Aurender производит массу различных цифровых источников, рассчитанных на разные сценарии использования в звуковом тракте. Модель A200 позиционируется как младший «полный» сетевой плеер, оснащенный, в отличие от транспортов, аналоговым выходом.
Внешне это полнормазмерный аппарат, выдержанный совершенно точно в стилистике производителя: массивный алюминиевый корпус с узнаваемыми ребрами по бокам, минимум управления на передней панели и достаточно крупный информативный экран. Дизайн узнаваемый и красивый, да и сделано традиционно качественно.
По вариантам использования аппарат имеет достаточно большой функционал. Первая его задача — воспроизведение цифрового аудиоматериала. Делать это он может несколькими способами. Основной, пожалуй, вариант — это воспроизведение по сети: как с условного домашнего сервера или NAS, так и из основных стриминговых сервисов (TIDAL, Qobuz, а также поддержка Spotify Connect и AirPlay вшиты в приложение аппарата). У Aurender A200 для этого есть LAN-разъем с фирменной дополнительной развязкой и изоляцией, но нет Wi-Fi — все общение происходит через домашнюю проводную сеть и роутер.
Следующий вариант воспроизведения — из внутреннего хранилища. Аппарат позволяет пользовательскую установку двух 2,5-дюймовых SSD или HDD, которые могут быть заполнены музыкальным материалом. Диски не дублируют друг друга, какой-либо защиты типа RAID здесь не предусмотрено, а весь совокупный объем (производитель заявляет поддержку дисков до 8 Тб каждый) может быть использован для хранения фонотеки.
Какие-либо резервные копирования и/или управление файлами и папками в этом случае возможны по сети, с использованием стороннего компьютера и некоего хранилища или носителя. Можно слушать музыку и с внешних USB-дисков — для этого предусмотрены два соответствующих разъема.
И третий вариант использования — к аппарату можно подключить дисковый транспорт: для этих целей есть оптический и коаксиальный входы.
Выходы предусмотрены только небалансные аналоговые, а если хочется использовать аппарат только как транспорт или, наоборот, как файлохранилище с отдельным ЦАПом в системе вместо встроенного в А200, то для этих целей предусмотрен цифровой выход по USB.
Аналоговые выходы могут быть регулируемыми: если в системе только Aurender A200, со всем, что к нему подключено, можно использовать его в качестве предварительного усилителя, подсоединившись напрямую к усилителю мощности. Особенно в том случае, если усилитель мощности имеет небалансную схемотехнику.
Теперь заглянем внутрь. Здесь все стандартно для Aurender: аккуратно и весьма плотно заполнено. Большую часть корпуса занимает линейный блок питания с тремя раздельными трансформаторами. Один питает условный «компьютер», один — FPGA и клок, и еще один — непосредственно ЦАП и аналоговый выход. Плюс есть фирменная сборка конденсаторов, которые работают в системе, похожей на источник бесперебойного питания. Конечно, автономно без питания аппарат работать не будет, но сам принцип как вариант защиты от помех и перепадов весьма неплох. Производитель использует его практически во всех своих моделях плееров и транспортов, и та, которую он считает младшей, без такой системы не обошлась.
Компьютерная часть работает на процессоре Intel Quad Core, оснащена 8 Гб оперативной памяти и SSD-диском на 240 Гб, который используется для кэширования воспроизводимого материала и плейлистов.
ЦАП построен на чипе AKM4490 и поддерживает форматы PCM дo 32 бит/768 кГц, а также DSD до 256 нативно и DSD512 с конвертацией в PCM. Также есть функция MQA декодера. Компьютерная часть поддерживает большинство основных форматов — DSD (DSF, DFF), WAV, FLAC, AIFF, ALAC, M4A, APE.
В комплекте к тому аппарату, что приехал ко мне на тест, был весьма симпатичный пульт дистанционного управления — увесистый, алюминиевый, с удобными кнопками. Я обычно не пользуюсь пультами, а тем более теми, что идут к подобным устройствам, где полноценное управление идет через приложение для телефона (а лучше — планшета).
Но в данном случае пульт показался неожиданно удобным — например, быстро нажать на паузу, когда нужно ответить на телефонный звонок. При помощи пульта это сделать быстрее, чем при помощи приложения, когда надо взять планшет, разбудить его, открыть само приложение... Так что это безусловно приятная опция. Но повторюсь, подобные устройства в принципе невозможны без полноценного приложения, и ему надо уделить внимание отдельно.
Сначала поговорим про подключение — тут все проще некуда и удобно, я дольше прописывал на роутере постоянный IP-адрес для аппарата, чем настраивал сам аппарат. В самом начале не самый быстрый старт, точнее, не быстрая прошивка: на мое устройство уже были доступны обновления — система + CMOS + AFPGA — полная прошивка у меня заняла минут 15. Что приятно — есть внятная индикация на самом аппарате, показывающая, что процесс не застопорился и не завис.
