Проигрыватель Denon DP-A100 и головка звукоснимателя Denon DL-A100 — специальный выпуск к 100-летнему юбилею компании.
Название японской марки Denon стало уже именем нарицательным. Сосчитать, сколько за прошедшие десятилетия было разработано выдающихся аппаратов, в том числе и проигрывателей винила, тонармов, головок, — непростая задача, особенно если учесть, что компания производила не только аудиоаппаратуру для дома, но и технику для студий и для радиовещания. Самые удачные проигрыватели Denon всегда были прямоприводными — пассиковые аппараты тоже выпускались, но широкого развития и распространения не получили. Что касается тонармов, то самые лучшие по звучанию тонармы Denon, такие как DA-303, 304 или 305, были весьма просты конструктивно и разрабатывались под классическую, ставшую уже во многом культовой, головку DL-103. Из этой головки за годы сформировалось целое семейство различных модификаций, где встречались и разные материалы корпусов, вплоть до керамики, и разные конструкции, и материалы катушек, различные профили заточки игл. Однако классическая версия 103-й головки выпускается около 50 лет и неизменно пользуется спросом среди ценителей винила благодаря высокому качеству звучания, долговечности, умению хорошо справляться с потрепанными пластинками и очень привлекательному сочетанию цены и качества. Предметом нашего нынешнего изучения стали проигрыватель и головка, специально разработанные к 100-летнему юбилею компании.
Конструкция
По современным меркам проигрыватель сложно назвать привычным, хотя выглядит он именно так, как выглядело большинство проигрывателей на протяжении нескольких десятилетий. Сейчас это смотрится необычно, но у аппарата есть корпус в самом традиционном понимании. Корпус массивный, покрыт шпоном и несколькими слоями лака. Сразу стоит отметить, что смотрится это очень хорошо. Также можно сказать, что демпфирование на достойном уровне — при прослушивании я долго выстукивал корпус, но так и не смог хоть что-то значимое услышать в колонках. Слышно только крышку проигрывателя при открывании и закрывании, а вот сам корпус очень хорошо глушит все лишнее. Также эффективно работает развязка со стойкой. Проигрыватель устанавливается на поверхность при помощи четырех регулируемых ножек-опор, основная часть конструкции которых выполнена из резины. По принципу действия ножкиопоры не сильно отличаются от тех, которые использовались в проигрывателях Denon еще лет 30 назад — конструкция несложная, но проверенная временем и эффективная. Опоры крепятся к массивному днищу из МДФ, а днище в свою очередь крепится к корпусу. Внутри аппарата достаточно просторно, платы и детали смонтированы аккуратно. Но основная конструктивная особенность проигрывателя — прямой привод вращения диска. Эта технология, раньше использовавшаяся многими производителями, в настоящее время практически утрачена. Если не рассматривать профессио-нальные DJ-вертушки, то можно насчитать всего несколько современных аппаратов, использующих этот механизм вращения диска. Хотя прямой привод дает ряд существенных преимуществ. Например, получить быстрый и четкий звук несколько проще, чем при использовании пассикового привода. Еще стоит отметить, что юбилейная модель DP-A100, доступная для покупки во многих странах, некоторыми чертами напоминает выпускающуюся для внутреннего японского рынка модель DP-1300MKII. Но, возвращаясь к нашей конкретной модели — так или иначе, аппарат в нашем тесте прямоприводный, с кварцевой стабилизацией вращения. При запуске диск выходит на рабочую скорость очень быстро, а при нажатии кнопки «стоп» так же быстро останавливается.
Возможности точной подстройки скорости нет, но стандартные 33-1/3 и 45 оборотов аппарат выдерживает точно, без нареканий. Услышать шум мотора вообще не представляется возможным — все очень тихо, и уровень шума самого проигрывателя фактически ниже фиксируемого. Диск не очень тяжелый, из алюминиевого сплава. На нижнюю поверхность нанесен слой демпфирующего материала. Также, рассматривая диск, можно увидеть кольцевой магнит — в результате применения такой конструкции большая часть элементов мотора остается неподвижной, а вращается только диск и шкив на опорном подшипнике. Точность изготовления диска и мотора не может не радовать — никаких люфтов, биений — если смотреть на вращающийся диск то не всегда бывает понятно, вращается он или нет. Завершает конструкцию толстый мат из плотной резины. Управление проигрывателем реализовано очень просто — три кнопки на верхней панели — включение, выбор скорости и «старт-стоп». Тонарм, установленный на проигрывателе, 9-дюймовый, S-образный, карданной конструкции, статически сбалансированный. Почти традиционно для тонармов Denon эффективная масса неизвестна, но, зная характер головки, можно предположить, что тонарм как минимум средне-тяжелый. Регулировка по высоте осуществляется так же, как у некоторых современных профессиональных тонармов, — путем вращения поворотного диска у основания. Ход регулировки небольшой, всего 6 мм и для настройки штатной головки тонарм устанавливается в нижнем положении.
