Существует общее правило звукорежиссуры: наушники — это вспомогательный инструмент, а всю ответственную работу нужно проводить на мониторной акустике. Но плохо то правило, для которого в конечном итоге не находится исключение. И если уж возникает вопрос о создании наушников, способных конкурировать по достоверности звучания со студийными мониторами, то где их искать, если не среди планарных моделей?
Следуя этой логике, аудиоинженер из Лос-Анджелеса Мэнни Маррокуин, чьи работы ежегодно номинировались на премию Грэмми и получили уже восемь наград, обратился к известному нам производителю наушников Audeze. Результатом их совместного труда стала модель ММ-500 — «наушники, в которых можно сводить миксы». Миксы мы, пожалуй, не будем сводить, но используем ММ-500 для их прослушивания в домашней системе.
Материалы и конструкция
С появлением новой флагманской модели Audeze LCD-5 в конструкции базовой линейки произошли радикальные изменения. Разработчики обновили буквально каждую деталь, за исключением силуэта буквы «А», просматривающегося на решетке.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/dd/dc64c8c-f391-4b48-a2eb-ba75c77b0bb1.jpg)
Наушники ММ-500 стали второй моделью, которая использует LCD-5 в качестве основы. Основные отличия новой профессиональной модели от флагманской домашней — материалы отделки. Оголовье у ММ-500 выполнено из пружинной стали, а чашки выточены из алюминия.
В результате наушники получились достаточно практичными и прочными, что важно с учетом их потенциального интенсивного ежедневного использования. Качество изготовления, как всегда, безупречно, поэтому сразу понятно, что перед нами не простой рабочий инструмент звукорежиссера, а еще и весьма серьезные наушники премиум-класса.
Весят они в итоге меньше классических LCD-X, да и габариты у ММ-500 несколько скромнее: они, как и LCD-5, базируются на 90-мм излучателях, благодаря чему не выглядят и не ощущаются громоздкими.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/7c/cf000cc-073e-4b0f-b366-83a19e3ddb3c.jpg)
Электрические характеристики профессиональных наушников оптимизированы таким образом, чтобы вместе с ними не пришлось использовать отдельный усилитель высокой мощности. Как и другие планары ММ-500 способны потреблять до 5 Вт RMS, но при этом минимальная мощность составляет всего 100 мВт, а рекомендуемая 250 мВт. С учетом импеданса 18 Ом и высокой чувствительности 100 дБ, такие наушники будут уверенно работать даже с небольшим USB-ЦАП размером с флешку.
Толщина решает
При создании наушников ММ-500 инженеры Audeze использовали привычный арсенал технологий: магнитные решетки Fluxor, изготовленные из неодима N50, взаимодействующие с оригинальным рисунком звуковых дорожек Uniforce, обеспечивающим максимально точный и линейный отклик диафрагмы на музыкальный сигнал. На магнитных решетках установлены фазовыравнивающие элементы Fazor, минимизирующие преломление проходящей сквозь них звуковой волны.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/93/31ae970-6aea-4256-ba29-860ef2ac6d86.jpg)
Краеугольным камнем, определяющим разрешение любой модели Audeze, является толщина диафрагмы. Чем она меньше, тем выше класс качества наушников. А поскольку речь идет о сверхтонком наноматериале, вместе с классом качества заметно растет и стоимость наушников. Ценник модели ММ-500 несколько превосходит LCD-X и LCD-XC, но при этом он значительно меньше, чем у LCD-MX4 и LCD-4z. И по этому признаку новинку можно рассматривать в качестве альтернативы классическим «иксам».
Погружение в микс
Прежде чем приступить к прослушиванию наушников ММ-500, я решил еще раз обратиться к персоне, ответственной за их появление, а именно — посмотреть послужной список Мэнни Маррокуина. Будучи аудиоинженером, он работал с абсолютно разными музыкальными жанрами и разными артистами, среди которых удалось заметить персоны весьма уважаемые в разных меломанских кругах. Вот лишь часть имен: Seal, Santana, Usher, Kanye West, 2PAC, Alicia Keys, Toni Braxton, Rihanna, Bruno Mars, Pharell Williams, Ed Sheeran, Tyler the Creator, Imagine Dragons, Linkin Park.
