Ну вот, наконец, начитавшись тут и там разного про магнитофоны, вы попались и оно у вас дома. А бывает, что к первому катушечному другу заводится пара, на полке вашей уже гордо красуется несколько коробок с официальными изданиями и вы подошли к сакральному порогу самостоятельной записи-перезаписи на ваших «эр-ту-эрах».
![](https://img.stereo.ru/v3/images/cf/f211ea2-f9ad-45f1-9370-d4f02fdcf3a4.jpeg)
Где чистую ленту брать, какую и зачем?
Ленты новые, брендовые
В этой части нашего послания все относительно просто: компаний, выпускающих современные ленты для катушечных магнитофонов, всего три.
Магнитные ленты в Европе выпускаются до сих пор. Бренд французского производителя MULANN, выпускающего ленты Recording The Masters, наиболее популярен у профессиональных пользователей и не только. В свое время MULANN сделала стратегическое приобретение: купила компанию Pyral, самым ценным активом которой были технологии производства магнитной ленты и патенты, выкупленные ранее у PHILIPS, DUPONT, AGFA, BASF, EMTEC и RMGI.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/69/9de0655-bd47-475b-a936-8d77e1c78f6e.jpeg)
В производство было запущено сразу несколько известных серий лент — как для профессионального применения в студиях и для архивирования, так и для домашнего использования: SM900, SM911, SM468, LPR35 и LPR90.
Полупрофессиональные ленты RTM:
- LPR 35
Полупрофессиональная магнитофонная лента толщиной 35 мкр с защитным покрытием. Предназначена для аналоговой записи звукового материала в домашних условиях со студийным качеством. Лента отличается превосходным отношением сигнал-шум, высокой отдачей и широким динамическим диапазоном. Известный десятилетиями эталон качества, аналог одной из самых популярных лент BASF LGR-35P и ее аналогов: AGFA PEМ-526, AMPEX-478, SCOTCH(3M)-206, MAXELL UD
![](https://img.stereo.ru/v3/images/a0/0877f11-67dd-433f-928f-c362fc724a61.png)
- LPR 90
Новейшая полупрофессиональная магнитофонная лента толщиной 37 мкр с защитным покрытием. Лента для более требовательных пользователей: магнитный состав аналогичен профессиональной ленте RTM SM900, высокое качество записи даже на скорости 19 см/сек. Близка по характеристикам тока записи с LPR35, но превосходит по динамическим показателям записи.
Профессиональные ленты RTM:
- SM 900
Профессиональная студийная магнитофонная лента мастер-класса толщиной 52 мкр обеспечивает минимальный копир-эффект и долговечность. Высочайшая перегрузочная способность ленты позволяет записывать сигнал на предельных уровнях, обеспечивая минимальный процент искажений и лучшее соотношение сигнал-шум.
- SM 911
Профессиональная магнитофонная лента студио-класса толщиной 50 мкр. У этой ленты превосходное соотношение сигнал-шум, высокая перегрузочная способность, низкая изнашиваемость. Лента идеальна для высококачественной перезаписи и создания архива аудиофила.
Личное мнение:
Если вам достаточно полупрофессионального магнитофона, то первые две позиции у RTM позволяют вам доступно и беспроблемно его эксплуатировать. Ленты позволяют записывать примерно 48 минут в формате 2/38.
Профессиональные ленты лучше по динамике и плотности подачи записанного материала. Но тут вам понадобятся блины и прочие прелести, так как на катушках 27 см — 762 метра, у вас будет не более 33 минут записи. Использовать рулоны 1 000 и 1 100 метров можно уже имея блины и аппарат, на который их можно установить.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/78/87a655e-5b4b-43f5-9b9a-2da40569f5cf.png)
Отдельно стоит упомянуть SM 468 — аналог AGFA PER 468: прекрасная лента толщиной 48.5 мкр, но RTM почему-то снял ее с производства. Тем не менее, ее используют многие студии для издания мастер-копий, например Horch House.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/9e/efdfc28-934c-4903-86b9-7f6ff6f017f4.jpeg)
Компания — американская наследница великого Ampex. Процесс производства магнитофонных лент не прекращался.
