Как обещал, делюсь впечатлениями после завершения (почти) формирования комплекта аппаратуры, на котором планирую слушать любимую (70-е - 80-е годы прошлого века) музыку. Что получилось:
Источник cd проигрыватель rega apollo. Почему выбрал - верхняя загрузка cd, похоже как винил ставишь, приятное ощущение. Усиление сигнала в классе А, хорошие отзывы на различных форумах. Цена - 30000 руб.
Усилитель - yamaha ca 1000 ii. Почему выбрал - в целом нравится резкая, яркая подача ямах, соответствие года производства (1976) периоду создания планируемой к прослушиванию музыки. По личному впечатлению - из серии ca 1000 именно релиз ii лучше всех прорабатывает бас. Еще лучше его прорабатывает, да и в целом по качеству звука - легендарная yamaha a2000, но это уже совсем другой бюджет. Кроме того - питание 220в (как так вышло не знаю, все усилители этой серии со 100в питанием, так что примем как приятный бонус) и находился в моем городе. Цена - 35000 руб.
Акустика - yamaha ns 700 x производство 1986г. Почему выбрал - интуитивно предположил, что ямаха с ямахой играть будут. Спойлер - не ошибся. Также хотел акустическое оформление с фазоинвертором, ну не люблю я закрытые ящики. Также в этой акустике мне понравилась конструкция - нч 31 (!) см, карбон, сч карбон, вч титан. Выглядит серьезно. С предварительным прослушиванием не задалось. Этой акустики вообще мало в продаже, в основном торгуют перекупы с японских аукционов и они далеко. Брать в слепую без осиотра и прослушивания было стремно. Нашел вариант в подмосковье, там и приобрел. Цена - 65000 руб.
Провода - хз какие. Давно, в начале 2000-х купил несколько метров в салоне, они были даже дорогие по памяти. Межблочные - Китай, особо не заморачивался.
Итоговый бюджет кому интересно - получился 130000 руб. плюс транспортные расходы на бензин и затраты личного времени. Провода не учитывал, они по факту уже были.
Пока стойки нет (будет, пока не понимаю какая нужна, планируется еще в комплект Союз 111, уже есть, никак не соберусь сделать профилактику у хорошего мастера).
После того, как я привез акустику, понял, что здорово обломался. Она оказалась РЕАЛЬНО ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ! В связи с этим начальный вариант с планируемой комнатой для прослушивания накрылся медным тазом. Там для этих ямах и остальных компонентов просто тупо не хватило места. И такой акустике все таки нужен объем в помещении, где они будут играть. В результате пришлось все поставить в зал с попутным получением трындюлей от жены, которая, в отличие от меня, радости от этих приобретений не испытала от слова совсем.
Но, так или иначе, все проблемы с женой и установкой были решены, и я начал опыты со звуком.
Первое включение с нулевыми тембрами и фильтрами и сразу шок! Это просто была стена звука! Звук накрыл мощной волной и всплывать на поверхность не хотелось. Сразу скажу - я ни разу не аудиофил, мне по большому счету без разницы степень локализации 8-й скрипки в 3-м ряду оркестра. Я слушаю музыку целиком, но сбитой каши в звуке тоже не терплю. Так что аудиофилам, которые к прослушиванию подходят не эмоционально, а аналитически, этот вариант не очень годится (это как Моцарт и Сальери, который поверил алгеброй гармонию. Шутка). Ради интереса поставил несколько cd с очень забубенной музыкой - из приложений к журналу Стерео. Все сыграло очень неплохо, а там в кашу не сбить это реально сложная задача. Вот такая серия:
Кому интересно - ставил абсолютно аудиофильский диск Роман Дубинников. Триста зим одиночества. Там есть все - и самые разные инструмены, и звуки природы, и лай собак, и ржание лошадей, и много чего еще. Можно проверить любую аппаратуру на годность к аудиофильским стандартам.
Убедившись в торжестве бескомпромиссных японских технологий того времени даже над очень сложным материалом, стал настраивать звук под комнату и под себя. Из за того, что на yamaha ca 1000 ii дофига разных тумблеров и крутилок, а также из за абсолютного отсутствия какого либо внятного user manual, это были танцы с бубнами и с конями заодно. Пришлось применить самый действенный метод - метод научного тыка - перебор комбинаций включения-выключения тумблеров с одновременным задействованием крутилок. Чтобы была понятна степень сложности процесса - привожу пример: тонкомпенсация усиливается не поворотом по часовой, а наоборот - против часовой. Что этим хотели сказать японские инженеры - загадка великая есть.
