Полностью беспроводные наушники начали активно развиваться буквально пару лет назад, и большинство именитых брендов, стремясь запрыгнуть на волну хайпа, первые свои потуги в этой категории представили как раз тогда. Многие ранние модели были выпущены именно впопыхах, что сказалось на качестве итоговой продукции — и звук иногда не радовал, и сопутствующее ПО вело себя неподобающе, и особенности эргономики еще не так хорошо учитывались.
Но Bowers & Wilkins к зарождающейся категории подошли разумно и степенно — и не стали гнать коней, а работали в своем ритме, держали руку на пульсе доступных технологий и самостоятельно разрабатывали недоступные. Винить их за то, что модели PI5 и PI7 вышли поздно, нет смысла — в 2018 их просто невозможно было создать. А выпускать куцую поделку лишь для того, чтобы застолбить место, господа из Уортинга не захотели. И это похвально.
Примерка обязательна
У меня на тесте старшая модель — PI7 в чудесной бело-бронзовой отделке. На матовом корпусе кейса не видна пыль и, как ни странно, не собирается грязь. К нему ничего не липнет и не пристает — он выглядит абсолютно новым. Крышка холодного бронзового оттенка открывается мягко, приятно, пружинисто, а закрывается с щелчком, достойным Zippo. Ее украшает логотип бренда.
Кейс чуть сужается книзу. Сама нижняя грань закруглена, по центру расположен разъем Type-C, обведенный бронзовой полосой. На фронтальной панели есть огромная овальная кнопка, над ней — широкая прозрачная полоска со светодиодом состояния.
Светодиод мигает синим в режиме сопряжения, красным — когда кейсу требуется подзарядка, зеленым — когда PI7 подключены к источнику. Наушники автоматически входят в режим сопряжения при первом включении после сброса настроек, но можно запустить его и вручную: для этого предусмотрена маленькая круглая кнопка под крышкой.
Сами наушники небольшие, аккуратные, умело сочетающие округлость с рублеными гранями. Основная часть — овальная, конусом переходящая в звуковод. С наружной стороны к ней добавлена плоская шайбочка бронзового цвета, украшенная логотипом Bowers & Wilkins на боку. Внешняя, алюминиевая часть шайбы, оформленная концентрическими окружностями — это сенсорная панель.
По боковинам овального корпуса разбросаны решетки — аж две. Под ними скрываются микрофоны: как разговорные, так и системы шумоподавления, всего шесть штук. Одна решетка, та, которая при носке оказывается ближе к лицу, побольше, другая, сидящая практически в ухе — поменьше. Звуковод по моим персональным стандартам коротенький: мне постоянно казалось, что наушники вот-вот выпадут из ушей, но ни разу такого не произошло. Так что, как ни странно, даже мои уши остались довольны.
В комплект входят три пары силиконовых амбушюров — и они достаточно необычные. Внутри каждой насадки есть губка: она, как говорят в описании, не дает скапливаться ушной сере и забивать звуководы, а потому положительно сказывается на звучании. Губка может выпасть при чистке амбушюров. Еще одним препятствием к загрязнению наушников станет небольшая перемычка в самом отверстии силиконовой насадки.
Меня вполне устроили стандартные, средние амбушюры, установленные на модели. Да, было ощущение того, что наушники выпадут, но не выпали же — даже во время занятий спортом и беготни по лестницам.
Возможно, причина в том, как основной корпус переходит в звуковод — очень плавно и аккуратно, и наушники в итоге как-то правильно залетают в ухо и сидят там достаточно уютно. По крайней мере, я в них смогла без проблем провести более трех часов — и только под конец такой сессии появлялся некий дискомфорт. Но это, конечно, все индивидуально.
А вот и фишечка
Кроме амбушюров в комплекте есть два кабеля: обычный зарядный Type-C, в котором нет ничего интересного, и необычный — с одной стороны тоже Type-C, а с другой он оканчивается штекером 3,5 мм. Этот кабель и показывает наиболее яркое отличие PI7 от PI5: старшая модель может использовать кейс в качестве ретранслятора аудиосигнала. То есть кейс можно кабелем подключить к источнику, он будет принимать сигнал и отправлять его на наушники.
Наиболее очевидное применение этой функции — в самолетных аудиосистемах: можно будет смотреть фильмы и играть в Zuma в крошечных беспроводных наушниках. Неочевидных больше: например, наушники можно подключить к игровым консолям (а работают они с очень небольшой задержкой и позволяют играть даже в несессионные шутеры) или же к старым аудиосистемам, не оснащенным Bluetooth, в том числе и портативным. Для того, чтобы эта функция работала, кейсу нужно быть заряженным.
Еще одна фишка — экосистемная: к кейсу можно подключить другие наушники Bowers & Wilkins, и он будет раскидывать сигнал как на них, так и на PI7. Я это проверить не смогла, но погуглила и говорят, что функция работает хорошо. Именно эту функцию запускает большая овальная кнопка на корпусе чехла.
