Фирм, выпускающих акустические системы, пожалуй, не меньше, чем всех производителей другой звуковоспроизводящей техники вместе взятых. В связи с этим поиск идеальных громкоговорителей методом проб и ошибок сравним по масштабу с дарвиновским естественным отбором, а он, как известно, нескончаем. Здесь нужен упорядоченный подход — в первую очередь, понимание этапов развития самой индустрии и того, к чему она пришла сегодня. И лучшего примера, чем многолетняя история QUAD, сложно придумать. А так как история действительно многолетняя, в этой статье завязка длинная, зато кульминация короткая и с вопросом.

В будущем году британской фирме QUAD исполнится 80 лет. Иными словами, QUAD — ровесница самого понятия «Hi-Fi», а по этапам ее развития можно отслеживать процесс становления всей индустрии высококачественного звуковоспроизведения. У истоков фирмы стоял Питер Уокер, человек незаурядных способностей, как инженерных, так и предпринимательских. Он сформулировал философию компании — столь универсальную, что сегодня она могла бы стать девизом любого Hi-Fi-бренда, а именно: стремиться к максимально точной передаче звучания первоисточника.

Вернемся к истокам

Примечательно, что фирма начинала с производства профессиональной аппаратуры (систем оповещения); выпуск изделий для индивидуальных (рука не поднимается написать «рядовых») потребителей начался уже после второй мировой войны.

Ламповый усилитель QUAD II Power Amplifier

Первенцами стали полные ламповые усилители QA12/QA12/P (1948); отличительной особенностью последнего были раздельные регуляторы тембров низких и высоких частот. Однако всерьез о фирме заговорили два года спустя, когда появилось первое изделие с названием QUAD (это аббревиатура, она расшифровывается как Quality Unit Amplifier Domestic, т.е «бытовой высококачественный одноблочный усилитель»).

Это и впрямь был усилитель (QUAD 1), в его конструкции воплотился 15-летний опыт инженеров фирмы по созданию систем оповещения (public address). Впрочем, уже в 1953 г. его заменила модель QUAD II Power Amplifier. В ней катоды ламп были соединены через трансформатор — уникальное на тот момент решение, позволившее радикально снизить гармонические искажения. Конструкция оказалась настолько удачной, что QUAD II производился до 1970 г. — целых 18 лет!

Первый электростат

Между тем в 1956 г. фирма начала выпуск другого уникального изделия — громкоговорителя ESL 57 — первой в мире широкополосной электростатической АС. Здесь в качестве излучателя используется подвешенная между анодами пластиковая пленка, практически невесомая. В связи с этим «электростат», по сравнению с электродинамическими драйверами, полностью избавлен от нежелательного окрашивания звука. Конструкция ESL 57 оказалась настолько удачной, что эта АС производится до сих пор практически без доработок.

Реклама электростатов QUAD ESL 57

Новую модель «электростата» компания выпустила лишь в 1981 году. Это широкополосный громкоговоритель ESL 63 с двумя наборами кольцеобразных электродов-излучателей, которые, срабатывая последовательно благодаря линиям задержки, формируют сферическую звуковую волну. Данная система (она запатентована) позволяет с высокой достоверностью эмулировать характеристики точечного источника звука, а он, как известно, является идеалом для любого громкоговорителя.

От лампы к транзистору

Примечательно, что серийное производство транзисторных усилителей компания наладила довольно поздно: первые изделия такого типа (интегральник QUAD 33 Control Unit и мощник 303 Power Amplifier новой линейки Triples) появились в арсенале QUAD лишь в 1967 г. Это объясняется просто: компания не пожалела времени и усилий на кардинальное решение насущной тогда проблемы перегрева. Столь обстоятельный подход окупился сторицей: в 1969 г. модели Triples удостоились Награды Дизайнерского Совета (Design Council Award) Великобритании за революционную конструкцию и внешний вид.

Центр управления усилителем QUAD 33 Control Unit

Следующей этап эволюции усилителей QUAD ознаменовал появившийся в 1975 г. аппарат 405. В нем впервые использовалась фирменная технология Current Dumping (ее суть подробно объясняется в материале «Перейти Рубикон»). В 1978 она принесла компании Королевскую награду за технологические достижения (Queen's Award for Technological Achievement) и множество других призов по всему миру.