Настройку тембрального баланса считаю абсолютно оправданной. Есть мнение, что звукорежисер, который сводит запись, создает некий эталон, идеальное звучание, которое нехрен менять. Я конечно хз, но как вам вариант, что это усредненная запись, подразумевающая, что слушатель выведет ее под себя и под свои условия прослушивания? Это как в ресторане - приносят блюда от шефа, но на столе стоит соль и перец, возможно другие добавки. И все считают это нормальным - подсолить, добавить перчика. И шеф на это никак не обижается, т.к. это абсолютно нормально. Примерно так я и отношусь к регулировке тембра - это тот самый перчик, который можно добавить или не добавлять по своему вкусу. И еще конечно от записи зависит.
Цель этого шаманства - отстройка подачи таким образом, чтобы звук шел сбалансированный по частотам, чтобы ничего не выпирало и не проваливалось и попутно обеспечивало вибрацию моего ливера на басовых партиях. Чтобы удар в бас-бочку был именно ударом, а не шлепком непонятно чем не понятно по чему. Добившись результата, я добавил в сетап еще один важный компонент - стаканчик ирландского вискаря Бушмилс (не реклама, вообще алкоголь вреден) и наконец то занялся прослушиванием любимых дисков.
1. Wish You Were Here (Жаль, что тебя здесь нет). Очевидный выбор, без комментариев. Открутил громкость побольше, и... Дааааа!!!!! Поверьте, это тот самый незабываемый звук! Как из s90, но другой, сильный, чистый, со всеми старыми оттенками и кучей новых нюансов. Моя музыкальная память тут же подсунула воспоминание дефекта записи на пленке времен моей студенческой молодости. Я прямо ждал этого дефекта, но его, естественно не было. Была стена мощного звука любимой музыки. Все инструменты были слышны, при этом выдавалась общая слитная картина. Усилитель обеспечил полный контроль над акустикой, а она весьма мощная, в пике отрабатывает 200 ватт. Правда и чуйка у нее неплохая - заявлено (по памяти, но думаю, что не ошибся) 92 децибела.
2. Alice Cooper Welcome to My Nightmare (Добро пожаловать в мой ночной кошмар). А вот тут все получилось гораздо интереснее. Запись зазвучала вообще по новому. Раньше я воспринимал этот диск как хорошую, добротную, но весьма простую музыку. Здесь было отыграно как бы новое прочтение, это оказалась не простая музыка, а весьма интересный именно с музыкальной точки зрения альбом.
3. Led Zeppelin. Physical Graffiti, конкретно моя любимая Kashmir. Сложная композиция с этническими инструментами и своеобразным саундом. Без проблем! Все четко, все слышно, все на своих местах.
4. Игорь Бутман, GOLDEN SUNRAY. Камерный джаз. И вот тут - опаньки! Это не камерные колонки. Тут бы потише и более ласково, вкрадчиво. Ну что же, будем считать, что универсальной акустики не существует.
5. The Kinks. Face to Face. Ставлю мою любимую Sunny Afternoon. Безупречно! Именно это и хотел услышать. Прекрасно передан своеобразный вокал Рэя Девиса.
6. Музыкальный глобус. Ну куда же без старой советской классики ВИА! И, конечно же, бессмертная Беладонна М.Шенкера в исполнении А.Барыкина. И вот тут тоже проблемка. Этот комплект играет именно то, что записано. Вот как записано, так и играет. А записано оказалось так себе. И все недочеты записи - вот они, здравствуйте! Уже опасаюсь за свои cd, как бы не было большого расстройства и огорчения.
Подведем итоги.
Доволен ли я? Да, безусловно. Я услышал свою музыку так, как она звучала в воспоминаниях, и это бесценно. Этот звук при воспроизведении старой доброй музыки мне понравился гораздо больше, чем тот который выдают мои nad с kef Q5.
Годится ли этот комплект для всего? Нет! Однозначно проигрывает (опять таки на мой слух) более современной аппаратуре, в деликатности подачи материала.
И есть еще один важный момент, который считаю нужным отметить. При прослушивании музыки для меня очень важна эстетическая состааляющая, а именно дизайн аппаратуры. Мой винтажный сетап радует глаз, дизайн прямо переносит слушателя в золотую эру аудиотехники, когда солнце было ярче, вода мокрее, водка вкуснее и т.д.
Впереди - приятные мгновения переслушивания своей коллекции, получение новых (надеюсь приятных) впечатлений.
Всем удачи в поисках своего звука!