В модельном ряду английской компании SME что-либо меняется очень редко. Многое выпускается годами и десятилетиями — это относится как к тонармам, которыми в первую очередь известен производитель, так и к вертушкам. В нашем случае речь пойдет именно о проигрывателе — причем об аппарате, который можно считать почти что младшим в классическом модельном ряду.

Сразу стоит оговориться: помимо нашей 15-й модели, есть еще и Model 12, стоящая несколько особняком. Основное отличие и особенность — в развязке. Когда я говорю о классической линейке SME, я подразумеваю проигрыватели, имеющие в своей конструкции фирменную систему вывешивания стола. И эта система есть во всех моделях, начиная с Model 15 и старше.

А 12-я вертушка построена существенно иначе и такой развязки не имеет. Само по себе это не плохо, но именно в моделях от 15-й и старше сейчас прослеживаются все те черты, которые свойственны производителю и выделяют технику на общем фоне.

SME Model 15

Красота инженерии

Для начала попробую обобщить некоторые важные черты проигрывателей SME в целом. Все модели SME — пассиковые, с весьма серьезно реализованным приводом, с продуманной системой контроля скорости и выносными блоками питания и управления мотором, а также с мощными качественными электродвигателями. Приводу и его качеству здесь уделяют внимания больше, чем многие другие производители.

Кроме того, для SME характерна уже упомянутая фирменная развязка, именно та, по наличию которой я определил Model 15 как «младшую из классической серии» — мотор и подшипник диска с тонармом у этих аппаратов разнесены по двум плоскостям. При этом основа подшипника и тонарма вывешена на множественных резиновых кольцах так, что центр тяжести максимально смещен вниз и находится ниже верхней точки крепления резиновых колец-подвесов.

В нашем случае в системе подвеса использовано 30 колец — по 10 на каждую из трех опор. Конструкция с такой развесовкой и компоновкой по поведению похожа на жесткую и массивную, но одновременно эффективно развязанную вертушку. Ни одна обычная пружинная развязка с пружинами под поверхностью стола и поднятым вверх центром тяжести не будет работать так эффективно — к тому же такие конструкции неизбежно имеют свои капризы и особенности.

Тонарм SME 309

Следующий важный момент — все SME рассчитаны только на один тонарм. Старшие модели могут иметь различие в цифровом индексе и конструкции, означающие возможность установки 9- или 12-дюймового тонарма, но всегда только одного. И конечно, в первую очередь, проигрыватели рассчитаны на установку своих собственных тонармов, которые имеют куда большую известность, чем проигрыватели.

Van den Hul The MC 10 Special

И последняя общая особенность, на которой стоит заострить внимание — внешность. Красота проигрывателей SME, в первую очередь, инженерная — ее смогут оценить те, кто понимает, насколько дотошно здесь все продумано и просчитано. Этакий дизайн некоего высокоточного промышленного механизма. И ничего показного, яркого и блестящего. Но лично мне такая внешность очень даже нравится. К тому же эти вертушки просто приятно собирать, рассматривать в мелочах — ведь именно в деталях особенно видно качество изготовления.

Наконец, самый последний штрих к общей картине — проигрыватели SME это всегда весьма не дешево. Насколько это оправдано — покажет детальный разбор и прослушивание.

Общий вид системы

Абсолютно промышленное качество

По сборке и настройке SME Model 15 — не самый простой проигрыватель, но в принципе ничего сложного в обращении с ним нет, нужно только попунктно соблюдать все рекомендации производителя. К тому же сами инструкции — что к тонармам, что к вертушкам — у SME образцовые по подробности и доходчивости. Причем здесь не может сложиться ситуация, когда что-то с чем-то не сошлось или остались лишние детали. Повторюсь: качество абсолютно промышленное, «уровень гаражности» нулевой.

Перейдем непосредственно к конструкции. Стол проигрывателя состоит из двух одинаковых металлических пластин, каждая из которых проклеена под слоем краски дополнительным демпфирующим слоем. Материал этого слоя определить невозможно — все прокрашено и ничего не видно. Но если внимательно осмотреть конструкцию, станет ясно, что каждая плита основания — не совсем единое целое, а сэндвич.

