Ну вот, наконец, начитавшись тут и там разного про магнитофоны, вы попались и оно у вас дома. А бывает, что к первому катушечному другу заводится пара, на полке вашей уже гордо красуется несколько коробок с официальными изданиями и вы подошли к сакральному порогу самостоятельной записи-перезаписи на ваших «эр-ту-эрах».

Где чистую ленту брать, какую и зачем?

Ленты новые, брендовые

В этой части нашего послания все относительно просто: компаний, выпускающих современные ленты для катушечных магнитофонов, всего три.

Recording The Masters RTM

Магнитные ленты в Европе выпускаются до сих пор. Бренд французского производителя MULANN, выпускающего ленты Recording The Masters, наиболее популярен у профессиональных пользователей и не только. В свое время MULANN сделала стратегическое приобретение: купила компанию Pyral, самым ценным активом которой были технологии производства магнитной ленты и патенты, выкупленные ранее у PHILIPS, DUPONT, AGFA, BASF, EMTEC и RMGI.

В производство было запущено сразу несколько известных серий лент — как для профессионального применения в студиях и для архивирования, так и для домашнего использования: SM900SM911SM468LPR35 и LPR90

Полупрофессиональные ленты RTM:

- LPR 35

Полупрофессиональная магнитофонная лента толщиной 35 мкр с защитным покрытием. Предназначена для аналоговой записи звукового материала в домашних условиях со студийным качеством. Лента отличается превосходным отношением сигнал-шум, высокой отдачей и широким динамическим диапазоном. Известный десятилетиями эталон качества, аналог одной из самых популярных лент BASF LGR-35P и ее аналогов: AGFA PEМ-526, AMPEX-478, SCOTCH(3M)-206, MAXELL UD

- LPR 90

Новейшая полупрофессиональная магнитофонная лента толщиной 37 мкр с защитным покрытием. Лента для более требовательных пользователей: магнитный состав аналогичен профессиональной ленте RTM SM900, высокое качество записи даже на скорости 19 см/сек. Близка по характеристикам тока записи с LPR35, но превосходит по динамическим показателям записи.

Профессиональные ленты RTM:

- SM 900

Профессиональная студийная магнитофонная лента мастер-класса толщиной 52 мкр обеспечивает минимальный копир-эффект и долговечность. Высочайшая перегрузочная способность ленты позволяет записывать сигнал на предельных уровнях, обеспечивая минимальный процент искажений и лучшее соотношение сигнал-шум.

- SM 911

Профессиональная магнитофонная лента студио-класса толщиной 50 мкр. У этой ленты превосходное соотношение сигнал-шум, высокая перегрузочная способность, низкая изнашиваемость. Лента идеальна для высококачественной перезаписи и создания архива аудиофила.

Личное мнение:

Если вам достаточно полупрофессионального магнитофона, то первые две позиции у RTM позволяют вам доступно и беспроблемно его эксплуатировать. Ленты позволяют записывать примерно 48 минут в формате 2/38.

Профессиональные ленты лучше по динамике и плотности подачи записанного материала. Но тут вам понадобятся блины и прочие прелести, так как на катушках 27 см — 762 метра, у вас будет не более 33 минут записи. Использовать рулоны 1 000 и 1 100 метров можно уже имея блины и аппарат, на который их можно установить.

Отдельно стоит упомянуть SM 468 — аналог AGFA PER 468: прекрасная лента толщиной 48.5 мкр, но RTM почему-то снял ее с производства. Тем не менее, ее используют многие студии для издания мастер-копий, например Horch House.

ATR Magnetics

Компания — американская наследница великого Ampex. Процесс производства магнитофонных лент не прекращался.

- MDS-36

Полупрофессиональный вариант ATR Master Tape, аналогичный по параметрам RTM толщиной 35 мкр. Лонгплей 1 100 м.

- ATR Master Tape

Профессиональная лента, толщиной 50 мкр, аналогичная по параметрам SM911. Увы, но ATR сейчас предлагает нарезку на катушках или кернах только 762 метра.

Личное мнение:

У меня более десятка лент ATR Master Tape в пользовании, в основном официальные мастер-копии от International Phonograph. Прекрасная лента, и вопреки легендам и слухам не мажется и не сыпется.

Splicit Reel AudioCapture Audio Tape

Еще один американский производитель, недавно вышедший на рынок. Предлагает два типа лент:

- CAPTURE Series 914

Мастеринг лента 50 мкр, в нарезке не более 762м:

914 Capture Reel Audio Tape - 1.5 Mil Polyester 1/4" x 2500' Tape Pancake on Hub 1/4" x 2500' NAB Aluminum Metal Reel w/setup box

- CAPTURE Series 930

Лонгплей на 1 100м толщиной 35 мкр.

930 Capture Reel Audio Tape — 1 Mil Polyester 1/4" x 3600' Tape Pancake on Hub 1/4" x 3600' NAB Aluminum Metal Reel w/setup box

Личное мнение:

Никогда сам не сталкивался, а также в моем кругу таких пока нет.

Винтаж: Великий и Ужасный

Тут все сложнее...

Если вы не чураетесь игры в лотерею и пребудет с вами сила, а также нановеберы, вплоть до кубических (бу-га-га), то можно поискать профессиональные ленты BASF, AGFA, QUANTEGY. Некоторое количество «новых» в рабочем состоянии еще попадаются (например у Sepea Audio).