Полный список огромен и, я думаю, многие найдут в своей фонотеке несколько альбомов, над которыми работал Мэнни Маррокин. В моем случае это оказались сразу два релиза Sia — «1000 Forms of Fear» и «This Is Acting», а также дебютный альбом X Ambassadors — «VHS». С них-то я и начал прослушивание.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/0d/d9a7f6b-beba-45cd-82c1-ccd6cd28155b.jpg)
Первое, что меня сильно удивило — звуковая картина. MM-500 в буквальном смысле переносят в студию, они прорисовывают сцену не в голове или вокруг ушей, а перед слушателем. В студиях звукозаписи мне приходилось бывать, и то, что я услышал в наушниках, было максимально похоже работу высококлассных студийных мониторов, располагающихся на дистанции порядка полутора метров.
Тот же размер и масштаб сцены, та же информативность, позволяющая «разглядеть» детали микса. С первых звуков была заметна колоссальная разница между альбомом «VHS», с которым работал Мэнни, и расширенным переизданием «VHS 2.0». В первом случае звуковая картина очень объемная и голографичная, а тембры весьма реалистичны. Во втором издании звук более громкий, напористый, но при этом сцена плоская, вокал не столь выразителен, а микс в целом более сухой и механистичный.
Высокое разрешение, отличная сбалансированность и точность воспроизведения у ММ-500 гармонично дополнены исключительной цельностью звучания и способностью передавать общую гармонию музыкальных произведений — это те качества, которые далеко не всегда проявляются у студийных моделей. ММ-500 подают музыку целиком, без приукрашивания, но также без потерь и без расщепления ее на составляющие. Поэтому если запись по-настоящему качественная, а исполнитель выкладывался на все 100%, прослушивание становится очень увлекательным.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/36/68856e2-f56e-43bd-aa6a-2eb4fb34c54a.jpg)
Также стоит отметить динамические возможности ММ-500. Когда нужно, они могут играть очень медленно и плавно, хорошо прорабатывая длинные протяжные звуки, но если включить метал или агрессивную электронику, они столь же безупречно и точно воспроизводят самые быстрые и резкие пассажи, давая возможность ощутить специфику выбранного жанра в полной мере.
Все это обеспечивает невероятную степень прозрачности ММ-500 для абсолютно любой музыки. С первых минут использования напрочь забываешь о наушниках и полностью погружаешься в прослушивание. Благодаря этой способности наушники можно использовать не только в профессиональных целях, но также и в исключительно меломанских.
Сравнения
При прямом сравнении ММ-500 и LCD-X последние подают музыкальный материал несколько более строго и аналитично. «Иксы» лучше прорабатывают верхние частоты, обеспечивая больше воздуха и больше деталей в этой части диапазона, но при этом дают не такую объемную и голографичную сцену, как MM-500. Кроме того, «пятисотые» богаче тембрально, особенно в СЧ-диапазоне.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/1e/eadc563-e9a8-469b-ba5d-1dc2ad1c9c21.jpg)
На фоне этого новую модель можно заподозрить в некоторой «одомашенности» саунда. Однако если взять в качестве сравнения любую домашнюю модель, например, LCD-3, становится очевидно, что с расслабляющим, вальяжным и масштабным саундом классической серии у ММ-500 не так уж много общего. На фоне «трешек» они звучат очень даже четко и собранно, вполне по-студийному, хотя по разрешению и способности отрабатывать тонкие нюансы новички несколько уступают уважаемым ветеранам.
ММ-500 я также послушал с принципиально разными усилителями: транзисторным Ferrum Audio OOR и ламповым Fezz Audio Omega Lupi. Роль источника выполнил сетевой транспорт Aurender N150 в связке с ЦАП Ferrum Audio ERCO, подключенным по USB.