Нижнее основание стола проигрывателя опирается на регулируемые ножки. Они выполнены следующим образом — во внешнем корпусе помещается стальной шарик, окруженный резиной. Просто, но эффективно и достаточно изящно. Нижнее основание стола, в первую очередь, несет на себе вертикальные штифты-опоры, на которых вывешивается верхний уровень, или «слой» проигрывателя. Кроме того, здесь же, на нижнем уровне, помещен (с самостоятельной развязкой) мотор во внушительном по весу металлическом корпусе.

Элементы стола проигрывателя, база и кабель тонарма

Остальные детали нижнего основания важны, но все же второстепенны. Здесь расположена проводка мотора — не непосредственно подведенная к его корпусу, а сначала присоединяющаяся к разъему и уже рядом выходящая отдельным проводом к корпусу мотора. Также на нижнем основании нашлось место для внешнего кожуха, закрывающего подшипник. Во время использования проигрывателя этот кожух не функционирует, а выполняет только эстетическую роль, но кроме того он является одной из точек для крепления транспортировочных винтов.

Два слоя стола проигрывателя в момент эксплуатации связаны между собой только посредством резиновых колец — на 30 кольцах висит верхняя часть, и одно дополнительное кольцо сцепляет пластины в горизонтальной плоскости для более эффективного гашения горизонтальных колебаний. Вертикальные подвесы имеют регулировку — она необходима, чтобы после установки диска, тонарма и кабеля точно выровнять верхнюю пластину по уровню. Нижняя пластина регулируется при помощи ножек, а верхняя — при помощи настройки опор подвесов, то есть это две независимые параллельно используемые регулировки.

Ortofon Cadenza Red

Верхний слой стола — такой же металлический и задемпфированный — несет на себе базу для тонарма (просто отдельную стальную проставку) и всю конструкцию подшипника. Подшипник здесь условно-неразборный, то есть разобрать его для пользовательского обслуживания можно, хотя оно и не предусмотрено — только смазка.

Так что по результатам внешнего осмотра сказать можно только, что подшипник достаточно массивный в целом, совершенно тихий и лишенный каких-либо люфтов. Диск составной: внизу расположен металлический субдиск, на который пассик (достаточно толстый и плоский, натянутый довольно туго) передает вращение, а сверху устанавливается диск основной — металлический и достаточно тяжелый.

Мотор SME Model 15, проводка мотора, заземление мотора и стола

Основной диск не монолитный — он собран из нескольких слоев и имеет свою систему демпфирования. А со стороны пластинки на диск нанесен толстый слой покрытия, напоминающего искусственный камень. Этот слой служит своего рода матом, а использования каких-либо сторонних матов конструкция в целом не предусматривает. Дополняет диск съемный винтовой клэмп, который рекомендован для постоянного использования, потому как иначе пластинка может проскальзывать даже от щеточки для чистки пыли. Клэмп же надежно фиксирует пластинку, как бы распрямляя ее на диске.

Мотор у SME 15 мощный и тихий. Насколько я понимаю, вообще все модели производителя собраны с использованием одного и того же двигателя и блока питания, то есть схема сразу выстроена по максимуму — без каких-либо вариантов «побюджетнее». Мотор снабжен тремя датчиками Холла, показания обрабатывает электроника, в конструкции применен кварцевый тактовый генератор.

Предусмотрены три скорости вращения: 33,3, 45 и 78 оборотов в минуту — а так же подстройка скорости с шагом в 0,01%. Все управление — с блока питания при помощи кнопок. Подстройка скорости тоже осуществляется теми же кнопками, когда блок переведен в режим настройки. Вручную подкручивать потенциометры через дырочки не нужно.

Крепление тонарма у SME Model 15

Осталось рассказать о тонарме, и стоит начать с одного разъяснения. На сайте производителя проигрыватель заявлен как SME Model 15, а в нашем тесте фигурирует аппарат, обозначенный дополнительной буквой А. Это сигнализирует о том, что вертушка поставляется сразу в комплекте с тонармом SME Model 309.

Но есть и версия без тонарма — можно поставить любой подходящий по своему усмотрению. Причем не обязательно производства SME — есть и другие бренды, которые делают свои тонармы с такой посадочной площадкой, а также можно найти опциональные слайд-базы, заимствующие принцип и размеры SME. Сам по себе 309-й тонарм, вероятно, один из самых известных и распространенных у SME, а многие сторонние производители выбирают его для своих базовых комплектов. Подробнее об этой модели можно узнать из нашего теста. Также отмечу, что настраивать тонармы SME всегда приятно, благодаря их конструкции, позволяющей получить желаемую точность настройки и предсказуемость в поведении.

