. Поехать и послушать с парой своих пластинок.

Это как вариант. Если уж у вас социальная изоляция такая. У нас в 500-тысячном городе, говорят, меломаны до сих пор встречаются и пластинками меняются )

uriy7w7 @french_alex

Я уже купил новую вставку для картриджа, ситуация улучшилась, но не кардинально. Сейчас думаю, что может быть причиной проблемы, неверное расположение картриджа на шелле.

Bbhob @french_alex

Абажаю этих простодушных людей ))) нужно тестануть пластинку — прутся не снимая лаптей по объявлению о продаже. Под занавес ещё скажут радушному хозяину, головка ваша гавно, сцену сильно заглубляет, не покупать жеж.

uriy7w7 @french_alex

Скорее не знаю где искать) Да и напрягать и отнимать время других не хочется. Одно дело в ветке отписывать, другое в реальности тратить часы.

uriy7w7

Подведу промежуточные итоги своих наблюдений и возможных причин проблемы.

1. Настройка проигрывателя. Проигрыватель стоит не на абсолютно ровной поверхности, но по возможности выровнен ножками. Результат не идеальный (кривой корпус? или я неверно собрал его после обслуживания?). Тонарм устанавливается стационарно, после разбора расстояние между подшипником и шпинделем не проверял. Высота тонарма выставлена по инструкции к проигрывателю, в соответствии с высотой картриджа и дополнительно проверена по шаблону. Результат средний между толстыми и тонкими пластинками. Азимут выставлен по шаблону, все ровно. Прижимная сила установлена по инструкции к картриджу, антискейтинг равный прижимной силе. Положение картриджа на шелле установлено по инструкции к проигрывателю.

Изменяя параметры настройки (изменял антискейтинг, азимут, VTA, положение картриджа на шелле) и замеряя результаты на тестовой пластинки, видимые изменения дало только изменение положения картриджа на шелле. Прихожу к выводу, что настройка по рекомендациям производителя не пригодна для моего картриджа. Скачиваю шаблон для Technics SL-1200 MK2 по Баервольду, делаю пропилы на шелле надфилем (не хватает стандартных пазов для картриджа, чтобы настроить по данному шаблону), настраиваю по шаблону. Разбаланс не исчез. Получается оба шаблона не подходят, пока ищу еще какой-нибудь.

2. Провода, фонокорркектор, звуковая карта, с помощью которой цифрую. После разных вариантов проверки данного участка тракта, по совету выше от @alex64, замкнул ± соответствующие каждому из каналов на шелле. Записал, что получилось. От проводов есть наводки, но в ВЧ области (60 кГц и выше). Это не удивительно, потому что провода от фонокорректора достаточно длинные (7м). Паял сам, из микрофонного кабеля. В интернете очень много споров по правильной распайке RCA-RCA кабелей, поэтому не уверен, что верно спаял их.

3. Картридж. При покупке картриджа, не заметил, что игла 2m Bronze вставлена в картридж от 2m Red. Это возможная причина проблемы, но как выше написал @Gorbatov, проблемы были бы в обоих каналах, а не только в одном. Я решил купить новую вставку. Картина изменилась в лучшую сторону, но проблема не исчезла полностью. Думаю, что полностью проверить виновен ли картридж можно только заменой моего картриджа от 2m Red на 2m Bronze или покупкой нового другого картриджа с иглой. К сожалению, картриджи отдельно от игл в продаже я не видел, а тратить 30к на новый просто для теста желания особо нет, поэтому в приоритете полная замена картриджа на другой.

4. Тестовая пластинка. Есть вероятность, что виновата тестовая пластинка, но разбаланс есть на всех треках на ней. Думал купить другую для проверки, но очень сомневаюсь, что причина в ней.


Я буду и дальше отписывать в этой теме ход решения моей проблемы, возможно в дальнейшем, это кому-то это пригодится.


Wadim @uriy7w7

У меня Technics SL-1200 MK2 + 2m Red. На мой взгляд, очень удачное сочетание. Нет слышимых искажений. С шеллом ничего делать не нужно (про пропилы), Шаблон, как понял у меня такой же. Хочу сказать, что уровень очень сильно влияет, и хоть ножки условно регулируемые, именно само основание для проигрывателя выставлял по уровню.

Может ревизию следует провести полную вертушке?

Кабель имеет только одно подключение - правильное :).

uriy7w7

На Technics Sl-1800 MK2 ножки не регулируются. Я регулировал с помощью подставки под проигрыватель. Идеально по уровню не получилось выставить, возможно я неверно собрал проигрыватель, когда его обслуживал.

