Существует общее правило звукорежиссуры: наушники — это вспомогательный инструмент, а всю ответственную работу нужно проводить на мониторной акустике. Но плохо то правило, для которого в конечном итоге не находится исключение. И если уж возникает вопрос о создании наушников, способных конкурировать по достоверности звучания со студийными мониторами, то где их искать, если не среди планарных моделей?

Следуя этой логике, аудиоинженер из Лос-Анджелеса Мэнни Маррокуин, чьи работы ежегодно номинировались на премию Грэмми и получили уже восемь наград, обратился к известному нам производителю наушников Audeze. Результатом их совместного труда стала модель ММ-500 — «наушники, в которых можно сводить миксы». Миксы мы, пожалуй, не будем сводить, но используем ММ-500 для их прослушивания в домашней системе.

Материалы и конструкция

С появлением новой флагманской модели Audeze LCD-5 в конструкции базовой линейки произошли радикальные изменения. Разработчики обновили буквально каждую деталь, за исключением силуэта буквы «А», просматривающегося на решетке.

Наушники ММ-500 стали второй моделью, которая использует LCD-5 в качестве основы. Основные отличия новой профессиональной модели от флагманской домашней — материалы отделки. Оголовье у ММ-500 выполнено из пружинной стали, а чашки выточены из алюминия.

В результате наушники получились достаточно практичными и прочными, что важно с учетом их потенциального интенсивного ежедневного использования. Качество изготовления, как всегда, безупречно, поэтому сразу понятно, что перед нами не простой рабочий инструмент звукорежиссера, а еще и весьма серьезные наушники премиум-класса.

Весят они в итоге меньше классических LCD-X, да и габариты у ММ-500 несколько скромнее: они, как и LCD-5, базируются на 90-мм излучателях, благодаря чему не выглядят и не ощущаются громоздкими.

Электрические характеристики профессиональных наушников оптимизированы таким образом, чтобы вместе с ними не пришлось использовать отдельный усилитель высокой мощности. Как и другие планары ММ-500 способны потреблять до 5 Вт RMS, но при этом минимальная мощность составляет всего 100 мВт, а рекомендуемая 250 мВт. С учетом импеданса 18 Ом и высокой чувствительности 100 дБ, такие наушники будут уверенно работать даже с небольшим USB-ЦАП размером с флешку.

Толщина решает

При создании наушников ММ-500 инженеры Audeze использовали привычный арсенал технологий: магнитные решетки Fluxor, изготовленные из неодима N50, взаимодействующие с оригинальным рисунком звуковых дорожек Uniforce, обеспечивающим максимально точный и линейный отклик диафрагмы на музыкальный сигнал. На магнитных решетках установлены фазовыравнивающие элементы Fazor, минимизирующие преломление проходящей сквозь них звуковой волны.

Краеугольным камнем, определяющим разрешение любой модели Audeze, является толщина диафрагмы. Чем она меньше, тем выше класс качества наушников. А поскольку речь идет о сверхтонком наноматериале, вместе с классом качества заметно растет и стоимость наушников. Ценник модели ММ-500 несколько превосходит LCD-X и LCD-XC, но при этом он значительно меньше, чем у LCD-MX4 и LCD-4z. И по этому признаку новинку можно рассматривать в качестве альтернативы классическим «иксам».

Погружение в микс

Прежде чем приступить к прослушиванию наушников ММ-500, я решил еще раз обратиться к персоне, ответственной за их появление, а именно — посмотреть послужной список Мэнни Маррокуина. Будучи аудиоинженером, он работал с абсолютно разными музыкальными жанрами и разными артистами, среди которых удалось заметить персоны весьма уважаемые в разных меломанских кругах. Вот лишь часть имен: Seal, Santana, Usher, Kanye West, 2PAC, Alicia Keys, Toni Braxton, Rihanna, Bruno Mars, Pharell Williams, Ed Sheeran, Tyler the Creator, Imagine Dragons, Linkin Park.

Полный список огромен и, я думаю, многие найдут в своей фонотеке несколько альбомов, над которыми работал Мэнни Маррокин. В моем случае это оказались сразу два релиза Sia — «1000 Forms of Fear» и «This Is Acting», а также дебютный альбом X Ambassadors — «VHS». С них-то я и начал прослушивание.

Первое, что меня сильно удивило — звуковая картина. MM-500 в буквальном смысле переносят в студию, они прорисовывают сцену не в голове или вокруг ушей, а перед слушателем. В студиях звукозаписи мне приходилось бывать, и то, что я услышал в наушниках, было максимально похоже работу высококлассных студийных мониторов, располагающихся на дистанции порядка полутора метров.

Тот же размер и масштаб сцены, та же информативность, позволяющая «разглядеть» детали микса. С первых звуков была заметна колоссальная разница между альбомом «VHS», с которым работал Мэнни, и расширенным переизданием «VHS 2.0». В первом случае звуковая картина очень объемная и голографичная, а тембры весьма реалистичны. Во втором издании звук более громкий, напористый, но при этом сцена плоская, вокал не столь выразителен, а микс в целом более сухой и механистичный.

Высокое разрешение, отличная сбалансированность и точность воспроизведения у ММ-500 гармонично дополнены исключительной цельностью звучания и способностью передавать общую гармонию музыкальных произведений — это те качества, которые далеко не всегда проявляются у студийных моделей. ММ-500 подают музыку целиком, без приукрашивания, но также без потерь и без расщепления ее на составляющие. Поэтому если запись по-настоящему качественная, а исполнитель выкладывался на все 100%, прослушивание становится очень увлекательным.