Приложение доступно и для iOS, и для Android. Оно, как и раньше, выглядит немного перегруженным, на мой взгляд его лучше ставить на английском языке — так пункты меню выглядят более компактно. Но если нужны описания настроек именно на русском — то тогда русская версия.
Язык немного корявый, но смысл вполне понятен. А перегруженность — это чисто визуальный эффект, зато функционал весь нужный есть и закопан он не более чем на один-два уровня вложения. Запомнить, что и где, несложно, к приложению быстро привыкаешь. Потеряться и забыть, где что находится — еще сложнее.
Индексация фонотеки не такая быстрая, но вполне рабочая, каких-то множественных дублей или сбоев я не заметил. Большой плюс — есть в приложении функция, которая показывает проблемные нераспознанные файлы. Пиктограммы альбомов среднего размера, не большие и не маленькие. Хотя если бы была такая функция, как есть у Audirvana, когда можно произвольно масштабировать обложки — было бы куда интереснее.
Со статичным размером немного сложно быстро пролистывать большую фонотеку, а если там лежат рипы коробочных изданий с классикой, с одинаковыми картинками немного теряешься, но тогда можно перейти в режим навигации по папкам — здесь он может неплохо выручать, а сам режим такой навигации нарисован достаточно удобно.
Работа приложения вполне быстрая, каких-то лагов я не заметил. Пожалуй, кроме перегруженного языкового интерфейса особо ругать не за что. Вот только один алгоритм мне очень не нравится - приложение постоянно пытается сформировать последовательность воспроизведения, а просто переключаться между альбомами надо отдельно указывая, что хочешь воспроизвести сейчас. Или чистить очередь воспроизведения.
Дальше я приведу много скриншотов управляющего приложения Aurender Conductor — они не нуждаются в комментариях, все видно, а я постараюсь показать большую часть функций и возможностей.
В процессе изучения аппарата (а был он у меня долго) захотелось разобраться с влиянием кабелей и с тем, как работает «параноидальный режим прослушивания», когда отключается все, что можно отключить.
Обычный LAN-кабель 5 категории и промышленной разделки понравился больше, чем специализированный «аудио» восьмой категории и весьма дорогой — как-то естественнее звучал. Конечно, тут речь не о тональном балансе или детальности-динамике, все куда сложнее формализуемо, но по подспудным ощущениям именно так получилось.
Впрочем, по моим наблюдениям некоторые LAN-кабели, позиционирующиеся как специализированные для аудио и выпускаемые соответствующими производителями, мне вовсе показались скорее вредными (но не все, конечно) — видимо, слишком много разных факторов и не всегда понятно, что на что влияет.
Влияние кабеля питания, безусловно, есть, и в режиме транспорта оно показалось более заметным, чем в режиме полного плеера. С аналоговой коммутацией тоже все понятно и слышно, есть смысл подбирать по вкусу, Мои запасы небалансных кабелей весьма скромны, но и на них удалось почувствовать разницу. То же самое можно сказать и про кабель USB при работе в режиме транспорта — увы, но и его слышно весьма отчетливо.
Параноидальный режим прослушивания с отключенным дисплеем и вообще всем, что можно отключить, однозначно работает. Впрочем, неудивительно — даже у моего предусилителя есть режим, когда отключается экран, и это тоже немножко, да заметно, а здесь схема в целом посложнее, да и преобразование цифры в аналог, работа клока — все эти процессы весьма чувствительные и деликатные. Так что я бы рекомендовал использовать такой режим работы.
Теперь внутреннее хранилище. Мне аппарат приехал с установленным HDD на 2 Тб — в принципе, так можно, но если уж вы вложились в аппарат и в фонотеку и хотите хранить ее внутри — ставьте SSD: это и на скорость копирования сильно влияет, и по звуку разница есть в пользу SSD. Хотя мне очень даже понравилось, как аппарат работает с фонотекой на сервере, и если у вас, как и у меня, фонотека большая, то логичнее вложиться в сервер или NAS с RAID-массивом и защитой данных, чем в дорогие SSD большого объема.
Штатно Aurender A200 поставляется только с конкретной конфигурацией установленных дисков, что в том числе влияет на итоговую цену. Это или один HDD на 2 или 4 Тб, или SSD на 4 или 8 Тб. И это — несколько спорный момент. HDD — вещь дешевая и особо никого не обременит, а вот SSD дороже, и хотелось бы быть уверенным в том, что установлено. Если это Samsung серии Pro — это одна история, если что-то бюджетно-бытовое — то совсем другая. Поэтому я бы точно предпочел версию без диска вовсе, а такой не предлагается. Но спасибо, что замена/добавление диска — это пользовательская, а не сервисная процедура.
