Стоит только поинтересоваться о том, что хорошего происходит сейчас в сфере видео, как десятки «экспертов» ринутся заваливать вас терминами и перечислением новых технологий: 4К, HDR, стриминг, квантовые точки и т.д. и т.п. Но при попытке узнать, кто же из них всем этим пользуется, большинство уйдут от ответа. Мол, контента нет, смотреть-то нечего. Но позвольте, как так?! Ведь 4К-телевизоры продаются уже много лет. И вот что я на это отвечу: иначе и быть не могло! А почему — об этом и поговорим.
Для начала немного общедоступной информации. Видеоконтент с разрешением 4К, а точнее — UHD, в настоящее время, конечно же, существует, но его все еще очень мало. Да, с момента выпуска первого UHD-телевизора прошло уже, страшно подумать, больше пяти лет, что по меркам цифровой техники — эпоха, однако диски с фильмами в таком разрешении выпускаются лишь меньше года. При этом с русским языком их на данный момент всего… 35, причем некоторые содержат перевод только в виде субтитров. Дисков без перевода лишь в 4,5 раза больше. И все они официально в России НЕ продаются. Их нужно заказывать за рубежом, причем в разных странах, потому что даже в США продаются не все выпущенные в 4К фильмы. Диски же с переводом нужно отслеживать с особой тщательностью, потому что авторинг для регионов делают разный. Хорошо, что регионального кодирования у них нет.
Впрочем, диски — для большинства пользователей уже не вариант, многие вообще не понимают смысла в их покупке. Но, как ни странно, на просторах интернета фильмов в 4К не намного больше, причем 95% выложенных на трекерах — подделки! Это рипы, сделанные с помощью видеозахвата с HDMI-выхода UHD-плеера. Кстати, ушлые авторы этих рипов стали программно добавлять к ним метки HDR. Ведь потребитель хочет получить видео с самой совершенной технологией, а раз есть спрос — будет и предложение. Одна проблема — к оригиналам на дисках это не имеет никакого отношения. Поэтому и выглядят эти рипы качественным апскейлом Full HD-видео.
Значит ли это, что фильмы в 4К мы и не увидим? Отнюдь, все только начинается! И вне зависимости от того, будете ли вы рассматривать UHD Blu-ray диски в качестве источника или нет, вам понадобится новейший телевизор. Именно новейший, а не просто 4К! Причем он непременно должен быть Smart TV, потому что видеосервисы, доступные через Smart TV, будут вторым основным источником оригинального 4К-контента. И без Smart TV вы его не увидите. Скажем больше, Smart TV и есть главная причина появления 4К-видео в телевизорах, и самая главная составляющая, на которую нужно обращать внимание при выборе модели телевизора. Она — краеугольный камень всего прогресса в этой сфере, его основа и его будущее. Вот о нем подробно и поговорим.
Живительный кризис
Проект Smart TV появился как выход из кризиса, который начал накрывать производителей и само телевидение в конце нулевых — оно перестало быть актуальным средством информации, и не только в плане новостей. Компьютеры во всех проявлениях давали пользователю не только возможность выбора любой точки зрения, но и обеспечивали главное — возможность смотреть «что хочу и когда хочу». Кино и остальное видео активно уходило в интернет, попытка запретить торренты потерпела фиаско, а доходы кабельных сетей стали утекать таким компаниям, как TiVo, VooDoo и Netflix. В итоге в глазах продвинутых пользователей обычный телевизор стал превращаться в анахронизм вроде кнопочного телефона, который может выполнять лишь одну функцию.
Ответом и стала концепция Smart TV. Как она выглядит и как ей пользоваться, сегодня знают все. Вкратце — у телевизора есть главное меню с приложениями-виджетами, которые дают доступ к библиотекам фильмов, передач и online-трансляций, предоставленных провайдерами. Часть фильмов в них платные, можно выбирать качество видео, оформлять подписку и т.д. Чтобы не было проблем с быстродействием «железа», все построено на облачных технологиях, а в телевизор скачиваются не программы, а по сути гиперссылки на видеосервисы, игры и прочее. При этом, чтобы не ограничивать возможности телевизоров, их перевели на полноценные операционные системы Android, Firefox, Tizen, WebOS.
Но это лишь часть информации, официальная и публично проговариваемая. Несмотря на внешнее сходство с концепцией смартфонов, Smart TV кардинально отличается тем, что ни приложения, ни контент в телевизор не закачивается вообще — возможен только потоковый просмотр, а записать фильм, да и любое видео нельзя в принципе. Более того, в современных версиях ОС для умных телевизоров отключают даже возможность записывать цифровые трансляции, принимаемые тюнером. То есть посмотреть то, что хочется в свободное время без связи с провайдером невозможно.
Пиратство как главная проблема
Собственно, это и есть одна из главных схем защиты от пиратства, которую производители телевизоров предоставили правообладателям. Однако ее для перехода на 4К-контент было мало. Если помните, к своим первым 4К-моделям компании Sony и Samsung сами предоставляли пакет фильмов в 4К. Первая на специальном медиаплеере, вторая — на жестком диске. В обоих случаях файлы были зашифрованы, а плеер еще и не работал за пределами США и Японии, но, несмотря на все это, фильмы с них утекли в сеть. Это резко охладило пыл и производителей, и студий, после чего они стали выдавать 4К-контент буквально по крупицам.
Например, спутниковые провайдеры, поначалу отнесшиеся к переходу на 4К-вещание с большим энтузиазмом, до сих пор предоставляют, по сути, только демоканалы с таким разрешением, показывающие виды природы и короткие документальные фильмы, но никак не игровое кино.