Кабеля могут быть по разному распаяны, в зависимости от условий конкретного подключения.

Wadim @uriy7w7
Кабеля могут быть по разному распаяны, в зависимости от условий конкретного подключения.

Очень сильно не согласен :) . Сам имею много самодельных кабелей в системе и конструкция зависит только от типа используемого кабеля.

uriy7w7 @Wadim

Для кабеля RCA-RCA можно использовать как двужильный, так и одножильный кабель. В первом случае общий провод будет являться экраном, во втором экран будет отдельно. Так же для второго варианта экран припаивают только с одной стороны кабеля. В интернете холивары о том какой стороной потом этот кабель подключать к источнику сигнала...

Wadim @uriy7w7

Я здесь писал о своем опыте изготовления бюджетного кабеля. Если интересно, в профиле есть статья.

uriy7w7 @Wadim

Посмотрел вашу статью. Я ее читал, когда искал информацию по распайке кабелей. Именно так и распаялся, правда припой и кабель взял другие. Единственное, осталась непонятна фраза "При этом не забываем про направление в кабеле — экран припаиваем там, где маркировка на кабеле заканчивается (здесь будет подключение приемника сигнала)."

Wadim @Wadim

Шрифт маркировки имеет направление от начала к концу. Производитель это делает специально для его ориентации , если вы, конечно, верите в направленность кабеля.

uriy7w7 @Wadim

Я могу верить во что угодно, а вот электроны ничего про "направленность" кабеля не знают :). Но в любом случае это интересное примечание.

Wadim @Wadim
электроны ничего про "направленность" кабеля не знают :).

Думаю, что все немного сложней, вернее иначе и связано с технологией производства кабеля.

french_alex

Никак нельзя сделать следующее: 1) взять заведомо рабочий картридж на шелле, который подходит к этой модели проигрывателя? 2) фонокабель взять максимально короткий? => И потом уже протестировать

Ей богу, если бы мы с вами были в одном городе, я бы готов был выехать к вам с ассортиментом головок на оригинальных школах Technics

uriy7w7 @french_alex

Чтобы взять заведомо рабочий картридж, нужно купить новый или взять у кого-то на время) Я купил новую вставку в надежде, что это исправит проблему, но к сожалению, проблема не устранилась. Очень жаль, что мы с вами не в одном городе. Вы готовы потратить свое время на другого человека, а другие люди нет. Я их прекрасно понимаю, проблемы то лично мои.

Кабель длинный потому что аудиосистема и ПК находятся на достаточно большом расстоянии друг от друга, а звуковая карта используется внутренняя. Можно, конечно подключиться к ноутбуку в встроенную аудиокарту, но я сомневаюсь, что она даст какие-то полезные объективные результаты.

Bbhob

Простите, совсем дурацкий вопрос, а тонарм свободно ходит? Если прижим выставить в ноль то в поднятом положении скользит при легком толчке без проблем?

uriy7w7 @Bbhob

Да, свободно. Я тоже думал, что могут быть виноваты подшипники в тонарме, но заседаний и посторонних звуков при его перемещении нет.

uriy7w7

Эпопея продолжается. Решил поиграться с расположением картриджа на шелле.

Использовал трек проверки фазировки с тестовой пластинки (диктор говорит речь). На нем наиболее наглядно видно разбаланс каналов. Вот так выглядит настройка по шаблону.

Вот так после поворота картриджа не шелле.

Дальше решил поискать в интернете оцифровки винила, который есть у меня, чтобы самому оцифровать и сравнить. Да, я понимал, что оцифровки будут сделаны на разном оборудовании и сравнивать их не корректно, но решил для интереса попробовать.

Это оцифровка с торрента. Система: Pioneer PL-7L + ZYX R1000 Airy 3 gold, PS audio Phono Stage + Tube Preamp (Telefunken), TASCAM HS-P82. Отмечу, что этот тракт в разы качественнее моего по характеристикам.

Это оцифровка при настройке картриджа по шаблону.

Это оцифровка при повернутом картридже.

Вот так выглядит повернутый картридж

Объективно, разбаланс каналов почти исчез, но такое положение картриджа меня волнует.

Интересно послушать мнение других.

Bbhob

а как оно выглядит над винилом , в положениях настройки? То есть скорее интересен вид сверху и над пластинкой.

