Представьте, что производители высококлассной аудиотехники начали выпускать предусилители, усилители и другие подобные устройства с постоянно включенным блоком тембральной регулировки. И не было бы никаких шкал, крайних положений ручек и индикаторов — просто «крутите эквалайзер на свой слух» и все. Вот тогда бы аудиофилы отчаялись по-настоящему, их возмущению не было бы предела.
На самом деле у разного рода ресиверов и усилителей есть одна гораздо более важная, по сути, «главная» ручка — это ручка регулировки громкости. Спросите у любителя музыки, на какой громкости он предпочитает слушать записи, и многие ответят, что им нравится выкручивать громкость «до правильного исходного уровня, чтобы играло максимально реалистично». И где же этот уровень? Насколько это громко или тихо? Допустим, мы знаем «исходную» громкость Девятой симфонии Бетховена на концерте под управлением Фуртвенглера в Карнеги-холл в 1951 году. Но есть ли от этого знания реальная польза? Между нашей стереосистемой и микрофонами в концертном зале слишком много промежуточных звеньев, поэтому добиться изначального звука не получится. Одно из самых существенных препятствий — это отсутствие какого-либо референсного значения для записей, получаемых конечным слушателем. Нет никакой эталонной громкости и однозначной тембральной окраски для наших с вами усилителей, комнат и колонок.
В эпоху аналоговых технологий ситуация была еще хуже. Тогда условная референсная точка «0 дБ» могла быть на каком угодно уровне. Если говорить об акустической музыке (джаз, классика, фолк и т.д.), то для нее нужен динамический диапазон в 85 дБ, а у LP-пластинок этот показатель ограничивался всего 55 дБ (в лучшем случае). У каждого мастеринг-инженера было свое понимание точки баланса: работники студий на свой вкус определяли, насколько громко должны звучать тихие пассажи и насколько тихо громкие. Как правило, это «художественное» понимание сказывалось на конечном продукте, поэтому один и тот же концерт мог звучать по-разному в зависимости от лейбла. Зачастую пластинки нарезались далеко не по стандарту кривой RIAA — низкие частоты срезались, чтобы канавки занимали меньше места, и на пластинку вмещалось больше композиций. Таким образом, даже если бы на каждой пластинке указывались оптимальные (исходные) параметры звука для настройки домашней системы, потребителям бы это мало помогло, ведь у каждого издания был свой «исходный уровень громкости» с разницей в ±10 дБ.
С появлением компакт-дисков и других цифровых носителей мы получили еще 20 дБ полезного динамического диапазона и фиксированную референсную точку 0 dBFS, которая используется для представления полной шкалы или максимального уровня сигнала преобразователя. То есть значение в 0 дБ на одном диске и проигрывателе должно полностью совпадать с этим значением на любом другом диске и любом другом проигрывателе. На практике звукоинженеры все равно допускают некоторые отклонения при работе с записями, но эта разница уже не настолько велика, как в эпоху аналогового звука.
Теперь о звуке в кино. Для правильного звучания фильма многое было сделано компанией THX, ее подразделением Home THX, и в частности аудиоэкспертом Томлинсоном Холманом (Tomlinson Holman), который стоял у истоков THX вместе с Джорджем Лукасом (сейчас Холман работает в Apple). С самого начала стандартизация по THX предполагала референсные параметры звука для кинотеатров: зритель в центре зала должен был слышать примерно то же, что слышал режиссер в студии. Когда была запущена программа Home THX, все требования адаптировали под домашние кинотеатры. С появлением DVD и Blu-ray на рынок пришли ресиверы с сертификацией THX. Такие устройства могут быть точно откалиброваны до нужного уровня громкости.
По сертификату THX звуковое давление в зоне комфортного прослушивания должно составлять 75 дБ. Сначала все настраивалось вручную при помощи пульта и шумомера, а нынешние AV-ресиверы снабжаются автоматическими системами комплексной настройки звука. С годами стандарты THX стали общепринятыми. Теперь редко встречаются устройства, параметры калибровки которых отличаются от THX. Другими словами, почти любой современный кинотеатральный предусилитель или ресивер (вне зависимости от производителя) сможет обеспечить должную «исходную» громкость, если система правильно откалибрована. Это важнее, чем кажется: правильно настроенная громкость влияет не только на восприятие ухом эффектов в кино, но и на нюансы в диалогах, тембральную окраску и ощущения от фоновой музыки. В целом сегодня уже можно говорить о способности домашних кинотеатров передавать звук таким, каким его задумал режиссер. К сожалению, к прослушиванию музыки все это имеет мало отношения.
Как бы там ни было, в индустрии до сих пор нет единого стандарта громкости для музыкальных записей. Если речь идет об R'n'B-хите, то уровень громкости искусственно поднят еще на стадии мастеринга, и поэтому можно сделать потише. Если же вы решили послушать «Пять пьес для оркестра» Антона Веберна, то вам однозначно захочется сделать уровень громкости выше какого-нибудь «правильного» значения, чтобы услышать все нюансы этого сложного сочинения.
Где же правильная громкость? Пока этого не знает никто. Когда вы приходите в Карнеги-холл или IMAX-кинотеатр, у вас нет пульта: громко — значит громко, а тихо — тихо. Больше здесь нечего сказать.
Никто из нас не может настроить громкость музыки на «тот самый» уровень. Может быть, нужно просто подключать источники напрямую к усилителям мощности? Хорошая идея! Разве современные технологии не позволяют задавать референсную громкость для музыкальных записей? Пришло время RIAA (или кому-то еще) заняться этим вопросом.
Оригинал: "V" is for Volume