Киноиндустрия очень любит заигрывать с ностальгией. В первую очередь на это чувство ориентированы всякие сиквелы-приквелы и прочие вбоквелы, цепляющиеся за уже получившие известность франшизы. Но фишка «Аквамена» (Aquaman) даже не в том, что он — часть разрастающейся кинематографической вселенной DC. Фишка его в том, что сюжетно он возвращает зрителя во времена боевиков 80-90х, которые хотелось смотреть, открыв рот.
В первые минуты после сеанса я хотела написать рецензию такого вида:
«Шесть причин идти на "Аквамена":
1. Мокрый полуголый Джейсон Момоа и тоже мокрая, но увы, менее голая Эмбер Херд;
2. Восхитительно прорисованный подводный мир;
3. Сюжет диснеевского мультика о принцессах;
4. Внезапная депешмодовская «It's No Good» где-то в середине и не менее внезапные Sigur Ros;
5. Абсолютно индианоджонсовская пустыня с подземными пещерами и артефактами;
6. Яркая и сочная картинка, дающая чувство праздника.
Все, больше идти незачем».
Но такой текст, увы, не подошел бы даже для наших номерных тем «Кино на выходные», хоть и вполне отражает происходящее в фильме.
А через пару часов меня накрыло.
Да, в кино чуть ли не каждый третий фильм — глупый боевичок, кругом одни комиксы, сиквелы, перезапуски и ничего нового, все паразитируют на чем-то старом. Найти что-нибудь, на что не жалко потратить часа три-четыре своего времени (с учетом дороги и захода на фудкорт), сложно.
Можно воротить нос от разноцветного блокбастерного мракобесия, с придыханием вспоминая Тарковского или, я не знаю, Феллини. Можно восхищаться, например, исключительно Коэнами (я люблю Коэнов, если что), выискивая отсылки к киноклассике прошлого в их картинах и пытаясь понять, почему же занавески синие — это у декораторов ткани другой не было или же в цвете действительно есть смысл. Можно реально сидеть и думать над кино. Все можно, ничего не запрещается.
Но также не запрещается не думать. И вот это засилье экшена, ярких боевиков, сочных и абсолютно идиотских с анатомической и физической точки зрения битв — оно как раз ориентировано на тех, кто фильмы смотрит не для того, чтобы потом над ними ломать голову. Оно для тех, кто, понимая всю нереалистичность картинки и тупость сценария, хочет отдохнуть душой, посмеяться над провисающей логикой, восхититься мастерством каскадеров, CGI-художников и композиторов, на пару часов попасть в совершенно другой, искусственный и несуществующий мир и попросту приятно провести время. Выйти из кинозала в более приподнятом настроении.
«Аквамен» — как раз из таких фильмов. Им занимался Джеймс Ван, режиссер «Пилы», «Заклятия», «Астрала» и седьмого «Форсажа». И форсажное наследие видно сразу: фильм открывает сцена с российской подводной лодкой. Эта сцена, в общем-то, сразу дает понять, чего стоит ожидать от фильма — трэша в лучших традициях боевиков восьмидесятых и девяностых. Чем, по сути, от них отличаются нынешние марвеловские и дисишные поделки? Конвейерностью? Да разве что только ей. Ну, и более качественными спецэффектами. Все, отличия кончились.
В «Аквамене» простая супергеройская история, которая из раза в раз повторяется в недавних комиксных блокбастерах — борьба за трон. На этой же теме построены марвеловские «Тор: Рагнарек» и «Черная пантера». И «Аквамен», к счастью, похож на «Тора», а не на «Пантеру». Это фильм, который не пытается быть чем-то большим, нести в себе какой-то культурологический посыл, нет — это чисто развлекательное кино, созданное для того, чтобы зритель посмеялся, восхитился спецэффектами, насладился музыкой через хорошо настроенную аудиосистему кинотеатра и, может быть, узнал несколько прикольных отсылок. Все. Больше от него ничего не требуется. И в этой категории — исключительно развлекательного кино — он хорош.