Wadim @uriy7w7

Мне кажется, головка у вас сильно повернута. Кажется, что нет у лица угла в 90 гр. по отношению в дороже (вид сверху). Неужели по шаблону все верно сверху?

uriy7w7 @Wadim

По шаблону естественно не верно, и головка действительно сильно повернута. Я выше написал почему так ее повернул и какие результаты, если по шаблону настраивать. Удивительно, но так сильно повернутая головка дает результаты лучше, чем по шаблону. Понять причину этого я пока не смог. Вот дополнительные фото настройки азимута и VTA.

Wadim

А у вас есть держатели с разной масссой? Я под 2m Red использовал более легкий шелл. Не знаю, имеет ли это значение в вашем случае. Да, головка сильно завернута, конечно. Как понял, изменение VTA не меняет ситуацию (может нужно тоже "неправильно" попробовать)? Просто уже и не знаю что думать, но шелл, конечно, просто не способен такой угол дать без вмешательства надфиля.

Хотелось видеть крупным планом как стоит игла на пластинке и желательно фотографировать с прямым углом со всех сторон.

В правильности работы антискейта уверены? Он обычно на балансе "отыгрывается" при неправильной настройке. Какая прижимная сила?

uriy7w7 @Wadim

Шелл родной, не китайский аналог, масса совпадает с оригиналом. VTA пробовал менять, результата видимого на дало, сейчас стоит ровно. Шелл пилил, под современный шаблон по Баервольду, но настройка по нему тоже не помогла. Антискейтинг крутил на увеличение и уменьшение (сейчас стоит равный прижимной силе), при уменьшении результат хуже. Прижимная сила стоит 1.6 г (по паспорту, рекомендуемая 1.5 г), увеличил потому что при прохождении тестового трека на антискейтинг результат получился стабильнее.

Могу покрутить все настройки и записать результаты с тестовой пластинки (на каком треке лучше, я так и не определился) или с музыкальной.

Wadim @uriy7w7

Я под Ortofon 2M-Red выбрал шелл меньшей массой т.к головка по весу больше, чем раннее стоявшие АТ (и мне так было удобней при смене шелла) и прижимная сила у меня от 1,8-2,0 (по весам), что не противоречит заводским параметрам. Для 2M-Bronze нужно меньше, конечно.

Антискейт проверяли? Я не очень доверяю магнитным, поэтому проверяю плавность работы антискейта при вывешивании в ноль, например. Были случаи, что провода в тонарме мешали или антискейт некорректно работал в зависимости от угла поворота тонарма.

Нужно искать причину, причем возможно дело в какой-то мелочи может оказаться.

Dmitrii8800

Не знаю я свой первый проигрыватель Technics SL 1210мк2 настраивал без шаблонов, по инструкции и играла замечательно, попробуйте почистить кантилевер или проверьте смазку на вале, возможно фон идет от стороннего источника

uriy7w7 @Dmitrii8800

Вал смазывал недавно, кантилевер чистил. От стороннего источника фон не в слышимой области не может идти, потому что я проверял кабеля и фонокорркектор на этот предмет.

Dmitrii8800 @uriy7w7

Попробовать только картридж сменить, но не факт что проблема исчезнет, если только играть по другому будет по вокалу и другим частотам

uriy7w7 @Dmitrii8800

Вставку поменял, но не помогло. Думаю о замене картриджа, но не уверен, что поможет. По поводу искажений на вокале написал вам ниже.

uriy7w7 @Dmitrii8800

На 9 часов ручка, при воспроизведении с цифры искажений нет. Вообще я уже не связываю слышимые искажения с разбалансом каналов, скорее всего это такие пластинки. Но проблему разбаланса найти хочу.

Wadim

Я уже немного запутался. А другой головки нет совсем никакой? Может реально тушка виновата.

uriy7w7 @Wadim

Совсем, решил для начала вставку поменять, но проблему это не решило. Покупать новый картридж без уверенности, что проблема в нынешнем желания мало.

Bbhob

Последняя мысль. Может алмаз криво наклеен на кантилевер? Вдруг это какая-то системная ошибка? Можно сфотографировать через лупу ну например, сняв с тонарма.

uriy7w7

Продолжаю борьбу с проблемой.

Выше писал, что наводки в районе 65кц дает мой фонокорректор.

Решил купить новый картридж. Ступил на путь MC картриджей и выбрал Audio-Technica AT-OC9XSL. На моем фонокорректоре сопротивление нагрузки для MC картриджей настраивается подключением резисторов необходимого номинала. Нашел резисторы, купил, но оказалось, что они слишком крупные по размерам (не проверил габариты перед покупкой), пошаманил немного, вроде работают.

Про звук говорить не буду, покажу сухие графики.

Тест баланса каналов.

Пробная оцифровка трека (выше в посте писал, что цифрую. Там же есть с чем сравнить этот результат).

