Фирм, выпускающих акустические системы, пожалуй, не меньше, чем всех производителей другой звуковоспроизводящей техники вместе взятых. В связи с этим поиск идеальных громкоговорителей методом проб и ошибок сравним по масштабу с дарвиновским естественным отбором, а он, как известно, нескончаем. Здесь нужен упорядоченный подход — в первую очередь, понимание этапов развития самой индустрии и того, к чему она пришла сегодня. И лучшего примера, чем многолетняя история QUAD, сложно придумать. А так как история действительно многолетняя, в этой статье завязка длинная, зато кульминация короткая и с вопросом.
В будущем году британской фирме QUAD исполнится 80 лет. Иными словами, QUAD — ровесница самого понятия «Hi-Fi», а по этапам ее развития можно отслеживать процесс становления всей индустрии высококачественного звуковоспроизведения. У истоков фирмы стоял Питер Уокер, человек незаурядных способностей, как инженерных, так и предпринимательских. Он сформулировал философию компании — столь универсальную, что сегодня она могла бы стать девизом любого Hi-Fi-бренда, а именно: стремиться к максимально точной передаче звучания первоисточника.
Вернемся к истокам
Примечательно, что фирма начинала с производства профессиональной аппаратуры (систем оповещения); выпуск изделий для индивидуальных (рука не поднимается написать «рядовых») потребителей начался уже после второй мировой войны.
Первенцами стали полные ламповые усилители QA12/QA12/P (1948); отличительной особенностью последнего были раздельные регуляторы тембров низких и высоких частот. Однако всерьез о фирме заговорили два года спустя, когда появилось первое изделие с названием QUAD (это аббревиатура, она расшифровывается как Quality Unit Amplifier Domestic, т.е «бытовой высококачественный одноблочный усилитель»).
Это и впрямь был усилитель (QUAD 1), в его конструкции воплотился 15-летний опыт инженеров фирмы по созданию систем оповещения (public address). Впрочем, уже в 1953 г. его заменила модель QUAD II Power Amplifier. В ней катоды ламп были соединены через трансформатор — уникальное на тот момент решение, позволившее радикально снизить гармонические искажения. Конструкция оказалась настолько удачной, что QUAD II производился до 1970 г. — целых 18 лет!
Первый электростат
Между тем в 1956 г. фирма начала выпуск другого уникального изделия — громкоговорителя ESL 57 — первой в мире широкополосной электростатической АС. Здесь в качестве излучателя используется подвешенная между анодами пластиковая пленка, практически невесомая. В связи с этим «электростат», по сравнению с электродинамическими драйверами, полностью избавлен от нежелательного окрашивания звука. Конструкция ESL 57 оказалась настолько удачной, что эта АС производится до сих пор практически без доработок.
Новую модель «электростата» компания выпустила лишь в 1981 году. Это широкополосный громкоговоритель ESL 63 с двумя наборами кольцеобразных электродов-излучателей, которые, срабатывая последовательно благодаря линиям задержки, формируют сферическую звуковую волну. Данная система (она запатентована) позволяет с высокой достоверностью эмулировать характеристики точечного источника звука, а он, как известно, является идеалом для любого громкоговорителя.
От лампы к транзистору
Примечательно, что серийное производство транзисторных усилителей компания наладила довольно поздно: первые изделия такого типа (интегральник QUAD 33 Control Unit и мощник 303 Power Amplifier новой линейки Triples) появились в арсенале QUAD лишь в 1967 г. Это объясняется просто: компания не пожалела времени и усилий на кардинальное решение насущной тогда проблемы перегрева. Столь обстоятельный подход окупился сторицей: в 1969 г. модели Triples удостоились Награды Дизайнерского Совета (Design Council Award) Великобритании за революционную конструкцию и внешний вид.
Следующей этап эволюции усилителей QUAD ознаменовал появившийся в 1975 г. аппарат 405. В нем впервые использовалась фирменная технология Current Dumping (ее суть подробно объясняется в материале «Перейти Рубикон»). В 1978 она принесла компании Королевскую награду за технологические достижения (Queen's Award for Technological Achievement) и множество других призов по всему миру.
