Сравнительные тесты, на мой взгляд, — дело хорошее, особенно в тех случаях, когда речь идет об актуальной группе устройств или, скажем, о сравнении двух технологий. Именно сравнение дает возможность приблизиться к пониманию реального положения дел, заменив имеющиеся предположения и умозаключения объективными результатами. Эта мысль и заставила меня, ценителя практичных современных технологий, отправиться на сравнительное прослушивание двух катушечных магнитофонов.
Во-первых, речь шла о сравнении современного магнитофона с восстановленным аппаратом времен повсеместного использования пленки в студийной работе, что само по себе является крайне любопытным экспериментом. Во-вторых, это была отличная возможность послушать катушки в спокойной обстановке и в по-настоящему взрослой High End-системе.
Битва веков
Начну с необходимой вводной технической информации. В левом углу ринга, на верхней полке стоял магнитофон Ballfinger M063 H5, который настолько похож на катушечники 60–70-х годов, что язык не поворачивается назвать его «новоделом», хотя именно этим он по сути своей и является.
Невероятно, но факт: в начале XXI века, когда подавляющее большинство музыкальных записей воспроизводится либо с флешки, либо из интернета, а виниловый ренессанс, триумфально шагающий по планете, не смог остановить падение продаж музыки на физических носителях, в Германии собралась группа инженеров, которые решили открыть производство катушечных магнитофонов.
Учитывая, что создание лентопротяжного механизма, работающего с высокой точностью — задача куда более затейливая, нежели проектирование очередного усилителя, ЦАПа и даже проигрывателя винила, не могу не снять свою виртуальную шляпу перед смелостью инженеров Ballfinger. Тем более, что их затея увенчалась успехом и уже продемонстрировала свою жизнеспособность.
Ходят слухи, что им даже поступали предложения продать бизнес или поработать в качестве ODM-производителя, но немцы оказались верны своим убеждением и ранее выбранному курсу. Либо владельцы Ballfinger просто поняли, что реальных конкурентов у них нет, и на собственном бренде они смогут заработать гораздо больше.
Ballfinger M063 H5 — старшая модель в линейке компании, оснащенная электромотором с прямым приводом. Она имеет как балансные, так и небалансные выходы, что сравняло возможности данного магнитофона с его сегодняшним конкурентом — студийным и, как следствие, по умолчанию балансным Studer A807.
Studer A807 — представитель старой школы, прошедший процедуру глубокого апгрейда/реставрации у Андрея Шишло, интервью с которым было опубликовано на наших страницах некоторое время назад. Процесс обновления «Штудера» включал в себя полную профилактику механики и электроники с заменой выработавших ресурс компонентов, исключение схем, связанных с записью и способных негативно влиять на качество звучания, а также некоторые авторские доработки блока питания и выходных схем, подробности которых автор предпочитает не раскрывать.
Катушки крутятся, лампочки светятся
Переходя к практической части, хочется обратить внимание на эстетическую составляющую, ведь катушечники сегодня претендуют на роль High End-источника, а значит, выглядеть должны соответственно. Создатели Ballfinger M063 H5 об этом явно не забыли. Это видно уже по удивительной симметрии расположения натяжных роликов и ручек регулировки. Плюс к этому — присутствует возможность выбора расцветки алюминиевой передней панели и деревянных боковин. По-моему, вполне соответствует ожиданиям от настоящего High End.
Studer A807 в этом плане оказался менее подготовленным, ведь его изначально проектировали для студийной работы, а не для комплектации High End-системы. Однако и тут определенная эстетика наблюдается, к тому же процесс реставрации затронул и экстерьер, в результате чего аппарат получил новые деревянные боковины, окрашенные в черный цвет.
Система для тестирования обоих магнитофонов, собранная в шоуруме компании New Ambience, полностью состояла из продукции компании Tidal, начиная с предварительного усилителя и заканчивая гигантскими лакированными колонками Agoria Platinum Edition, подключенными к двум парам усилителей мощности: Impulse и Assoluta.