Для прослушивания я использовал несколько головок — в том числе Van den Hul The MC 10 Special, Ortofon Cadenza Red, Audio-Technica AT33Sa. Система тоже ничем неизвестным не выделялась — понятная акустика Neat Ultimatum XL10, усиление MSB, предсказуемый (хотя и несколько не дотягивающий по уровню до остальной системы) фонокорректор EAR 834P Deluxe, кабельная обвязка Atlas и Nordost. И хорошо знакомый зал салона AV-Comfort.

Поворотный узел тонарма SME 309

Цвет, объем, динамика

Начал прослушивание с сочетания проигрывателя с головкой Van den Hul The MC 10 Special, поскольку она была уже установлена заранее. Первая пластинка в тесте — John Coltrane «A Love Supreme». Специфическую стереораскладку этой пластинки слышно. Но при этом одновременно с весьма широкой расстановкой акустики в сцене нет дырки, и пространство заполнено звуком.

Звук достаточно яркий, цветной и насыщенный. Бас объемный и, несмотря на некоторую смягченность, он не теряет контроля. Просто бархатистость и фактурность заметнее обычного. Серединка немного приподнятая, открытая и жизнерадостная, но без склонности к эйфории, а скорее немного медитативно-вдумчивая. Верха в меру яркие, с неплохой детальностью.

Audio-Technica AT33Sa

Эффект вовлечения, свойственный головкам Van den Hul, вполне заметен. Динамика очень ровная — нет ни медлительности, ни торопливости, ни суетливой дерготни. На первый взгляд звук не сверхскоростной, но ритм держит и не сбивается в кашу. Кроме того, весьма неплохо рисуется пространство и сцена. Хрустальной голографической въедливости нет, а слушать интересно — пусть даже лично мне ближе несколько иная подача звука и по-другому расставленные акценты.

Эмоциональность очень хороша — эмоций много, но они не перехлестывают и не утомляют. Разборчивость вполне хорошая. Вокал получился убедительно фактурно-телесным, и в то же время ровно таким же фоновым, каким его и задумывали музыканты. А если отвлечься от музыки и особенностей конкретного альбома и пресса, то вполне можно разобрать, какой вклад в звук вносит головка, тонарм и проигрыватель, а как влияет фонокорректор. Звук живой, музыка на первом месте, но можно услышать все и с технической точки зрения.

Блок питания и управления SME Model 15

Следующим поставил диск Nils Peter Molvaer «Khmer». Здесь запись вполне современная, можно проследить и свой звук, и свойственный исполнителю, и характерный для лейбла ECM. Бас собраннее и его достаточно много. Глубже проработка, больше объем. Хорошее ощущение от цельной подачи и звука, и музыки. Хотя для меня эмоций и вовлечения здесь многовато. Впрочем, хорошая детальность и динамика присутствуют, и это безусловно на пользу звуку — музыка местами не простая, но по динамике тракт нигде ни на чем не запнулся. А доля теплоты и смягченности тоже многим придется по вкусу.

Еще диск — Richard Hawley «Standing at the Sky's Edge». Звучание объемное, напористое, динамичное и узнаваемо расцвеченное. На сложных фрагментах проявляется интересный эффект в плане детальности (при этом с динамикой порядок). Слышно не все, что возможно, но система подает это аккуратно и прикрывает все приличной порцией подчеркнутых эмоций.

Слушается эффектно. Но уже хочется что-то поменять. Я бы предпочел другой фонокорректор, но все-таки у нас тест не корректоров, а проигрывателя и тонарма, поэтому меняем головку. Я всегда стараюсь проделывать это, иногда и по несколько раз — так все намного нагляднее. Поставил Ortofon Cadenza Red и послушал все то же самое по второму разу.