В 1994 году компания представила на суд экспертов линейку интегрированных усилителей 77 Series с системой управления, которая содержала самое передовое на тот момент программное обеспечение. Спустя два года представитель этой линейки получил (кстати сказать, не без участия наших экспертов) награду EISA — как лучший европейский усилитель. А в 1999 г. у популярной модели появился перспективный наследник — 99 Series. В том же году компания представила новые громкоговорители традиционной конструкции (L-серия) и две новые модели «электростатов» – ESL 988 и ESL 989.
Объять необъятное
Перечисленное выше красноречиво свидетельствует о том, что фирма QUAD c успехом разрабатывает как электронные, так и акустические компоненты, т.е. осознает (и решает!) весь комплекс задач, необходимых для создания качественной аудиосистемы. С другой стороны, компания не стремится к чрезмерно частому обновлению модельного ряда, предпочитая, чтобы каждое новое изделие становилось, ни много ни мало, вехой в истории Hi-Fi-индустрии. Вот почему появление линейки электродинамических громкоговорителей S Series вызвало в среде аудиофилов такой ажиотаж.
Новинки были представлены пока лишь на выставке Bristol Show 2015, проходившей 20–22 февраля. Российская их премьера планируется на Hi-Fi & High End Show (9–12 апреля с.г.), поэтому многие данные держатся в секрете, и чтобы рассказать вам об этих колонках, пришлось прибегнуть почти к шпионским методам.
Информация к размышлению
По всей видимости, линейка займет верхнюю ступень в иерархии АС фирмы, оборудованных драйверами традиционной конструкции. Судя по фотографиям, которые нам удалось раздобыть, главной особенностью колонок S Series является применение ленточного твитера. Он гарантированно обеспечивает воспроизведение частот выше 20 кГц без ущерба для динамики. Способность работать в ультразвуковой зоне позволяет не только раскрыть потенциал записей высокого разрешения, но и без всякого намека на зажатость передать высокочастотный сигнал с крутыми фронтами, а это залог Hi-Fi-звучания.
В линейку войдут две полочные модели (S-1 и S-2), пара напольных (S-4 и S-5) и АС центрального канала (S-C), что позволит легко создать на их основе как стереосистему, так и домашний кинотеатр. Полочники — двухполосные, в закрытом корпусе. Различаются модели габаритами. Диффузор НЧ/СЧ-драйвера выполнен из нетканого материала, похожего на кевлар. Напольники, судя по фотографиям, — трехполосные; СЧ- и НЧ-драйвер имеют кевларовый диффузор. У флагманского напольника S-5 — два НЧ-драйвера, что должно снизить нижнюю граничную частоту воспроизведения примерно до 30 Гц, а чувствительность поднять до 89 дБ. Кратковременная подводимая мощность должна составлять как минимум 300 Вт.
Еще один вывод, который позволяют сделать фотоснимки, состоит в том, что напольные АС оборудованы пассивными радиаторами с плоским диффузором (находятся на тыловой стенке громкоговорителя). Такое решение позволяет исключить аэродинамические шумы, свойственные обычным фазоинверторам, однако накладывает определенные ограничения на возможность размещения колонок (их нельзя устанавливать вплотную к стене). Наличие двух пар акустических клемм позволяет подключать напольные АС по схеме bi-wiring/bi-amping.
Дополнительную устойчивость напольникам придает оригинальная конструкция основания: шипы размещены на металлических перекладинах, поэтому расстояние между шипами превышает ширину колонки. У всех представителей S Series массивный акустически инертный корпус, способствующий получению ровной АЧХ за счет снижения амплитуды собственных резонансов. Он выпускается в нескольких вариантах цветовых решений, что позволяет вписать АС практически в любой интерьер.
Гипотеза о происхождении
Напоследок хочется немного отвлечься и поразмыслить о происхождении индекса S, который получила линейка. Что это, намек на «мерседесы» S-класса? Или напоминание о «сверхзвуковом» твитере?