Во-первых, всех с Новым Годом!
В качестве пролога: в ожидании приезда в Москву сразу двух магнитофонных новостей, я вел переписку с несколькими ищущими, в стремлении обрести... Обрести что? Кучу проблем или счастья в звуке надолго?
В ближайшее время дилер Revox в Москве ожидает подвоз первых новых Revox B77 mkIII, а коллеги в New Ambience нового Analog Audio Design.
И что с того? Собирательство качественных записей на магнитной ленте является сегодня не только самым дорогим увлечением такого рода, но и самым сложным, пожалуй. Ремонт и профилактика, аксессуары и их поиск, получение специфических навыков пользования и затратный бюджет. И да, зачастую вами приобретается не то что хотелось бы, а то, что пробегало мимо и до чего "руки дотянулись".
Мой главный интерес к катушечникам и ленте - это настоящая аналоговая запись как шедевров прошлых лет в разных жанрах, так и современной музыки.
Исходя из вышеизложенного, попытаюсь ответить на первый и самый часто задаваемый вопрос:
ЧТО КУПИТЬ НОВОЕ?
Находясь в России, в первую очередь рассмотрим, что можно выбрать здесь.
В первую очередь официально поставляемые, реновированные в заводских условиях Revox.
Это не дешево, но надежно и есть официальный сервис. Еще очевидный плюс, с учетом затрат: вы получаете реально новый аппарат, грамотно настроенный и рассчитанный на долгую и беспроблемную эксплуатацию.
Что-то время от времени предлагает Dr. Head иногда за вменяемую цену.
Доступная у нас высшая лига новых магнитофонов это Ballfinger и вышеупомянутый Analog Audio Design. Но здесь, к сожалению, вы получите цену, критично выше, чем на вторичке у отлаженного и обслуженного студийного Studer.
ЧТО КУПИТЬ СТАРОЕ?
Вторичный рынок магнитофонов у нас это лотерея с приключениями. Первый и главный совет: перед началом поиска найдите в вашем городе опытного консультанта по теме. При этом, в первом чтении, вам удастся определить относительную работоспособность аппарата. Избежать последующей профилактики у мастера (минимум), а чаще скорого ремонта с первичной заменой наиболее изношенных элементов (максимум) скорее всего вам не удастся. При этом за эти процедуры придётся платить и привлекательная цена на "вторичке" может и удвоится. Лотерея, как было сказано...
Могу посоветовать искать в первую очередь Revox или Studer последних лет выпуска (запчасти доступны) или Otari MX 5050 - MX 50-55 много еще "свежих" аппаратов и запчастей к ним. Да, в этом случае цены в пределах 150-200 тыс. руб. - это скорее всего скрытые "дрова", более честный уровень у Otari ближе к 300-350 тыс. руб.
Кстати, иные полу-бытовые японцы с 38-й скоростью, типа Technics RS 1500, Denon, TEAC - Tascam, вполне универсальны, могут работать и с 4-х дорожечными записями и могут служить верой и правдой, как аналоговый источник в вашей системе.
КУПИТЬ У НИХ ТАМ "НОВОЕ-СТАРОЕ"?
Ну а если вдруг у вас есть возможность=средства поехать "туда", купить и привезти? В этом случае, ваша "Мекка" это однозначно Германия или Швейцария .
Во-первых, это собственно Revox Deutschland Gmbh с их программой реновации или покупки нового Revox.
Во-вторых, это Techtrader Урса Штайнера. За CHF 5'751 в среднем вы получаете красивый и качественно реставрированный аппарат.
Возможен и авторский дизайн передней панели.
И, наконец, третий шанс это Revox Online в Германии. Примерно 3.800,00 € за Revox High Speed 2/38.
ЧТО КУПИТЬ ПОСЛУШАТЬ?
Поиск ответа на этот главный вопрос, после того, как вы купили свой первый магнитофон, поведет вас по дороге гораздо более существенных трат. Коллекция официальных аналоговых изданий на ленте одно из самых дорогих увлечений, если не самое дорогое. Да, магнитофоны пока еще есть и даже новые появляются, а как обстоят дела с записями для них? Да еще «настоящими», официальными изданиями с оригинальных аналоговых источников, раскрывающими всю мощь аналога и его практически неограниченную динамику? Сейчас на рынке представлено достаточно компаний, предлагающих прямые лицензионные копии со студийных мастер-лент на продажу, на современной ленте и красиво оформленных. Да, это действительно недешевое удовольствие – но, поверьте мне, оно стоит ваших трат и усилий. Услышав однажды плотный и фактурный звук с катушки, "пути назад" уже не будет.