При ламповом усилении была заметна характерная округлость и смягченность звуков, бас получился не настолько упругий и плотный, как с транзисторными усилителями, но масштаб и объем сохранились. Середина в исполнении лампы получилась более выразительной и живой, в следствие чего любая акустическая музыка и вокал звучали более интересно и тепло.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/b9/93f3169-a2e1-46f8-9817-f7cdfc9058d7.jpg)
На тяжелом роке, метале, электронной и поп-музыке явно выигрывал транзистор — главным образом за счет более сфокусированного и динамичного саунда. Для любителей энергичных музыкальных жанров и для профессиональных нужд определенно требуется транзисторное усиление, а связка с ламповиком Omega Lupi может оказаться идеальным вариантом для любителей джаза, блюза, классики, вокала, софт-рока и авторской песни — всех тех жанров, где теплота и душевность звучания имеют более высокий приоритет.
Измерения
АЧХ модели ММ-500 больше всего похожа на АЧХ LCD-5. Похоже, что линейный участок, доходящий до отметки 3 кГц — это характерная черта Audeze нового поколения. То же самое можно сказать и про провал в районе 9,5 кГц, но это уже не настройка, а резонанс, возникающий между излучателем и измерительным микрофоном. Который, впрочем, определяется размером и формой новых амбушюров.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/1b/baf8680-3008-4f49-afdf-07de97773092.png)
Третья характерная черта, которая проявилась по результатам измерений двух новых моделей — едва заметный спад отдачи на частотах ниже 50 Гц. Это стоит отнести скорее к праздным наблюдениям, поскольку уклон графика АЧХ настолько мал, что на звук существенно не повлияет. Существенной же является практически идеальная прямая, простирающаяся до 3 кГц, и относительно небольшой спад частотной характеристики на более высоких частотах. Это говорит о ровном тональном балансе, отсутствии окрашенности и высокой информативности по всему диапазону.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/6a/a1ba33c-e2f2-4e7d-a9f0-bd2479d4748f.png)
Уровень искажений у модели MM-500 в основной части диапазона находится преимущественно в коридоре 0,1-0,2%, что является превосходным показателем. И даже локальные всплески на краях диапазона не поднимаются выше 0,5%, за исключением естественного роста искажений на нижнем басе. Общая картина в очередной раз подтверждает высокий потенциал планарной технологии в целом и совершенство модели ММ-500 в частности.
Итог
Наушники Audeze MM-500 обладают приятной способностью формировать голографически точную и реалистичную звуковую сцену. В сочетании со сбалансированностью, высоким разрешением и превосходной динамикой эта модель является отличным инструментом для профессиональной работы, в том числе как замена мониторам для работы вне студии.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/27/7010bd7-bc8f-4d02-83f6-ce135ff2ab9f.jpg)
Импеданс 18 Ом и невысокая для планаров такого размера номинальная мощность избавляют от необходимости использовать большой стационарный усилитель. Размеры и вес наушников также делают их максимально транспортабельными. Прозрачность MM-500 и отзывчивость на смену компонентов позволяют собрать с ними как студийный, так и вполне аудиофильский или меломанский сетап. По классу качества ММ-500 сопоставимы с LCD-X, но несколько превосходят их в плане реалистичности и выразительности звучания, что повышает их ценность при любом сценарии использования.
исключительно чистое и детальное звучание, отзывчивость на замену компонентов, низкий импеданс, качественные материалы, уменьшенный вес
скромный выбор подходящих по уровню компонентов, требуют высокой мощности усилителя
190 000 рублей
Тип: планарно-магнитные
Акустическое оформление: открытые
Размер излучателя: 90 мм
Диапазон частот: 5-50000 Гц
Чувствительность: 100 дБ
Импеданс: 18 Ом
Рабочий диапазон мощностей: 0,1-5 Вт
Рекомендуемая мощность усилителя: 0,25 Вт
Искажения: менее 0,1%
Масса: 495 г