В данном случае, заголовок — не просто игра с цифрами. Виниловый ренессанс уверенно набирает обороты, и очень может быть, что уже в этом году случится удивительное событие: пластинки обгонят по продажам стремительно теряющие популярность компакт-диски. Ну а раз винил по-настоящему идет в массы — неминуем бум вертушек для продвинутых, но не фанатичных меломанов. То есть именно таких, какими были многие наши папы и дедушки 60 лет назад. Их духовным наследникам как раз и адресован наш сегодняшний испытуемый.
Назад в будущее
Трудно поверить, но факт: по информации Американской Ассоциации Записывающей Индустрии (RIAA), за прошлый год в США продажи пластинок выросли на 18,7% и составили 498 млн долларов. В то же время рынок CD упал на 12% до 615 млн долларов. Так что момент истины уже не за горами.
Статистики по продажам вертушек у меня нет, но я практически уверен, что, как и в золотые 60-70-е годы прошлого века, существенный объем продаж приходится именно на средний класс. То есть аппараты далеко не эксклюзивные, но способные полностью раскрыть возможности добротного меломанского сетапа, возможно, покупавшегося несколько лет назад без всякой мысли о виниле.
Для ELAC торжество аналоговой революции — конечно же, не новость. Многие аудиофилы уверены, что эта немецкая компания занимается исключительно колонками (тем более что и название расшифровывается как Electroacustic), однако все не так просто. Еще четыре года назад электронщики из Киля возродили производство вертушек, которые изначально разрабатывались ELAC еще с 1948 года.
Первой стала флагманская юбилейная модель Miracord 90, а еще через пару лет последовала ее изрядно упрощенная версия под номером 50 плюс промежуточная Miracord 70. И вот, спустя два года, было решено заменить «семидесятую» на новый аппарат. Зачем это было нужно, мы еще обсудим, но сам факт такой бурной деятельности говорит, как минимум, о нешуточной заинтересованности ELAC в возвращении статуса серьезной «виниловой» компании.
Неподдельная ностальгия
В последние годы вертушек на рынке появилось, мягко говоря, немало. И подавляющее большинство из них, независимо от цены, внешне представляют собой стол в самом прямом смысле этого слова — конструкцию с плоской открытой столешницей и ножками, на которых она установлена.
ELAC решила подойти к вопросу более оригинально, а потому все новые вертушки, кроме самой младшей, могут похвастаться закрытым оформлением с алюминиевыми накладками, скрывающими и основание самого стола, и его опоры.
По этой причине, даже увидев Miracord 60 всего один раз, спутать его с моделями конкурентов практически невозможно. Дизайн нетривиальный и, безусловно, ностальгический — отсылающий ко временам роликовых вертушек, холодильников со скругленными формами и галстуков «Пожар в джунглях».
Одним словом, внешний вид у «шестидесятого» дружелюбный и не слишком технократичный, но, в то же время, на детскую игрушку он совсем не похож. Глянец и округлые углы на фото могут ввести в заблуждение, но поверьте — в плане солидности этот увесистый и крайне добротно собранный аппарат даст фору многим одноклассникам.
Между прочим, лицевая поверхность стола отделана настоящим рояльным лаком, а пластик в оформлении практически не используется, если конечно не считать диска наcтройки антискейтинга и защелки фиксатора тонарма.
Разговор по-немецки
Не важно, автомобиль перед нами, колонки или шуруповерт — есть в немецкой технике кое-что общее. Некоторые конечно ухмыльнутся и скажут, что в первую очередь это недетский ценник. Тут не поспоришь, но я немного о другом.
Вне зависимости от крутизны и положения в модельной линейке, любой аппарат наверняка окажется спроектирован и изготовлен максимально качественно и продуманно. Даже если он собран на бескрайних азиатских просторах.
Наш испытуемый, кстати, оказался родом с Тайваня. При этом класс внешней отделки и точность подгонки элементов конструкции оказались вне всякой критики. И, между прочим, ничуть не хуже, чем у в три раза более дорогого Miracord 90 Anniversary. По оснащению оба братца, конечно, отличаются весьма существенно, но и тут «шестидесятый» не назовешь бедным родственником.
Его стол представляет собой внушительную 5,5-кг плиту из MDF. Покоится она на регулируемых опорах с силиконовыми демпферами, прикрытых двумя изогнутыми пластинами из толстого алюминиевого листа.
Пластины привинчены непосредственно к столу, но, поскольку установочной поверхности они не касаются, то и внешние вибрации через них не передаются. А вот суммарную массу, а стало быть, и стабильность конструкции, они увеличивают.
Пара позолоченных (по крайней мере, на вид) гнезд RCA на задней панели выполнены аккуратно и добротно. Правда, силовой разъем совсем простенький — как и импульсный блок питания, встроенный в сетевую вилку. Зато от сигнальных портов он удален максимально далеко, а значит, не станет причиной наводок.
Мотор размещен в колодце, вырезанном непосредственно в столе. От основного корпуса он изолирован двухступенчатым виброгасителем, созданным теми же инженерами, которые разрабатывают подвесы для динамиков ELAC. Двигатель постоянного тока управляется PID-контроллером (то есть системой с обратной связью), который контролирует скорость вращения диска посредством оптического датчика.