В 1994 году компания представила на суд экспертов линейку интегрированных усилителей 77 Series с системой управления, которая содержала самое передовое на тот момент программное обеспечение. Спустя два года представитель этой линейки получил (кстати сказать, не без участия наших экспертов) награду EISA — как лучший европейский усилитель. А в 1999 г. у популярной модели появился перспективный наследник — 99 Series. В том же году компания представила новые громкоговорители традиционной конструкции (L-серия) и две новые модели «электростатов» – ESL 988 и ESL 989.

Объять необъятное

Перечисленное выше красноречиво свидетельствует о том, что фирма QUAD c успехом разрабатывает как электронные, так и акустические компоненты, т.е. осознает (и решает!) весь комплекс задач, необходимых для создания качественной аудиосистемы. С другой стороны, компания не стремится к чрезмерно частому обновлению модельного ряда, предпочитая, чтобы каждое новое изделие становилось, ни много ни мало, вехой в истории Hi-Fi-индустрии. Вот почему появление линейки электродинамических громкоговорителей S Series вызвало в среде аудиофилов такой ажиотаж.

Линейка акустики QUAD S Series

Новинки были представлены пока лишь на выставке Bristol Show 2015, проходившей 20–22 февраля. Российская их премьера планируется на Hi-Fi & High End Show (9–12 апреля с.г.), поэтому многие данные держатся в секрете, и чтобы рассказать вам об этих колонках, пришлось прибегнуть почти к шпионским методам.

Информация к размышлению

По всей видимости, линейка займет верхнюю ступень в иерархии АС фирмы, оборудованных драйверами традиционной конструкции. Судя по фотографиям, которые нам удалось раздобыть, главной особенностью колонок S Series является применение ленточного твитера. Он гарантированно обеспечивает воспроизведение частот выше 20 кГц без ущерба для динамики. Способность работать в ультразвуковой зоне позволяет не только раскрыть потенциал записей высокого разрешения, но и без всякого намека на зажатость передать высокочастотный сигнал с крутыми фронтами, а это залог Hi-Fi-звучания.

Полочники QUAD S-2 (слева) и S-1 (справа)

В линейку войдут две полочные модели (S-1 и S-2), пара напольных (S-4 и S-5) и АС центрального канала (S-C), что позволит легко создать на их основе как стереосистему, так и домашний кинотеатр. Полочники — двухполосные, в закрытом корпусе. Различаются модели габаритами. Диффузор НЧ/СЧ-драйвера выполнен из нетканого материала, похожего на кевлар. Напольники, судя по фотографиям, — трехполосные; СЧ- и НЧ-драйвер имеют кевларовый диффузор. У флагманского напольника S-5 — два НЧ-драйвера, что должно снизить нижнюю граничную частоту воспроизведения примерно до 30 Гц, а чувствительность поднять до 89 дБ. Кратковременная подводимая мощность должна составлять как минимум 300 Вт.

Напольная акустика QUAD S-5

Еще один вывод, который позволяют сделать фотоснимки, состоит в том, что напольные АС оборудованы пассивными радиаторами с плоским диффузором (находятся на тыловой стенке громкоговорителя). Такое решение позволяет исключить аэродинамические шумы, свойственные обычным фазоинверторам, однако накладывает определенные ограничения на возможность размещения колонок (их нельзя устанавливать вплотную к стене). Наличие двух пар акустических клемм позволяет подключать напольные АС по схеме bi-wiring/bi-amping.

Напольная акустика QUAD S-4

Дополнительную устойчивость напольникам придает оригинальная конструкция основания: шипы размещены на металлических перекладинах, поэтому расстояние между шипами превышает ширину колонки. У всех представителей S Series массивный акустически инертный корпус, способствующий получению ровной АЧХ за счет снижения амплитуды собственных резонансов. Он выпускается в нескольких вариантах цветовых решений, что позволяет вписать АС практически в любой интерьер.

Гипотеза о происхождении

Напоследок хочется немного отвлечься и поразмыслить о происхождении индекса S, который получила линейка. Что это, намек на «мерседесы» S-класса? Или напоминание о «сверхзвуковом» твитере?