Также стоит отметить динамические возможности ММ-500. Когда нужно, они могут играть очень медленно и плавно, хорошо прорабатывая длинные протяжные звуки, но если включить метал или агрессивную электронику, они столь же безупречно и точно воспроизводят самые быстрые и резкие пассажи, давая возможность ощутить специфику выбранного жанра в полной мере.

Все это обеспечивает невероятную степень прозрачности ММ-500 для абсолютно любой музыки. С первых минут использования напрочь забываешь о наушниках и полностью погружаешься в прослушивание. Благодаря этой способности наушники можно использовать не только в профессиональных целях, но также и в исключительно меломанских.

Сравнения

При прямом сравнении ММ-500 и LCD-X последние подают музыкальный материал несколько более строго и аналитично. «Иксы» лучше прорабатывают верхние частоты, обеспечивая больше воздуха и больше деталей в этой части диапазона, но при этом дают не такую объемную и голографичную сцену, как MM-500. Кроме того, «пятисотые» богаче тембрально, особенно в СЧ-диапазоне.

На фоне этого новую модель можно заподозрить в некоторой «одомашенности» саунда. Однако если взять в качестве сравнения любую домашнюю модель, например, LCD-3, становится очевидно, что с расслабляющим, вальяжным и масштабным саундом классической серии у ММ-500 не так уж много общего. На фоне «трешек» они звучат очень даже четко и собранно, вполне по-студийному, хотя по разрешению и способности отрабатывать тонкие нюансы новички несколько уступают уважаемым ветеранам.

ММ-500 я также послушал с принципиально разными усилителями: транзисторным Ferrum Audio OOR и ламповым Fezz Audio Omega Lupi. Роль источника выполнил сетевой транспорт Aurender N150 в связке с ЦАП Ferrum Audio ERCO, подключенным по USB.

При ламповом усилении была заметна характерная округлость и смягченность звуков, бас получился не настолько упругий и плотный, как с транзисторными усилителями, но масштаб и объем сохранились. Середина в исполнении лампы получилась более выразительной и живой, в следствие чего любая акустическая музыка и вокал звучали более интересно и тепло.

На тяжелом роке, метале, электронной и поп-музыке явно выигрывал транзистор — главным образом за счет более сфокусированного и динамичного саунда. Для любителей энергичных музыкальных жанров и для профессиональных нужд определенно требуется транзисторное усиление, а связка с ламповиком Omega Lupi может оказаться идеальным вариантом для любителей джаза, блюза, классики, вокала, софт-рока и авторской песни — всех тех жанров, где теплота и душевность звучания имеют более высокий приоритет.

Измерения

АЧХ модели ММ-500 больше всего похожа на АЧХ LCD-5. Похоже, что линейный участок, доходящий до отметки 3 кГц — это характерная черта Audeze нового поколения. То же самое можно сказать и про провал в районе 9,5 кГц, но это уже не настройка, а резонанс, возникающий между излучателем и измерительным микрофоном. Который, впрочем, определяется размером и формой новых амбушюров.

Третья характерная черта, которая проявилась по результатам измерений двух новых моделей — едва заметный спад отдачи на частотах ниже 50 Гц. Это стоит отнести скорее к праздным наблюдениям, поскольку уклон графика АЧХ настолько мал, что на звук существенно не повлияет. Существенной же является практически идеальная прямая, простирающаяся до 3 кГц, и относительно небольшой спад частотной характеристики на более высоких частотах. Это говорит о ровном тональном балансе, отсутствии окрашенности и высокой информативности по всему диапазону.

Уровень искажений у модели MM-500 в основной части диапазона находится преимущественно в коридоре 0,1-0,2%, что является превосходным показателем. И даже локальные всплески на краях диапазона не поднимаются выше 0,5%, за исключением естественного роста искажений на нижнем басе. Общая картина в очередной раз подтверждает высокий потенциал планарной технологии в целом и совершенство модели ММ-500 в частности.

Итог

Наушники Audeze MM-500 обладают приятной способностью формировать голографически точную и реалистичную звуковую сцену. В сочетании со сбалансированностью, высоким разрешением и превосходной динамикой эта модель является отличным инструментом для профессиональной работы, в том числе как замена мониторам для работы вне студии.

Импеданс 18 Ом и невысокая для планаров такого размера номинальная мощность избавляют от необходимости использовать большой стационарный усилитель. Размеры и вес наушников также делают их максимально транспортабельными. Прозрачность MM-500 и отзывчивость на смену компонентов позволяют собрать с ними как студийный, так и вполне аудиофильский или меломанский сетап. По классу качества ММ-500 сопоставимы с LCD-X, но несколько превосходят их в плане реалистичности и выразительности звучания, что повышает их ценность при любом сценарии использования.

исключительно чистое и детальное звучание, отзывчивость на замену компонентов, низкий импеданс, качественные материалы, уменьшенный вес

скромный выбор подходящих по уровню компонентов, требуют высокой мощности усилителя

Audeze MM-500

190 000 рублей

Тип: планарно-магнитные

Акустическое оформление: открытые

Размер излучателя: 90 мм

Диапазон частот: 5-50000 Гц

Чувствительность: 100 дБ

Импеданс: 18 Ом

Рабочий диапазон мощностей: 0,1-5 Вт

Рекомендуемая мощность усилителя: 0,25 Вт

Искажения: менее 0,1%

Масса: 495 г