Опорный диск высотой 22 мм отлит из алюминиевого сплава, к его нижней поверхности подклеен пористый демпфирующий материал, а внешняя анодирована в черный цвет. По краю поблескивает симпатичная тоненькая полированная фаска.
Опорный подшипник состоит из стальной оси, рубинового шарика диаметром 8 мм и бронзовой втулки. С внешней стороны диск опоясывает плоский резиновый пассик, перекинутый через втулку на валу двигателя. Более лаконичного и простого решения придумать трудно.
Трубка тонарма выполнена из углепластика — и заканчивается она металлическим шеллом на быстросъемном креплении. То есть все продумано и учтено: и максимальная жесткость конструкции при минимальном весе, и удобство смены картриджей.
Сила минимализма
Органов управления у Miracord 60 настолько немного, насколько это вообще возможно. Барабанчик запуска мотора, он же переключатель скоростей, плюс кнопка включения на задней панели — вот, собственно, и все.
Механика тонарма с карданным подвесом тоже лаконична: рычажок микролифта, очень удобное колесико антискейтинга и противовес с привычной шкалой. Возврат на исходную после проигрывания не предусмотрен.
Фонокорректор, как вы наверное уже догадались, тут отсутствует. Более того: проигрыватель не комплектуется ни головкой, ни даже кабелем внешней коммутации.
Кстати, в отсутствии звукоснимателя и интерконнектора заключается одно из отличий нашего испытуемого от предшественника Miracord 70. И дело тут, конечно, не в скупости. Наоборот, присутствие головки в данной ценовой категории может только навредить продажам.
Ведь с одной стороны, модель не настолько дорогая, чтобы стоимость приличного картриджа просто растворилась в ее ценнике. А с другой, класть в коробку дешевую компромиссную головку опасно: знающий человек тут же ее заменит (обидевшись, что ему продали ненужный довесок), а менее продвинутый меломан обидится позже, но еще сильнее, когда или поймет сам, или услышит от друзей, что его вертушка не играет на свои деньги.
Правда, на кабель фонокорректора я бы эти рассуждения переносить не стал. В конце концов, аппарат не из самых дешевых — так что можно было бы и сделать его покупателю приятный подарок.
Обойдемся без самодеятельности
Я тестировал ELAC Miracord 60 с головкой Ortofon 2M Bronze. Это ММ-картридж с алюминиевым кантилевером, катушкой, намотанной посеребренным проводом, и иглой Nude Fine Line (эллипс r/R 8/40 мкм).
Головка склонна к светлой и звонкой подаче высоких частот, что для осмысленного аналитического прослушивания совсем неплохо. Правда, в экспериментах с магнито-планарными наушниками и острым транзисторным усилением саунд все же оказался ярковат, но к объекту нашего исследования это отношения не имеет.
Еще до того, как игла в первый раз коснулась дорожки, «шестидесятый» успел доставить массу позитивных эмоций. Запуск двигателя, настройка и управление тонармом — все органы управления работают плавно, без малейших люфтов и перекосов, привод акустических шумов не создает.
Поскольку речь у нас идет именно о «транспорте», с особым пристрастием я вслушивался в чистоту тонов фортепианной музыки. И, надо сказать, никаких признаков детонации так и не обнаружил. Даже мощные переливы симфонического оркестра порадовали просто на удивление монолитной и плавной мелодикой.
Что касается ритмики и динамики, то в этом плане вертушка не сплоховала даже на провокационно тяжелом материале — альбоме Red Hot Chili Peppers «Californication». Правда, снимая пластинку, я неожиданно обнаружил, что тщедушный фетровый мат плотно приклеился к ней статическим электричеством.
От диска я его, конечно, отлепил, но назад возвращать не стал, заменив на пробково-резиновый Tonar. Что не замедлило сказаться на воспроизведении еще одного критически важного элемента — басов. Низкие и со старым матом звучали богато и достаточно точно, а с новым они явно прибавили в собранности и энергичности.
Вывод
Если обобщить все вышесказанное, то вывод получается такой: Miracord 60 выдает породистый, очень правильный с точки зрения тональной стабильности, но при этом на удивление живой саунд. То есть он из тех немцев, у которых природные аккуратность и педантизм не перерастают в тоскливое занудство. Если будете слушать эту вертушку в салоне, поставьте Yello — они, правда, швейцарцы, но вы сразу поймете, что я имею в виду.
Стильный дизайн, отличное качество сборки и отделки, а главное — грамотно выстроенный саунд с правильным ритмическим рисунком.
Приличный мат желательно докупить сразу, да и на кабель к фонокорректору тоже придется раскошелиться.
119 595 рублей
Тип привода: пассиковый
Тонарм: эффективная масса 27,4 г, вынос 18,6 мм
Опорный диск: 300 мм, алюминий
Скорости вращения: 33 1/3, 45 об./мин.
Отклонение скорости: ±0,33%
Детонация: <0,12%
Коммутация: RCA Stereo Out
Потребляемая мощность: 1,5 Вт