Единственное, чего лично мне не хватило в тестовом тракте — цифрового проигрывателя, с которого можно было бы воспроизводить CD- или Hi-Res-запись в качестве референса для сравниваемых катушечников. И хоть часть задуманного эксперимента стала умозрительной, но ситуацию отчасти спас тот факт, что в качестве тестового контента использовались катушки с альбомом «Cafe Blue» Патрисии Барбер, переслушанный в многочисленных версиях не один десяток раз.
В нашем распоряжении было две копии альбома «Cafe Blue», что позволило зарядить одновременно оба магнитофона. Однако в тот день не только лично мои планы были нарушены, и задуманный изначально трюк с переключением записей «на лету» оказался провальным.
Путаницу внес владелец «Штудера», Алексей Слонов, который подключил свой аппарат кабелями собственного производства, и те несомненные отличия, которые участники прослушивания заметили в начале, оказались обусловлены еще и разницей в характере звучания кабелей. В итоге пришлось начинать заново и в другом режиме с перекоммутацией источников одним комплектом межкомпонентных кабелей.
Нюансы решают все
Теперь характеры магнитофонов стали более ясны. При одинаково высоком классе качества, который демонстрировали оба аппарата, Studer A807 был более аналитичен и сдержан, а Ballfinger M063 H5 давал выразительный саунд с чуть приподнятыми краями диапазона — с ним все звучало интереснее, живее и эффектнее.
И пока мы знакомились с творчеством Патрисии Барбер, Ballfinger M063 H5 был очевидным лидером, но сохранял он это лидерство ровно до того момента, пока на магнитофоны не встала следующая катушка «Ao Amigo Guinga» — Gabriele Mirabassi/Roberto Taufic. Это в одно мгновение развернуло ситуацию на 180 градусов.
Лучше сбалансированный и ровный по звучанию Studer A807 дал более выигрышную звуковую картину с точки зрения полноты восприятия музыки, все ноты и звуки были на своих местах, сцена вырисовывалась наиболее реалистично и создавался эффект присутствия.
В свою очередь, Ballfinger M063 H5 чуть приукрасил звуковую картину, дав больше насыщенности и плотности в НЧ-диапазоне и сделав легковесными верхние частоты, что несколько изменило пропорции звуковых образов и затруднило восприятие тонких нюансов записи, сместив внимание на основную мелодическую структуру композиций.
Одним словом, как часто бывает в битвах двух High End-устройств равного класса качества, разница крылась в нюансах и оттенках, которые подчас сильно меняются при смене других составляющих тракта: кабелей, компонентов системы или акустики. Смените что-либо в системе — и все зазвучит иначе, поэтому однозначного победителя и проигравшего в таких битвах выявить почти никогда не удается. Но задача теста, тем не менее, была выполнена на 100%.
Сравнение двух магнитофонов, разработанных и произведенных в разные эпохи, состоялось и показало, что, какой бы путь ни был выбран, оба позволяют добраться до верхней планки качества, на уровне которой уже встает вопрос личного вкуса — выбор варианта более предпочтительного по характеру, стилю и иным предпочтениям.
P.S. Не имея возможности провести прямое сравнение катушек с «цифрой» в любом ее виде, я все же сделал для себя вывод, что в ближайшее время не планирую вступать в клуб любителей аналога в целом и катушек в частности. Лучшие представители данного типа источника сигнала однозначно не хуже, но и не лучше представителей любых других идеологий.
А в том, что касается эстетической и культурной составляющей, катушечники по своей привлекательности сравнимы разве что с проигрывателями винила. Катушки крутятся, лампочки светятся, стрелки качаются в такт, и нет возможности слушать музыку иначе, как альбомами целиком — все это настраивает на вдумчивое и серьезное прослушивание.