Регулировка прижимной силы вполне привычная — противовес и шкала делений на нем, так же просто настраивается антискейтинг. Разъем шелла у тонарма стандартный. Штатный шелл, весом 18 граммов, изготовлен очень качественно. Установить головку совсем не сложно — все рассчитано производителем таким образом, что сложных сдвигов и подбора угла крепления головки не требуется. Проводка тонарма выведена на корпус проигрывателя и заканчивается двумя RCA разъемами. Единственное, о чем осталось упомянуть, так это крышка — она съемная, так что использовать ее можно по желанию — или снять и убрать вообще, или снимать на время прослушивания, или использовать постоянно — тут все остается на усмотрение владельца.
Звучание
Начать прослушивание решил с чего-то спокойного и мелодичного, выбрал альбом Bill Evans, Eddie Gomez — Intuition — альбом сам по себе красивый, но для правильной подачи нужно сочетание детальности и деликатности. Слышно все хорошо — быстрое, четкое, динамичное звучание, хорошая проработка по всему диапазону, сцена и локализация, образы и пропорции — намного лучше ожидаемого. Точность соблюдения пропорций сцены очень высокая. При этом нет какой-то явной окраски, приукрашивания, нет «нагрева» или «охлаждения» звука. Очень хороша подача звучания рояля — слышны и струны, и дека, и пространство вокруг. Разве что, тонкие и тихие послезвучия затухают чуть быстрее, чем нужно. Звучание более прямолинейное, чем хотелось бы. Детальность и разрешение достаточно высокие, а музыкальности за счет тех самых послезвучий немного не хватает. Следующий альбом — Oscar Peterson — Live At The North Sea Jazz Festival в виде первого японского пресса — звучание этой пластинки может быть затруднительно для многих трактов, из-за глубокого и рыхлого баса, с одной стороны, и потребности одновременно в слитности и детальности при воспроизведении губной гармоники — с другой. В данном случае слышен, скорее, силовой вариант воспроизведения с упором на качественную проработку баса, но одновременно с небольшим недостатком легкости на верхних частотах. Альбом звучит прозрачно, без «жирности» звука, без явной окраски, с отличной сценой. Бас слегка преувеличен, но очень четок, разборчив и быстр. Общий почерк при наличии силовой подачи парадоксально мягче, чем я ожидал от прямоприводного аппарата — скорее всего, дело в том, что бас и нижняя середина немного больше «наполнены воздухом», чем нужно. Если рассматривать лучшие модели прошлых лет, то можно сказать, что прямоприводные проигрыватели Denon всегда были чуть мягче и телеснее по звучанию, чем, например, Victor, Yamaha или EMT. Дальше я выбрал диск Thelonious Monk — Live At The Club — альбом одновременно интересный и несколько специфически записанный — такое ощущение, что мастер-ленту почти без обработки перегнали на матрицу пластинки, и при этом лента была записана как-то неровно. Звучание сырое, местами рваное, где-то глуховатое, а где-то, наоборот, слишком яркое. В случае же нашего прослушивания все звучит примерно так, как и ожидалось от этой хорошо знакомой пластинки. Может быть, местами чуть ярко на верхних частотах и верхней середине. Иногда начинало казаться, что звук утомляет, но, вспоминая особенности пластинки, я переставал обращать на это внимание. По итогам прослушивания альбома напрашивается один вывод — звучание более достоверное, чем обычно. Да, местами чуть более яркое, иногда, наоборот, тусклое и зажатое, но все это не привнесено проигрывателем и трактом — все это и так есть, и должно быть слышно на этой пластинке. Но раз уж изучать утомляющие способности проигрывателя — нужен по-настоящему резко и жестко записанный альбом. В этом качестве отлично подойдет запись The Vinny Golia Quintet — The Gift of Fury — в моем случае это первый пресс альбома, и звучит эта пластинка очень четко, сухо, местами жестко. И музыка, которую можно отнести к авангардному джазу, с богатыми импровизационными фрагментами в какой-то мере усиливает эту картину. А что же слышно? Слышен очень быстрый динамичный звук, с натуральными, хотя местами и чуть более жесткими, чем стоило бы, тембрами. Чуть сухо, чуть холодно, но все это именно так сыграно и так записано. Отмеченная ранее отличная сцена.