- MDS-36
Полупрофессиональный вариант ATR Master Tape, аналогичный по параметрам RTM толщиной 35 мкр. Лонгплей 1 100 м.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/4a/ac5ab69-6544-4899-93aa-31c87bb39b0f.jpg)
- ATR Master Tape
![](https://img.stereo.ru/v3/images/4b/b8d6e13-558d-4ce7-b448-c8965e4b5c8c.png)
Профессиональная лента, толщиной 50 мкр, аналогичная по параметрам SM911. Увы, но ATR сейчас предлагает нарезку на катушках или кернах только 762 метра.
Личное мнение:
У меня более десятка лент ATR Master Tape в пользовании, в основном официальные мастер-копии от International Phonograph. Прекрасная лента, и вопреки легендам и слухам не мажется и не сыпется.
Splicit Reel Audio — Capture Audio Tape
Еще один американский производитель, недавно вышедший на рынок. Предлагает два типа лент:
- CAPTURE Series 914
![](https://img.stereo.ru/v3/images/ad/d2b778b-9e1e-4ef3-8161-319192d92c93.jpg)
Мастеринг лента 50 мкр, в нарезке не более 762м:
914 Capture Reel Audio Tape - 1.5 Mil Polyester 1/4" x 2500' Tape Pancake on Hub 1/4" x 2500' NAB Aluminum Metal Reel w/setup box
- CAPTURE Series 930
Лонгплей на 1 100м толщиной 35 мкр.
930 Capture Reel Audio Tape — 1 Mil Polyester 1/4" x 3600' Tape Pancake on Hub 1/4" x 3600' NAB Aluminum Metal Reel w/setup box
Личное мнение:
Никогда сам не сталкивался, а также в моем кругу таких пока нет.
Винтаж: Великий и Ужасный
![](https://img.stereo.ru/v3/images/a2/25bb538-ad78-4f38-8505-06f8d61d2feb.jpg)
Тут все сложнее...
Если вы не чураетесь игры в лотерею и пребудет с вами сила, а также нановеберы, вплоть до кубических (бу-га-га), то можно поискать профессиональные ленты BASF, AGFA, QUANTEGY. Некоторое количество «новых» в рабочем состоянии еще попадаются (например у Sepea Audio).
![](https://img.stereo.ru/v3/images/f4/47da1dc-246a-4545-ad19-56bfb82681b0.jpg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/3b/b5bc637-e103-4dad-bf0a-c01770adc8f6.jpg)
Если вам повезло с сохранностью и цена не выше RTM, то почему нет? У меня есть Agfa Per 528 и Basf LGP-50 — они хорошо себя ведут, прописываются и не сыпятся. Лишнее доказательство, что качественная лента возраста 35-40 лет долговечна. Ленты BASF, EMTEC и RMGI также стоит брать, если цена адекватная.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/ad/d5b6b85-f90f-4bc6-949f-4b5a2cec24ce.jpeg)
Американская компания Quantegy долго боролась с эффектом SSS (stiсky shed syndrome) лент Ampex, которые в результате экспериментов с полиуретаном в основе лент ради качества звука стали проблемными. Ленты прекрасно прописывались, но с течением времени стали «мазаться», впитывая влагу (Hydrolysis).
![](https://img.stereo.ru/v3/images/45/5235b11-97ee-45c1-ad66-b596f25a8c46.jpeg)
![](https://img.stereo.ru/v3/images/e0/0198520-b900-44c2-ab13-c40ef4432b2b.png)
Уже в десятые годы нашего века были качественные партии Quantegy без SSS и их стоит искать ради качества звука.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/54/45c13b2-ff84-46fa-81f7-d705f4a33a6c.jpg)
Покупать ленты Ampex я бы не стал. Даже хранившийся со всей тщательностью Grand Master 456 с оригинальной записью сыпет серой пылью на головки, хотя звук все еще отменный.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/d5/5afb3b3-7a82-4f7c-a927-d5464309b2f7.jpg)
Наверное, нельзя обойти вниманием Scotch 3M, хотя бы потому, что их лента типа 206, на которую записывали свои шедевры ТВМ, вполне себе жива с конца 70-х годов прошлого века.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/84/4a30b2a-9f74-42f1-a576-9b57a90e442a.jpg)
Ацетатные Dinarange появились уже в 1964 году, а classic master tape 206 увидела свет в 1969. Вершиной была Master 996. Вдруг вам повезет без SSS.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/f7/7a7395c-0392-4d9c-a1a1-e6113459b51e.jpg)
Некоторые также хвалят американский Memorex SP High Output, но мне такой не попадался.