Субдиск

Все по-взрослому

Вклад проигрывателя слышно сразу. Ровная динамика, минимум окраски, нейтральная основа. Но и новую головку тоже слышно. Звук стал острее, чуть суше и чуть строже, в нем уже не оказалось медитативной созерцательности и расцвеченной эмоциональности. Подача уже не кажется мягкой, больше прозрачного «прохладного» воздуха, резче образы сцены. Ритм уверенно-спокойный. Бас не такой глубокий, но плотнее и быстрее. Серединка близка к ровной и детальной, верха тоже более-менее ровные, но чуть проще в нюансах.

Важен не только характер изменений, но и сам факт их наличия. На «среднем» проигрывателе смена сильно отличающихся по характеру головок менее заметна, на хорошем — куда заметнее. То же и с общей способностью точного тракта с хорошим разрешением отчетливо реагировать на незначительные изменения.

На этом этапе уже ясно, что с таким показателем, как динамика, проигрыватель проблем не имеет. Если что и есть, то на уровне нюансов и стилистики — и зачастую в сравнении с аппаратами куда дороже. Окраски у SME Model 15 и у 309-го тонарма тоже практически не заметно. Разве что самая крошечная доля холодности и строгости, которая, однако же, прекрасно может уживаться с головками (да и в тракте) с более теплым и смягченным звуком.

И по детальности Cadenza Red — приличная головка, однако это не Cadenza Black, и я точно знаю разницу. А здесь тракт выдал более скоростной и детальный звук, чем я получал при использовании этой головки в иных условиях. Так что запишем еще один плюс проигрывателю с тонармом.

Шкив мотора и пассик

Не меняя головку, послушал пластинку Dead Can Dance. Баса хорошего качества в звуке издания на 45 оборотах нашлось более чем достаточно. Динамика и детальность на уже предсказуемом уровне, без затруднений, и при всем этом явно заметна очень хорошая слитность и цельность, свойственная Dead Can Dance ритмика и большое количество деталей и полутонов. Все очень неплохо слышно. Чуть-чуть чопорно, но обстоятельно и не тяжеловесно — проигрыватель бодр, но сдержан, все по-взрослому.

Еще одна смена головки. Поставил Audio-Technica AT33Sa. Головка тоже знакома и была на тестах. Собственный нейтрально-уверенный динамичный почерк проигрывателя снова слышно. Но и новую головку тоже. Ее характерную мягкость, немного винтажную подачу верхних частот и верхней середины. Весьма подходящий характер, например, для джаза.

Поставил пластинку «Scandinavian Suite»: на сложных быстрых моментах, когда вступает практически весь оркестр, динамики хватает и с разборчивостью порядок, да и с эмоциями и музыкальностью тоже все неплохо. В нашем случае получилось немного меньше баса, чем хотелось бы, и легкий акцент на средне-верхнем диапазоне. Но в сочетании с не очень острой, но подробной и слегка светлой подачей это не выглядит плохо — просто такой почерк. И тем, кто в дорогом японском винтаже добрался до высокого, но не высшего уровня, такая подача могла бы прийтись очень по вкусу.

SME Model 15

И даже с такой подачей — немного классической музыки. Фортепианные вещи Равеля — ровно, хорошо, с отлично считываемым в исполнении настроением. По тональному балансу и масштабу я бы предпочел к тракту одну из предыдущих головок, но придирки мои скорее к нюансам, а в остальном с фортепианной музыкой все получилось хорошо — к тому же «крупная» система и расстановка акустики дали желаемый масштаб.

На записи «Хорошо темперированного клавира» Баха совсем другие акценты в исполнении и музыке, хотя инструмент тот же. Рихтеровская манера игры подается хорошо, динамика и затухание — тоже. В самом конце вернул все настройки проигрывателя и изначальную головку на свои места — и тоже все узнаваемо. Деликатность и детальность сочетается с уверенностью и тягой проигрывателя играть как есть, а не дорисовывать и не додумывать. Лично мне это качество очень понравилось.

Выводы

Я могу быть немножко предвзятым, потому что к проигрывателям SME давно отношусь с большой симпатией, а тонармами много лет пользуюсь без значимых нареканий. Но эти симпатия и доверие возникли не на пустом месте. Грамотный инженерный подход, хорошая реализация в железе и звук, приближенный к нейтральному, дорогого стоят.