Единственное — звучанию меди не хватает прозрачности — звуки заканчиваются быстрее, нежели им положено. За счет своей замечательной скорости аппарат съедает протяженность послезвучий, а идеального баланса, увы, не получается. Чтобы закончить с джазовой темой и перейти к теме классической музыки, минуя рок-музыку, я выбрал альбом Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell — Charged — по форме это классический Acid Jazz, насыщенный динамикой, эмоциями и тонкими переходами, парадоксальными звуками и призвуками. Оценить способность аппарата отыгрывать «драйв» на таком материале не представляет никаких затруднений. Сам альбом сыгран и записан на высоком уровне, и проигрыватель в состоянии без явных проблем все это воспроизвести. Сцена широкая и глубокая, частотный диапазон выразителен, насыщенен. Оценить натуральность тембров для искусственных инструментов несколько затруднительно, но то, что слышится, слышится во всей полноте и красоте. Альбом звучит очень увлекательно, сочно, быстро и совершенно не утомительно. Одновременно слышно все изящество очень интересного экспериментального альбома. Но пора переходить к классической музыке, и после накала экспериментов я решил послушать пластинку Emil Gilels — Edvard Grieg — Lyric Pieces. На произведениях для фортепиано можно услышать, в какой же полноте или неполноте слышится этот инструмент, когда его ничто более не окружает. А слышно все очень неплохо. Способность передавать правильные пропорции и сцену аппарат уже продемонстрировал, и в случае с этой записью почти все так, как нужно. Единственное, что можно заметить, — легкое обеднение послезвучий и какой-то небольшой недостаток прозрачности на нижней середине. А вот что можно занести в абсолютное преимущество — умение тракта справляться с дефектами пластинок. Моя пластинка в данном конкретном случае имеет небольшой, но слышимый дефект на небольшом протяжении, и этот дефект слышен немного менее заметно, чем обычно. Профиль заточки иглы, как показала практика, не очень критичен к подобным вещам, а способность тонарма и головки уверенно держать дорожку дополняет возможность воспроизводить потрепанные пластинки. Поставив пластинку с записями Ивана Козловского, приятно удивился. Очень достоверно передаются тембр голоса и атмосфера зала. Даже на сложных моментах вокальных партий звук не сваливается в комок. Есть ощущение, что предела по скорости у проигрывателя почти нет, но при этом самые тонкие моменты вокальных партий отходят на второй план. Не теряются совсем, но внимание к ним меньше, чем должно быть. Подобная подача лучше, чем подача приукрашенная и недостоверная. В конце послушал «Хоровые концерты» Бортнянского и свое любимое исполнение оперы Puccini «Tosca» — тот же почерк. Хор звучит с замечательной сценой и динамикой, опера, пусть и в монозаписи, звучит глубоко и проникновенно, но одновременно точно и без окраски.
Резюме
Совершенно точно можно сказать, что этот проигрыватель заслуживает внимания и интереса. Да, может быть, легкую потерю нюансировки послезвучий можно формально отнести к недостаткам, но хороший тональный баланс, динамика звучания, отличная сцена и отсутствие явной окраски — несомненные плюсы. Звук с такими характеристиками в наше время встречается довольно редко. В меру силовой и одновременно аналитичный детальный почерк обязательно найдет своего благодарного слушателя. Да и обладание чем-то, выпущенным ограниченной серией — всегда удовольствие.
Музыкальный материал
1 Bill Evans, Eddie Gomez — Intuition — Fantasy Records F-9475 / Stereo
2 Emil Gilels — Edvard Grieg — Lyric Pieces — Deutshe Grammophon 2530 476 / Stereo
3 Oscar Peterson, Joe Pass, Toots Thielemans, Neils Henning Ostred Pedersen — Live At The North Sea Jazz Festival The Hauge, Holland, 1980— Pablo Records / Polydor Japan 40MJ3054 / 5 / Stereo
4 Puccini — Tosca — Maria Callas, Carlo Bergonzi, Tito Gobbi, Orchestre de La Societe des Concerts du Conservatoire, George Pretre / EMI — Angel AN 149 / 50 F / Mono
5 Toshinori Kondo, Eraldo Bernocchi, Bill Laswell — Charged — Apollo / R&S Records — AMB 9955 / Stereo
6 Thelonious Monk — Live At The Club — CBS 88584 / Stereo
7 The Vinny Golia Quintet — The Gift of Fury — 9Wings 0109 / Stereo
8 Д. Бортнянский — Хоровые концерты — Камерный хор Московской государственной консерватории, дирижер Валерий Полянский — Мелодия С 10-11485-6 / Stereo.
9 Иван Семенович Козловский — сборник, посвященный 90-летнему юбилею — Мелодия С10 29859 001 / Stereo