Внезапно подкравшийся автобус
Шумоподавление — штука, к сожалению, неуниверсальная. Она очень сильно зависит от того, как сидят наушники и насколько хороша у них шумоизоляция. А так как уши у всех разные, то и слушатели оценивают этот параметр по-разному.
Но PI7 очень хорошо подошли моим ушам в плане геометрии, и шумодав меня порадовал. Наушники сами по себе обеспечивают качественную шумоизоляцию, а с шумодавом, практически не подверженным ветру, можно идти вдоль шумного ремонта на широком шоссе и не слышать ни гремящих экскаваторов, ни проносящийся мимо автобус — лишь ощутить от него порыв воздуха. С одной стороны, это, конечно, опасно, но с другой — очень даже впечатляюще.
Достаточно хорошо они справляются и с голосами: не убирают совсем, но значительно приглушают, и во время прослушивания музыки их совсем не слышно. Ходить по супермаркету можно практически в полной тишине, если выключить музыку — реклама, жуткие джинглы, разговоры покупателей едва регистрируются где-то на задворках сознания.
Резкие высокочастотные звуки, вроде сирен и внезапных воплей, и очень сильные порывы ветра все же прорываются в микрофоны — но это особенность принципа работы активного шумоподавления. Обычная же майская гроза, не сопровождающаяся сообщениями от МЧС, в PI7 проходит незаметно. В общем, мне эти наушники вполне смогли подарить ощущение того, что я спряталась в домике от внешнего мира.
И да: в них можно заниматься спортом и ходить под дождем — они защищены от влаги, пота, брызг и даже грязи по стандарту IP54. А вот у кейса никакой защиты нет.
У шумодава есть адаптивный режим, который автоматически подстраивает уровень под окружающую среду. Работает он очень странно, рывками, и иногда совсем не вовремя включает режим прозрачности.
Авторежим и прозрачность включаются в приложении. Там же можно настроить функцию, по которой наушники самостоятельно останавливают воспроизведение, когда их вытаскиваешь из ушей, и, наоборот, запускают, когда наушники вставляешь обратно. Эта функция работает забавно: если вытащить один наушник — все хорошо, музыка встает на паузу, а вот если вытащить второй, то воспроизведение, наоборот, вновь запустится.
Отдельный экран в приложении отведен под медитативные и успокаивающие аудиозаписи, маскирующие шум вокруг — звуки леса, дождя, мегаполиса. Это мило, но странно: зачем встраивать музыку в управляющее приложение?
Единственная функция, которой мне недостает — возможности переназначить управление. Я люблю, когда с наушников можно регулировать громкость — даже если для этого придется пожертвовать кнопкой вызова голосового помощника. Возможно, эту функцию добавят с обновлением: у многих других производителей она есть.
Само по себе сенсорное управление стандартное: одно касание — пауза, два — следующий трек, три — предыдущий. Можно быстро переключаться между режимами шумоподавления и шумопропускания, а также вызывать голосового помощника. Панели хорошо считывают двойные касания, а вот тройные чуть хуже.
Детали в темноте
В PI7 используется гибридная конструкция: плюсом к 9,2-мм динамику трудится еще и арматурный излучатель, отвечающий за высокие частоты. К источнику наушники подключаются по Bluetooth 5.0 и поддерживают кодеки вплоть до aptX Adaptive (и могут быть подключены одновременно к двум источникам). По заверениям Bowers & Wilkins, наушники готовы работать с сигналом до 24 бит/48 кГц.
Благодаря шумодаву, создающему практически идеально чистую подложку для любой музыки, все звучит очень хорошо и четко. Особенно прекрасны Groove Armada — живые, динамичные, с правильно переливчатой басовой линией что в «Madder», что в «Satisfy Me», что в «My Friend», с вокалом, идущим вровень с остальной музыкой.
Нет удушающе лайфстайлового баса — тот, который есть, лишь чуть-чуть аккуратно приподнят именно в мидбасовой части, отвечающей за живость и ритмичность. Причем басовому диапазону одинаково хорошо удаются как расслабленный гул, присущий построку, стоунеру и психоделическому року разных времен, так и четкость, необходимая в электронной долбежке и в быстрых запилах метала.
Tool звучит изумительно — объемно, крупно, цельно, правильно перемежая мелодичность с напористостью, органично вплетая вокал Кинана в барабаны и гитары. В этих наушниках очень приятно слушать шумные вещи: треки не распадаются на отдельные составляющие, но каждый элемент при желании можно попытаться отследить.
Та самая «волна шума», которую я люблю в нейрофанке и индастриале, в исполнении PI7 объемная, фактурная, в нее можно запустить руки и основательно покопаться, выискивая конкретные звуки. Да даже пресловутый «21st Century Schizoid Man» звучит в нужной мере сумасшедше, не мутируя при этом в грязь — но немного недостает звона на высоких: можно было бы их сделать капельку ярче. Перкуссия в начале «Anemone» от The Brian's Jonestown Massacre звучит где-то между центром и правым ухом, хотя обычно либо там, либо там, а вся мелодия течет как-то совсем по-шамански.