Видно, что наводки на 65кГц отсутствуют. Фонокорректор в режиме МС по непонятным мне причинам перестал давать наводки. Для интереса решил посмотреть как выглядит АЧХ этой песни на CD. Тенденция АЧХ очень схожа с тем, что я оцифровал.

Я пришел к выводу, что проблемой может быть:

1. Так и должно быть

2. Тестовая пластинка плохо записана

3. Неправильная настройка проигрывателя или проблемы в узле тонарма/опорного диска.

Wadim

Слежу за темой. На последнем графике у вас разбаланс в районе 10 кГц - 4 Дб !!! Это ведь просто слушать нормально нереально с таким дизбалансом Давно пришел к выводу, что наши уши более тонкой инструмент. На музыкальном материале звучит хорошо, или ужасно?

Про какие 65 кГц идет речь?

uriy7w7 @Wadim

Звучит отлично, искажений или чего-то необычного нет. Как я написал выше такой разбаланс присутствует на этом треке и на CD, думаю это особенность трека. Цифровал другой трек, там все спокойнее, разбаланс небольшой. Сейчас не могу отправить скриншот АЧХ, но примерно выглядит так (не моя система, выше писал откуда брал оцифровку).

Про 65 кГц. Выше на моих оцифровках виден пик в районе 65кГц. Как я уже писал, в этом виноват был фонокорректор (а возможно наводки на нем). После переключения его в MC режим, пик пропал.

uriy7w7 @Wadim

Куплю другую тестовую пластинку, попробую поиграться с настройками проигрывателя. Еще думаю его на обслуживание отдать. Посмотрю что получится, если эти мероприятия не помогут, то значит так и задумано). Ничего больше не останется, что может быть проблемой

Wadim @uriy7w7

Не думаю, что Technics SL-1800 MK2 имеет тех. недостатки. Наоборот, думаю, что вы просто "переросли" Technics SL-1800 MK2. На примере своего Technics SL-1200 MK2 могу сказать, что теперь мне его звук кажется простоватым и пользуюсь им в неосновной системе (в основной Pro-Ject ) . Самое смешное, что даже самодельный проигрыватель (в профиле фото) играет лучше, если речь идет о головках выше, чем 2м red .

uriy7w7 @uriy7w7

Не могу согласиться. Все необходимые настройки проигрыватель имеет, узел тонарма надёжный, детонация и рокот не уступают более дорогим проигрывателям с прямым приводом. Есть система подвески тонарма и опорного диска, корпус из антивибрационного материала. Что еще надо для комфортного прослушаиания?)

Мне кажется, что опорный диск вращается с наклоном и виноват в этом кривой шпиндель но как это проверить я не знаю.

Wadim @uriy7w7
Что еще надо для комфортного прослушаиания?)

Я пришел к выводу, что мне надо пассик, относительно легкий диск из мдф и обязательно отсутствие клемпа :)

как это проверить я не знаю

Я думаю, уровнем сравнить диск и тонарм, можно и линером попробовать проверить параллельность

uriy7w7 @uriy7w7

У меня до технаря был новодельный пассик в цену два раза выше, чем технарь. Продал его и не жалею, но каждому свое конечно.

Это оказалось не такой простой задачей. Не понятно неровно стоит весь проигрыватель или только диск.

uriy7w7

Похоже на эпилог.

Перебрал полностью проигрыватель. Тонарм, двигатель. Заодно обнаружил, что видимо когда в прошлый раз обслуживал проигрыватель машинально транспортировочные болты закрутил)). Но все это не помогло решить проблему разбаланса.

Решил я оцифровать с тестовой пластинки розовый шум.

Опять этот чертов разбаланс после 1 кГц, подумал я. Но черт меня дернул погуглить АЧХ других картриджей. И я наткнулся на тест Benz Micro Glider и Shure M24H на этой же пластинке, на этом же розовом шуме. Красная линия это АЧХ цифрового розового шума, а зеленая это АЧХ Benz Micro Glider, синяя Shure M24H.

Абсолютно идентичный разбаланс на совершенно другой системе может говорить только о том, что так и должно быть.

Из плюсов я теперь знаю как тестировать отдельные компоненты системы, на что влияют настройки. Также картридж, который я купил на замену Ortofon 2M Bronze звучит изумительно.


Из минусов то, что сколько тут было обсуждений, но никто из тех, кто давно занимается винилом, не сказал, что так и должно быть. У меня опыта меньше года, но к результату я пришел, считаю проблему решенной, потому что ее нет.


Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.