Социалистическая профессиональная ORWO Typ106 ( 54 мкр), новая, запечатанная — никаких претензий, если повезет, на уровне AGFA PEM 468.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/84/4eff997-b25c-4cf2-a1ea-1ec708b2c9eb.png)
Советская профессиональная лента Свема 4620-6Р. Шостка УССР.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/63/3cf85dd-eb88-48a9-b5d1-e12effd184f7.png)
В основе что-то, приобретенное по лицензии BASF. В рулоне 1 000 м на AEG, черная. Были удачные партии, примерно до 1991 года. У меня есть несколько, приобретенных новыми за копейки у профессионалов. Неплохо прописывается, даже в чем-то в низкочастотном диапазоне динамичнее современной RTM. Есть мнение о ее избыточной абразивности и вреде магнитофонным головкам при частой эксплуатации.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/f4/46b7e10-49d8-4fce-9b65-9c9b5afa8ab7.png)
Использовать сейчас иные другие советские ленты я бы воздержался.
Страна Восходящего Солнца
Японские ленты — особая статья, их было много разных, в том числе откровенно эталонных.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/6b/b2bba2a-8c8f-46e4-9794-9990bd09d899.png)
Пример — Maxell UD35-180, 1 100м. Или UD-XL. Высококачественная японская лента толщиной 35 мкр. В комментариях ранее писали, что данная лента является эталоном для бытовых аппаратов. По качеству записи на 38-й скорости воспроизведения лента похвальная, примерно аналогична RTM LPR35. Лучше только UD 50-120, если повезет найти.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/9f/f7b7842-83e3-4564-86b5-eb4b9ea18341.jpg)
Однако платить за нее сейчас 10 000 нашими, даже из-за шикарной катушки? Maxell XLII Position EE я бы на неяпонских аппаратах с подмагничиванием и не пытался бы пользовать.
![](https://img.stereo.ru/v3/images/87/794b0ce-9576-44b6-b6a3-f39fa16be8ff.jpeg)
Ленты TDK GX-LX 35-180 — тоже может быть и железо красивое. Однако я не мог отделаться от впечатления, даже после точной настройки на данный тип ленты, что они жестковаты, ярчат и звук несколько неестественный, если с франко-германскими сравнивать. Ну и актуальные цены на вторичке побуждают (меня лично) купить RTM LPR35 на керне.
Оставляю вне темы ленты Sony типа ULH и FeCr, DUAD — очень дружат с SSS.
Подчеркиваю, что все выше изложенное — результат исключительно моего личного опыта и я не претендую на обзор всех позиций. Берите современные ленты и не покупайте бубен для танцев. Берите новое и толстое. Ну и вдруг это будет полезно не только мне и не только докторам.
И да, не берите Ampex 456 Grand Master!!!
P.S—
Некоторые обобщенные рекомендации из профессиональных источников (reeltoreelwarehouse) приведены ниже:
3M / Scotch – The good formulations are highly recommended.
Acetate Formulations: 111, 120, 131, 140, 141, 190, 201 — Better than average Acetate longevity
Good Polyester Formulations: 102, 122, 138, 142, 144, 150, 176, 177, 178, 202, 203, 204, 206, 207, 208, 209, 211, 212, 213, 214, 215, 220, 228, 229 — All hold up well
SBS: 175 (early versions)
SSS: 250 (later batches) 226, 227, 808, 809, 908, 909, 966, 986, 987, 996 — Must bake before use. (нужно запекать)
Sony — Generally not recommended
BASF — Mostly excellent
Ampex - SSS: 20/20, 356/357, 406/407, 456/457, Grand Master, — Must be baked (нужно запекать)
Maxell — Generally excellent tapes all around.
TDK — Generally excellent except for the newer GX and LX-B Series.
AGFA — Generally excellent tapes.
MEMOREX — Generally Excellent tapes.
P.P.S. Запекать до готовности
Сотрудники Библиотеки Конгресса США используют «запекание», чтобы приостановить деградацию пленки до момента оцифровки, а энтузиасты так спасают списанные архивные ленты. Есть способы "запекания" ленты при температуре около 50 градусов в домашней духовке.
Катушек в коллекции Библиотеки — примерно 200 тысяч штук. Сами пленки после обработки хранят размотанными. В таком виде они дольше остаются пригодными для воспроизведения. Метод разогрева помогает остановить деградацию магнитной ленты с SSS не надолго - 5-6 копий. Есть мнение, что копировать запеченную ленту нужно в течении 24 часов.
There are many individual recipes for baking tapes
R2R, Open reel tapes