Более того, Netfix, Amazon и другие видеосервисы также не торопятся выкладывать фильмы в 4К, распространяя лишь малозначительные ленты и некоторые сериалы с этим разрешением. А все потому, что до сих пор существуют лазейки, позволяющие сохранить такое видео, например, с помощью обычного компьютера, на который устанавливаются приложения этих видеосервисов. Собственно, те немногие файлы с оригинальным 4К-видео, которые можно найти в сети, и попадают на трекеры таким образом. Именно из-за этого контента в 4К пока еще очень мало.
Три волшебные буквы
Чтобы осложнить жизнь пиратам, придумали еще одна фичу — HDR. Звучит странно, не спорю, но в этом и заключается вся прелесть решения. Дело в том, что видео с расширенным динамическим диапазоном для совместимости между устройствами снабжают параллельно идущими метаданными — мы не раз писали об этом. Исключение — HLG, но о планах поддержки этого формата студиями и провайдерами ничего и не говорится.
Видеосервисы не требуют передачи метаданных от устройства к устройству — все проигрывается в одном аппарате, поэтому метаданные можно не заключать в сам видеофайл, а передавать параллельно, да еще и с постоянной сверкой соответствия их с идущим видео. Так происходит не на всех видеосервисах: например, на YouTube метаданные прописываются в видеофайлах, которые пользователи сами там и выкладывают. Но вариант с более сложным кодированием, судя по всему, работает неплохо — пираты не смогли выложить еще ни одного эпизода того же «Человека в высоком замке», который Amazon транслирует с HDR.
В итоге правообладатели начали выпускать больше в 4К, но пока еще ждут увеличения базы устройств для воспроизведения этого контента. Как мы и говорили, все только начинается!
Кстати, HDR стал еще и мощным драйвером развития всех видеоустройств, и речь в данном случае не о повышении яркости телевизоров и проекторов — это лишь один из параметров, который будет улучшаться. Важнее контрастность, ведь она собственно показывает динамический диапазон, который и должен расширится для соответствия требованиям HDR. Необходимость ее увеличения заставило производителей телевизоров в частности снова вернуться к использованию прямой или ковровой подсветки матриц, что очень хорошо. Как и говорили, чтобы насладиться всеми прелестями нового контента, нужен новейший телевизор, и никак иначе.
Важность системы
Но какой именно? А в этом вопросе очень многое будет определять операционная система, на которой работает аппарат. Взгляните на смартфоны: качество исполнения, эксклюзивные сервисы, крутизна бренда не спасли ни Nokia, ни Blackberry, а львиную долю рынка заполнили модели на Android. Почему? Думаю, что обилие приложений, которые ныне создают во всем мире благодаря открытости и доступности этой платформы. Для телевизоров на Android TV это будет означать возможность установки массы приложений от независимых видеосервисов, еще не поглощенных глобальными игроками вроде Okko. А также установку приложений не из официального магазина, а с флэшки — такая возможность в Android TV, как и в обычном Android для смартфонов в отличие от других систем не закрыта, что некоторым пользователям тоже может быть интересно.
У нас на Android TV продаются телевизоры пока только одной марки — Sony. Есть еще несколько компаний, выбравших эту систему, но пока у Sony самая актуальная версия. В новой линейке стоит Android TV 6.0 Marshmallow, куда не только добавили новые функции, но еще исправили некоторые, так скажем, особенности системы прошлых поколений. В частности, теперь все приложения по умолчанию устанавливаются в постоянную, а не оперативную память устройства, что значительно повышает быстродействие, особенно если установлено и активно используется несколько программ.
Для проверки работы сервисов, предлагающих фильмы в 4К, был выбран 65-дюймовый Sony KD-65XE9005. Он, конечно, недешев, стоит 229 990 рублей, но зато на нем можно было не напрягаясь увидеть все нюансы трансляции в 4К — экран-то большой, с прямой подсветкой матрицы (то есть реальный динамический диапазон действительно широкий). Кроме того, 16 ГБ оперативной памяти давали надежду на отсутствие сбоев при просмотре. Дополнительных же приложений ставить не стали, тем более что сервисов, транслирующих фильмы в 4К в России доступно пока совсем мало, и в итоге выбрали предустановленный Okko.
Полнометражные фильмы с таким разрешением в пакете этой компании можно пересчитать по пальцам одной руки. Есть тут и знаменитая «Территория», которую обещали выпустить в 4К еще пару лет назад, и «Омерзительная восьмерка» от Тарантино, что было уже намного интереснее. Почему? Оба фильма явно транслировались с видео в H.265, но, видимо, с разных серверов. «Территория» выглядела по-разному: при стабильном доступе к интернету битрейт менялся очень заметно, что выражалось то в чистых крупных планах с идеальным задником, то в обилии артефактов и снижении разрешения на общих планах. Скорее всего, изначально «Территорию» закодировали с очень большим битрейтом, который при трансляции динамически уменьшался в зависимости от скорости соединения. «Восьмерку» же явно кодировали более экономно, поэтому качество во время просмотра было более стабильным: чистые пейзажи, не обезображенные шумом и артефактами, темные сцены без крупной зернистости — приятно посмотреть! Движения в кадре тоже подавались явно лучше.
Отрадно, что телевизор не вносил в картину отсебятины — краски были столь же натуральны, что и на премьерных показах, а к контрасту не возникло никаких претензий. И яркости хватало, и уровень черного был хорош.
Выводы же из теста можно сделать следующие. Выбирать телевизор сегодня стало еще сложнее, чем раньше — больше факторов нужно учитывать. А при установке лучше сразу забыть о «красивых» беспроводных решениях при подключении к интернету — скорость и стабильность соединения для просмотра 4К важнее всех других составляющих. И даже непререкаемая репутация бренда здесь не поможет. Но выбрав правильный вариант, вы легко можете пользоваться всеми благами развития видеотехнологий.