Итак, кто виноват вы знаете, а теперь - что делать? Самое простое и, кстати, не самое дорогое - купить свои первые официальные записи у наших студий.
Я бы рекомендовал Smart Audio Recording Lab, в первую очередь. Неплохой жанровый выбор: джаз, классика, блюз и рок, высочайшее качество записи и оформления и сдержанная цена - 25 - 30 000 за коробку. С этими релизами вы точно оцените, как реальный аналог на ленте играет в вашей системе. И это все новые и современные записи.
Интересны официальные переиздания классики у Reel to Reel tape Russia.
Еще у нас есть Zavalinka - на мой взгляд лучшее у них то, что Николай Казанцев записывает сам или серия переизданий Heritage.
ЗА МОРЕМ ТЕЛУШКА - ПОЛУШКА...
Я здесь на Стерео стараюсь отслеживать и публиковать ленточные новости о новых издателях и релизах. За последние 3-4 года количество издателей архивной и современной музыки в официальных мастер-копиях выросло примерно с 30 до 50 и процесс идет. Количество изданий на сегодня насчитывает более полутора тысяч релизов.
Только если года три тому назад все можно было приобрести и сюда привезти, то теперь далеко не все. Но официальные поставки в России есть: это записи от Hemiolia, Audio Nautes, Horch House, Analogy Records у New Ambience. Также Revox.ru везет к нам мастер-копии из серии Revox master.
А что еще? Еще из многочисленных европейцев с их каталогами изданий не страдает комплексами по отношению к нам Sepea Audio, наладившая гарантированную доставку в РФ. У Петера Седлака - основателя компании в наличии пожалуй самый обширный каталог лент: здесь есть Horch House, Hemiolia, Chasing The Dragon, Analog Production, Fone, Revox Master, Opus3, и многое другое.
ПРИЧЕМ ЗДЕСЬ ЛЕНТЫ И КОНИ?
А, вы хотите поговорить про "конский" ценник на все вышеперечисленное?
А я предупреждал, что это не дешево. И дешеветь отнюдь не собирается, похоже... Минимум цены стабильно у International Phonograph - 150$ за вторую и 250 за первую копию мастера. Есть бюджетные издания у Analogy Records "на пластике" по 170 евро и Pure Master Copies у Horch House по178 €.
В качестве первых шагов на пути вашего собирательства аналоговых сокровищ стоит купить себе несколько официальных изданий, как обменный фонд на перспективу. Да, с учетом уровня цен, коллекционеры меняются друг с другом, дают переписывать в обмен и есть много сообществ по теме в соцсетях и специализированных ресурсах, на DA Stereo, например. Стоит искать себе подобных.
Но вполне вероятно, что у вас не поднимется рука потратить на десяток официальных изданий сумму, равную или даже более стоимости вашего магнитофона. И вам уже надавали советов искать на Авито многочисленные предложения переписать на вашу ленту с "настоящих мастеров". Один простой совет: для начала обращайтесь к тем, кто предлагает сделать копию с официального тиражного издания из собственной коллекции. Вы ищете аналога? Скорее всего это будет именно копия с аналоговой записи.
При таком подходе у вас естественно более экономные траты на вашу коллекцию записей. С учетом цены на чистую новую ленту.
Сегодня у нас самый доступный вариант новой ленты у MMS - Магнитофонная лента LPR35 R34530 6.3 на сердечнике NAB, в рулоне за 9290 руб. Иногда бывают скидки и распродажи. Но не на каждый магнитофон можно установить такой рулон, поэтому вам придется покупать ленту на пластиковой катушке Trident уже за 10 790 руб. За 48 минут записи в две дороги на 38-й скорости. По крайней мере, записывая на чистую ленту у частных лиц вы экономите при приличном качестве раза в два. А потом?
Потом вооружитесь АЦП и программой iZotop RX и вступайте в клуб обсуждающих тему: у вас тут "неправильные пчёлы".
Удачной охоты и с Наступающим Рождеством!