Сложно сказать, есть ли у них какая-то жанровость — они точно покрывают диапазон от авангардного инструментального рока до евродэнса нулевых, от псай-транса до даркджаза. Да и слушать в них хотелось все: я залезла в такие дебри фонотеки, в которых не была годами.
Эти наушники в первую очередь чтят четкость и честность, поэтому к плохому мастерингу относятся прохладно: весь «Nymphetamine» от Cradle of Filth терял разборчивость в шустрых запилах, а на нежном женском вокале начинал свистеть.
После переустановки приложения Deezer у меня сбились настройки и музыка играла в MP3. И в PI7 и это стало заметно по самому первому треку, который я включила — «Take You Higher» от Wilkinson, хотя с музыкальной точки зрения в нем, в общем-то, ничего интересного нет. Но разница между MP3 и FLAC разительна даже на такой простенькой долбежке.
Так что PI7 очень вовремя вышли, как раз к моменту популяризации лосслесс-стриминга, потому что FLAC в них хорош: и отличная барабанная финалочка в «Kaleidoscope» от BadBadNotGood, и неприлично-футуристичная «World In My Eyes» от Depeche Mode в ремиксе Cicada, и жуткая «Count Bodies Like Sheeps» от A Perfect Circle раскрываются если и не сполна, то очень, очень ярко и подробно.
Оркестровые композиции из саундтреков «Halo» и «God of War» звучат крупно, массивно. Гнетущий хор в «Valkyries» поначалу кажется небольшим, но тогда, когда вступают барабаны и струнные, композиция становится огромной, широкой. Единственное, не хватает высоты, воздуха между отдельными элементами.
Подача в первую очередь во всем достаточно уютная, чуть приглушенная в плане эмоций и скорее сосредоточенная на аудиофильских принципах — точности и четкости. С этим проблем нет: звук чуть кренится в сторону аналитичности, но не скатывается в нее совсем. И я вновь скажу, что шумодав помогает этим наушникам звучать хорошо — на фоне тишины музыка раскрывается ярче.
Тише едешь
В современном вечно спешащем мире очень сложно не поддаться истерии и продолжать работать в своем темпе. И хорошо, что Bowers & Wilkins придерживались именно этой стратегии — потому что PI7 получились шикарными. Звук у них, кажется, лучший среди полностью беспроводных наушников, доступных на рынке на данный момент. Даже не просто лучший, а еще и наиболее близко подобравшийся к аудиофильским идеалам.
Огромный плюс — достаточно высокая степень водозащиты, благодаря которой не нужно делить наушники на «спортивные» и «повседневные». Да и возможность использовать кейс в качестве ретранслятора может пригодиться в самых разных ситуациях — главное, кабель неподалеку держать.
Шумодав, к сожалению, с кем-то работает, с кем-то — нет. Меня он полностью устроил, как и посадка. Но вот именно с посадкой, говорят, могут быть проблемы — и форма крепления звуковода к основному корпусу, и всего три пары насадок в комплекте не дают большого пространства для маневра. Хорошо, что крепление амбушюров стандартное, так что при желании их можно заменить на другие — правда, у других не будет перемычек и губки.
А еще у них небольшая по современным меркам батарея — до четырех часов на одном заряде при включенном шумодаве, и у меня они примерно столько и жили. С кейсом суммарно выходит 20 часов работы, что тоже по меркам индустрии уже мало, и положение хоть как-то спасает только быстрая подзарядка — за 15 минут добавится сил на два часа воспроизведения музыки.
Достаточно ли в таком случае классного звука и пары необычных функций для того, чтобы оправдать стоимость в 29 990 рублей?
Для тех, кому именно звук первичен — да, достаточно. А эти необычные функции на самом деле имеют множество применений в реальной жизни — просто поначалу они неочевидны, а со временем понимаешь их прелесть. И еще, судя по всему, у Bowers & Wilkins на поддержку PI7 серьезные планы — так что, видимо, в будущем список их возможностей расширится.
Сбалансированное, четкое и точное звучание, больше тяготеющее к аналитике, но в несколько современном прочтении; многофункциональный кейс; качественное шумоподавление, если наушники хорошо сидят в ушах
Не каждому подходящая форма; средненькая по современным меркам батарея; цена
29 990 рублей
Тип наушников: внутриканальные, полностью беспроводные
Тип излучателя: гибридная конструкция, состоящая из динамического излучателя диаметром 9,2 мм на НЧ и СЧ и арматурного на ВЧ
Диапазон воспроизводимых частот: 20 Гц — 20 кГц
Подключение: Bluetooth 5.0, кодеки SBC, AAC, aptX, aptX Adaptive
Время работы на одном заряде аккумулятора: наушники — до 4 часов, кейс — до 20 часов, время полной подзарядки — 2 часа, поддерживаются беспроводная зарядка Qi и быстрая подзарядка
Микрофоны: шесть микрофонов cVc2, по три в каждом наушнике
Шумоподавление: активное, с 16 степенями шумопропускания
Дополнительно: поддержка голосовых помощников, три пары амбушюров в комплекте, защита IP54, одновременное сопряжение с несколькими устройствами
Масса: наушники — по 8 г, кейс — 61 г