Если фонотека невелика и как-то продублирована не на одной USB-переноске, то можно и установленным SSD вполне обойтись. Я вообще большую часть времени тестирования гонял аппарат в режиме работы со стриминговыми сервисами. Но и тут есть нюансы: стриминг сейчас находится в режиме сомнительно-непредсказуемой доступности, и я точно знаю, что спрос на те же NAS и серверы вырос. И многие из тех, у кого стриминг стабильно работает, используют тот же Tidal GUI или подобные механизмы, чтобы параллельно с наличием стриминга положить свою фонотеку на сервер.
Я уже и не говорю о тех, у кого большая коллекция дисков, с которых делаются рипы — процесс этот трудоемкий и результат хочется сохранить с достаточной степенью защищенности. Хотя, как вариант, бэкапить содержимое внутренних дисков куда-то при помощи программ для инкрементального бэкапа — тоже один из возможных сценариев использования: внутренние диски прекрасно видны по сети и их можно таким образом использовать и для заливки, и для скачивания.
Также у аппарата предусмотрено копирование внутрь с подключаемых USB-носителей, но их я всегда советую использовать не более чем как временную «переноску».
Из относительных минусов — нет цифровой коммутации по AES/EBU и балансных аналоговых выходов, что особенно обидно, по крайней мере в моем случае, когда система вся заточена на балансную коммутацию по причине такой же схемотехники. Впрочем, балансная коммутация есть у старших моделей Aurender, да и вообще у производителя есть варианты практически под любую систему и любые задачи.
Aurender A200 пробыл у меня весьма долго и послушал я с его помощью много чего, поэтому по звуку я не буду расписывать отдельные альбомы, а опишу его в целом, потому что впечатления сложились весьма отчетливые. В первую очередь он очень аккуратный, уделяет внимание к каждому нюансу, послезвучию. Высокая детальность, ровная динамика, и звук, особенно хайрезов, чем-то весьма похож на аналоговый — как минимум одновременным ощущением слитности и детальности.
Подача скорее мягкая. Нет, аппарат может сыграть и большой оркестр, и метал, но звук всегда чуть теплый и чуть-чуть смягченный. Он не светлый и не темный, скорее в равной степени может передавать и то, и другое настроение, но всегда получается чуть бархатно. Я привык к более острому и, может, даже более строгому звуку, поэтому этот Aurender больше тестировал не в основной, а во второй системе, где в качестве усилителя работает ламповый однотактник в классе А. Вот в ней созвучность характеров и слаженность подачи мне понравилась больше.
Жанрово я бы определил этот Aurender как универсальный, но более тяготеющий к акустической музыке и малым и средним составам. Не потому что он плохо справляется с динамикой или детальностью, но его бархатно-округлая подача здесь оказывается наиболее уместной, наиболее вовлекательно-атмосферной. Звук в целом густой, с хорошим басом, с насыщенной, но не тяжеловесной сценой, какой-то сбалансированно-уютный.Aurender A200, вид изнутри
На мой взгляд крайне неблагодарное занятие пытаться прогнозировать или определять звук в зависимости от чипа ЦАПа — слишком уж многое будет зависеть от того, как реализовано все остальное кроме самого чипа. Однако от использованного в аппарате AKM можно было бы ждать чуть более силового, слегка попсового звука — но нет, ничего подобного услышать не удалось, и некая смягченность и аккуратность были скорее неожиданными.
Выводы
Вполне ожидаемо по отношению к Aurender умный и весьма функциональный аппарат. Красиво сделанный и снаружи, и внутри. Если оценивать его как цифровой транспорт и хранилище — все хорошо. Производитель знает, что делает. Как полный плеер — есть свой цельный характер, который много куда может вписаться. А если вдруг будут вопросы — повторюсь, у Aurender есть аппараты практически под любые задачи и сценарии использования, и можно для каждой отдельной системы выбрать именно то, что подойдет наилучшим образом.
690 000 руб. с 2Тб HDD. Может меняться в зависимости от конфигурации установленных дисков.
Чип ЦАПа: AKM4490
Клок: TCXO
Аналоговые выходы: RCA, 2.0 В RMS фиксированный или регулируемый
Цифровые выходы: USB
Цифровые входы: оптический, коаксиальный
Поддерживаемые форматы: PCM дo 32-битt / 768 кГц, а так же DSD до 256 нативно, и DSD512 с конвертацией в PCM, DSD (DSF, DFF), WAV, FLAC, AIFF, ALAC, M4A, APE
MQA: декодер
Управляющее приложение: Aurender Conductor
Устанавливаемые диски: 2х2,5 дюйма, до 8 Тб каждый. Высота до 15 мм.
Размеры: 350 x 96 x 355 мм
Вес: 9,6 кг