Применительно к SME это так в прямом смысле — совсем не дешево, но оправдано, особенно если хочется получить стабильный звук надолго, и на основе этого базиса собирать дальнейший тракт, подбирая головки, корректор, провода и прочее. И то, насколько ясно слышна разница между головками — это, повторюсь, очень хороший показатель.

Музыкальный материал

Bingo Miki — Scandinavian Suite — T. Takahashi & The Tokyo Union — Three Blind Mice TBM 1005 / Stereo

Dead Can Dance — Dead Can Dance / 4AD VIN180LP003 / Stereo

J.S.Bach — Well-tempered Clavier BWV 846-893 — S.Richter — Мелодия/Victor VIC-4072-6 / Stereo

John Coltrane — A Love Supreme — Impulse Japan YP-8527-AI / Stereo

Maurice Ravel — Gaspard dela Nuit, Sonatine, Valses nobles et sentimentales — Martha Argerich / Deutsche Grammophon ‎— 2530 540 / Stereo

Nils Peter Molvaer — Khmer — ECM 1560 / Stereo

Richard Hawley — Standing at the Sky's Edge / Parlophone P436 6981 / Stereo

SME Model 15, SME Model 309

SME Model 15 A (проигрыватель в комплекте с тонармом SME Model 309) — 895 000 руб;

SME Model 15 A (без тонарма, с базой под тонармы SME длиной 9–10 дюймов) — 847 000 рублей;

Тонарм SME Model 309 — 249 000 рублей.

Проигрыватель SME Model 15

Тип привода: пассиковый

Скорости вращения: 33,3, 45 и 78 об/мин

Мотор: 3-фазный, с 8-полюсным неодимовым магнитом и тремя датчиками Холла

Шаг подстройки скорости: ±0,01>#/p###

База тонарма: SME-тип, под 9–10 дюймов

Вес диска: 4,6 кг

Вес: 18,5 кг

Размеры (ШхГхВ): 428x378x176 мм

Тонарм SME Model 309

Тип: поворотный, статически-сбалансированный

Шелл: съемный, с регулировкой азимута

Эффективная длина: 232,32 мм

Заход: 16,98 мм

Эффективная масса: 9,5 г

Допустимый вес головки: 6–17 г

Диапазон прижимной силы: 0–2,5 г

Головка звукоснимателя Audio-Technica AT33Sa

Тип: MC

Частотный диапазон: 15 Гц — 50 кГц

Разделение каналов: 30 дБ

Разбаланс каналов: 0,5 дБ

Выходное напряжение: 0,4 мВ

Внутренний импеданс: 10 Ом

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: от 100 Ом

Тип заточки иглы: шибата

Материал иглодержателя: бор

Статическая податливость: 40х10 -6 см/дин

Динамическая податливость (100 Гц): 10х10 -6 см/дин

Материал корпуса: алюминий/пластик

Рекомендованная/оптимальная прижимная сила: 1,8–2,2/2 г

Вес: 6,9 г

Головка звукоснимателя Ortofon Cadenza Red

Тип: MC

Радиус заточки иглы: 8/40 мкм

Иглодержатель: алюминий

Динамическая податливость: 12 мкм/мН

Диапазон прижимной силы: 2,2–2,7 г

Оптимальная прижимная сила: 2,5 г

Выходное напряжение: 0,45 мВ

Диапазон частот по уровню -3 дБ: 20–50 000 Гц

Разделение каналов: >23 дБ

Разбаланс каналов: <1,5 дБ

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 50–500 Ом

Внутреннее сопротивление: 5 Ом

Материал корпуса: сталь, алюминий

Масса: 10,7 г

Головка звукоснимателя Van den Hul The MC 10 Special

Тип головки: МС

Тип иглы: VDH - I

Радиус заточки иглы: 3x85 мкм

Иглодержатель: боровый

Материал катушек: монокристаллическое серебро

Частотный диапазон: 5–50 000 Гц

Статическая податливость: 28 мкм/мН

Надежность следования иглы в канавке: 70–80 мкм

Выходное напряжение: 0,65 мВ

Разбаланс каналов: <0,5 дБ

Разделение каналов: >30 дБ

Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 200 Ом

Внутреннее сопротивление: 9 Ом ±10>#/p###

Рекомендуемая эффективная масса тонарма: 8–12 г

Прижимная сила: 1,35–1,5 г

Вес головки: 8,2 г