За стартовый уикэнд в США «Хэллоуин убивает» собрал более 50 млн. долларов, обогнав таким образом «Не время умирать». Двенадцатый, предпоследний фильм Дэвида Гордона Грина продолжил историю Майкла Майерса и его вечной жертвы и противницы Лори.

Выживший после пожара Майерс отправляется на новую охоту. На этот раз ему противостоят не только три поколения женщин семейства Строуд (Джейми Ли Кертис, Джуди Грир, Энди Мэтичак), но и жители Хэддонфилда: наконец-то они отходят от привычного принципа «моя хата с краю», собираются в группы и с рефреном «Зло умрет сегодня» решают свести счеты с убийцей.

История серии «Хэллоуин» началась в 1978 году. Фильм, снятый за три недели с использованием дешевого реквизита и с режиссерским гонораром в 10 000 долларов, стал не только необычайно коммерчески успешным (при общем бюджете около 300 000 долларов он собрал 47 млн. только в США), но и положил начало новому популярному жанру — молодежный слэшер.

В классическом ужастике безработного на тот момент Джона Карпентера восторженные критики разглядели отсылки к творчеству Альфреда Хичкока и Джорджа Ромеро. Саспенс-атмосфера, медленное движение камеры, передние планы и монотонная тревожная мелодия — составляющие, «принесшие картине оглушительный успех».

После выхода «Хэллоуина» последовала серия более или менее удачных фильмов (цикл о Майкле Майерсе). «Хэллоуин убивает» — вторая часть трилогии; окончание, «Halloween Ends», ожидается следующей осенью.

Кажется абсурдным, но за все время существования франшизы «шестилетний мальчик с силой мужчины и разумом животного», зарезавший кухонным ножом сестру и выросший в психиатрической лечебнице в довольно упитанного монстра, сбегал, убивал и воскресал много-много раз.

В 1998 году вышел «Хэллоуин: 20 лет спустя», где совсем зелеными отметились будущие звезды Голливуда — Джозеф Гордон-Левитт, Джош Хартнетт и Мишель Уильямс. Это была довольно крепкая в своем жанре работа, на которой, собственно, можно бы и остановиться — но не тут-то было. Бесконечные повторы утомили даже самых преданных фанатов, да и имя Карпентера давно читалось где-то в примечаниях.

Забавно, что картина Гордона Грина 2018 года стала своего рода хитом. Старички-киноманы ностальгировали, пытаясь пересчитать все морщинки на лице уже бабушки Строуд, а молодежь с радостью открывала для себя имя прародителя, снявшего в 1978-м действительно один из самых страшных фильмов в истории американского кино. И никого особенно не волновало, что от стилистики Карпентера у Грина остались только рожки да ножки, а количество убиенных превысило все санитарные нормы.

«Хэллоуин убивает» начинается сразу же после окончания Хэллоуина 2018 года, а затем ракетой возвращается в 1978, проигнорировав все последующие сиквелы.

Однако от перестановки слагаемых сумма не меняется: большую часть времени зритель наблюдает за тем, как Майерс ловко, словно виртуозная кухарка, шинкует встречных-поперечных горожан. Слово «убивает» в названии фильма с лихвой дополнено зрелищем на экране — это самый красный праздник за всю историю «Хэллоуина». На этот раз, кажется, чувство меры и здравого смысла попросту отказало режиссеру и сценаристам.

Кровь на стеклах, кровь на стенах и на полу. На перчатках хирургов, оперирующих Лори, на руках потерпевших. Кровь, медленно стекающая с потолка прямо на лоб парнишки. Какая-то минута — и его шея будет с хрустом сломана на глазах у любимой.

Непроизвольно вспоминаешь первый фильм, где противостояние бугимена и Лори гармонично дополняет всего-то скудный саундтрек да тени в полумраке. Этого было вполне достаточно для того, чтобы испугать зрителя. Но вернемся к настоящему.

В прейскурант жертв Грин вроде бы вводит актуальный контекст, но делает это как-то нарочито дубово — так, что невольно начинаешь подозревать его в умышленной провокации и плохо скрываемой гомофобии. Вот пожилого мужчину с карикатурной косметикой (и в жабо!) томно спрашивает сожитель: «Не хочешь накуриться и потанцевать?» Это что сейчас было? И закономерный ответ в виде реплики феминного приятеля: «Малыш, ты прикрыл заднюю дверь?»

А ведь Гордона Грина в свое время сравнивали с Терренсом Маликом ...

В новой ленте изменился облик города. Из молчаливой жертвы-наблюдателя он превращается в живую экосистему, дающую отпор блуждающей шредер-машине Майерсу. Вот Томми Дойл, вооружившись битой, призывает горожан к восстанию против маньяка. Вдохновленная жаждой справедливости и воспоминаниями об убитых близких, толпа скидывает с карниза… эээ, кого-то не того.

К тому же фильм содержит все возможные клише в стиле «Главное — держаться вместе! Нет, я пойду туда один». Разумеется, со всеми вытекающими, очень предсказуемыми последствиями.

Режиссер Грин, Дэнни Макбрайд и Скотт Тимс режут, крушат и крошат как в последний раз. Причем некоторые убийства, кажется, сняты умышленно нелепо, с комедийными элементами, в то время как другие — чрезмерно драматично. И то, и другое выглядит глупой насмешкой над первоисточником и издевкой над поклонниками франшизы.

Воспоминания играют в картине не последнюю роль. И это, пожалуй, единственный тусклый луч света в царстве абсурда и жесткача. Позврослевшие, как в «Оно» (а точнее — постаревшие), герои вспоминают, плачут, сентиментально признаются друг другу в невысказанном. Что хоть как-то отвлекает от нелепых сцен насилия и гор трупных инсталляций.

Неясно, зачем было Дойлу и остальным пострадавшим проходить весь этот путь, чтобы в итоге сгинуть в почтенном возрасте от рук Майерса, из кинематографического символа стихийного зла, расчетливого и методичного, превратившегося в разухабистый станок для убийств.

Пытаясь найти хоть какую-то логику в просмотренном, думаешь: возможно, это современное общество настолько опротивело режиссеру, что он решил сделать из чудовища в маске своеобразную кару небесную — огонь на Содом и Гоммору? Но тогда «Хэллоуин убивает» кажется еще более бестолковой задумкой.

Как бы то ни было, любителям пощекотать нервы лучше позабыть о классике — ее там и в помине нет.  А посмотреть, например, новый фильм Джеймса Вана.