Если вам повезло с сохранностью и цена не выше RTM, то почему нет? У меня есть Agfa Per 528 и Basf LGP-50 — они хорошо себя ведут, прописываются и не сыпятся. Лишнее доказательство, что качественная лента возраста 35-40 лет долговечна. Ленты BASF, EMTEC и RMGI также стоит брать, если цена адекватная.

Американская компания Quantegy долго боролась с эффектом SSS (stiсky shed syndrome) лент Ampex, которые в результате экспериментов с полиуретаном в основе лент ради качества звука стали проблемными. Ленты прекрасно прописывались, но с течением времени стали «мазаться», впитывая влагу (Hydrolysis).

Уже в десятые годы нашего века были качественные партии Quantegy без SSS и их стоит искать ради качества звука.

Покупать ленты Ampex я бы не стал. Даже хранившийся со всей тщательностью Grand Master 456 с оригинальной записью сыпет серой пылью на головки, хотя звук все еще отменный.

Наверное, нельзя обойти вниманием Scotch 3M, хотя бы потому, что их лента типа 206, на которую записывали свои шедевры ТВМ, вполне себе жива с конца 70-х годов прошлого века.

Ацетатные Dinarange появились уже в 1964 году, а classic master tape 206 увидела свет в 1969. Вершиной была Master 996. Вдруг вам повезет без SSS.

Некоторые также хвалят американский Memorex SP High Output, но мне такой не попадался.

Социалистическая профессиональная ORWO Typ106 ( 54 мкр), новая, запечатанная — никаких претензий, если повезет, на уровне AGFA PEM 468.

Советская профессиональная лента Свема 4620-6Р. Шостка УССР.

В основе что-то, приобретенное по лицензии BASF. В рулоне 1 000 м на AEG, черная. Были удачные партии, примерно до 1991 года. У меня есть несколько, приобретенных новыми за копейки у профессионалов. Неплохо прописывается, даже в чем-то в низкочастотном диапазоне динамичнее современной RTM. Есть мнение о ее избыточной абразивности и вреде магнитофонным головкам при частой эксплуатации.

Использовать сейчас иные другие советские ленты я бы воздержался.

Страна Восходящего Солнца

Японские ленты — особая статья, их было много разных, в том числе откровенно эталонных.

Пример — Maxell UD35-180, 1 100м. Или UD-XL. Высококачественная японская лента толщиной 35 мкр. В комментариях ранее писали, что данная лента является эталоном для бытовых аппаратов. По качеству записи на 38-й скорости воспроизведения лента похвальная, примерно аналогична RTM LPR35. Лучше только UD 50-120, если повезет найти.

Однако платить за нее сейчас 10 000 нашими, даже из-за шикарной катушки? Maxell XLII Position EE я бы на неяпонских аппаратах с подмагничиванием и не пытался бы пользовать.

Ленты TDK GX-LX 35-180 — тоже может быть и железо красивое. Однако я не мог отделаться от впечатления, даже после точной настройки на данный тип ленты, что они жестковаты, ярчат и звук несколько неестественный, если с франко-германскими сравнивать. Ну и актуальные цены на вторичке побуждают (меня лично) купить RTM LPR35 на керне.

Оставляю вне темы ленты Sony типа ULH и FeCr, DUAD — очень дружат с SSS.

Подчеркиваю, что все выше изложенное — результат исключительно моего личного опыта и я не претендую на обзор всех позиций. Берите современные ленты и не покупайте бубен для танцев. Берите новое и толстое. Ну и вдруг это будет полезно не только мне и не только докторам.

И да, не берите Ampex 456 Grand Master!!!

P.S—

Некоторые обобщенные рекомендации из профессиональных источников (reeltoreelwarehouse) приведены ниже:

3M / Scotch – The good formulations are highly recommended.

Acetate Formulations: 111, 120, 131, 140, 141, 190, 201 — Better than average Acetate longevity

Good Polyester Formulations: 102, 122, 138, 142, 144, 150, 176, 177, 178, 202, 203, 204, 206, 207, 208, 209, 211, 212, 213, 214, 215, 220, 228, 229 — All hold up well

SBS: 175 (early versions)

SSS: 250 (later batches) 226, 227, 808, 809, 908, 909, 966, 986, 987, 996 — Must bake before use. (нужно запекать)


Sony  Generally not recommended

BASF — Mostly excellent

Ampex - SSS: 20/20, 356/357, 406/407, 456/457, Grand Master, — Must be baked (нужно запекать)

Maxell — Generally excellent tapes all around.

TDK — Generally excellent except for the newer GX and LX-B Series.

AGFA — Generally excellent tapes.

MEMOREX — Generally Excellent tapes.

P.P.S. Запекать до готовности

Сотрудники Библиотеки Конгресса США используют «запекание», чтобы приостановить деградацию пленки до момента оцифровки, а энтузиасты так спасают списанные архивные ленты. Есть способы "запекания" ленты при температуре около 50 градусов в домашней духовке.

Катушек в коллекции Библиотеки — примерно 200 тысяч штук. Сами пленки после обработки хранят размотанными. В таком виде они дольше остаются пригодными для воспроизведения. Метод разогрева помогает остановить деградацию магнитной ленты с SSS не надолго - 5-6 копий. Есть мнение, что копировать запеченную ленту нужно в течении 24 часов.

There are many individual recipes for baking tapes

R2R, Open reel tapes