В картине длиной в два с хвостиком часа умудрились намешать коктейль из кучи самых разных фильмов. Здесь можно уловить флер «Джеймса Бонда», сцены в пустыне с артефактами дичайше напоминают «Индиану Джонса», подводный мир Атлантиды вырисован с большей любовью и с большим тщанием, чем Пандора в кэмероновском «Аватаре», любовная линия идет строго по канонам американских ромкомов, пара-тройка сцен чуть ли не полностью срисована из диснеевских «Моаны», «Рапунцель» и «Русалочки», вкрапления хоррора наполнены классическими, но работающими пугалками, а финальная заварушка по масштабу борется с Битвой за Хельмову падь «Властелина колец». Это дикое, яростное попурри, неожиданно органично собранное в одном фильме только с одной целью — порадовать зрителя.
И в центре всего этого дела сияет Джейсон Момоа. Мощный дядька формата «шкаф» и с гривой, как у Джигурды, он попросту идеально подходит картине такого типа. Он отлично смотрится и в простых жизненных моментах, когда пьет пинту за пинтой с отцом в небольшой прибрежной пивнушке, и в комичных ситуациях, и в кадрах с повышенной концентрацией эпичности и пафоса, и, конечно же, в экшен-сценах. Фильм строится вокруг Момоа, его харизмы простого парня, который вертел всю эту подводную игру престолов на большом и толстом, но, так уж и быть, прекрасной девушке все-таки готов помочь.
Роль прекрасной девушки и красноволосый парик достались Эмбер Херд. Парик уже намекал на диснеевские отсылки, и вписать их в сюжет создателям фильма удалось замечательно. Из ее персонажа, Меры, вышла отличная современная супергероиня, способная за себя постоять и продолжать двигаться к своей цели несмотря ни на что. Динамика взаимоотношений между Мерой и Артуром, персонажем Момоа, сверхклассическая: «Вы — неотесанный мужлан, но по прошествии времени я вижу, что в вас все-таки что-то есть». Романтическая линия нарочито гротескная и предсказуемая, как весь фильм, и потому не кажется лишней. В этой квинтэссенции развлекательного трэша более мягкая романтика как раз и смотрелась бы пришитой не к месту третьей ногой. И еще один плюс: папу Меры сыграл восхитительный рыжий Дольф Лундгрен.
Злодеев много. Все шаблонные, но замотивированные по самую макушку, нужные, в принципе, для того, чтобы было, кого бить. Нарисованы, опять же, с любовью и старанием — как и все в фильме. Драки драйвовые, креативные, с нужной долей отрицающего физику идиотизма и с правильно рассыпанными то тут, то там моментами с использованием подручных материалов — они полюбились нашему зрителю еще со времен Джеки Чана. Винные сосульки Меры навсегда в моем сердце, как бы странно это ни звучало. В общем, в изобретательности по части драк и мелких деталей «Аквамен» на порядок превосходит вышедшие до того фильмы DC.
В команду персонажей старшего поколения помимо Лундгрена вошли Уиллем Дефо и восхитительная Николь Кидман. Старая гвардия не перетягивала на себя внимание, давая резвиться главным героям, и все равно смотрелась на экране прекрасно. Из Дефо получился действительно заботливый наставник, которому хочется доверять, а Кидман смогла совместить в своем персонаже и суровую королеву, которой не чужды битвы, и любящую, нежную мать.
Подводный мир сногсшибательный. Мои коленки слабеют от вида проплывающих мимо небоскребов кашалотов еще со времен видеоигры «ВioShock», и китов среди архитектуры «Аквамен» мне додал сполна. Атлантида и другие подводные царства вырисованы психоделично, сочно, по яркости и палитре напоминают вставки с Akali из клипа «Pop-Stars» (предупреждаю: по ссылке корейская попса), они изобилуют прикольными деталями вроде играющего на барабанах осьминога, вымерших ихтиозавров, электричек в форме мурен и так далее. Даже нашлось место для стимпанковых роботов.
Я понимаю, что рисовалось это на современных графических планшетах, но все равно хочется сказать, что у концепт-художников краски были по-хорошему токсичные. Подводный мир также позволил порезвиться операторам: камера летает вокруг героев во всех измерениях и захватывает события даже с невозможных углов. На события на суше фирменные операторские и монтажные приемы Вана тоже распространяются — многие битвы смонтированы так, будто сняты одной проходкой.
Джеймс Ван вдохнул в фильм ребячество и безудержную фантазию, которой не хватало предыдущим картинам DC. Он откровенно развлекался, это чувствуется. И он сделал все для того, чтобы развлекались зрители. Ван создал из «Аквамена» то, чего от фильма не ожидали — высокобюджетную диснеевскую сказку про принцев, а не принцесс. Вот только взрывающиеся вертолеты забыл.