Не раз замечал, что анонсы видеотехнологий от Sony на мировых выставках всегда вызывают неподдельное «вау» зрителей. Вспомните: пока конкуренты монотонно обновляли линейки проекторов — вот вам, поклонники, младшая модель Full HD, вот средняя…, а затем Sony вдруг выступила Прометеем: старший Full HD проектор VPL-VW95ES заменила полноценной 4К-моделью VPL-VW500ES. Образно говоря, вместо нового «самолета» предложила «космический корабль». И по той же цене, кстати.

На сегодняшний день в линейке проекторов для домашнего кинотеатра Sony VPL-VW520ES — это средняя модель, а в линейке 4К — одна из младших (с прошлого года VW320ES занимает начальную позицию). За 520-й идут VPL-VW1100ES, VPL-GZ1 и ожидаемый на днях «топ» VPL-VW5000ES. Заметим, что у Sony «младшесть» не означает ущербность в чем-то главном. Это всего лишь точное позиционирование светового потока и контрастности под конкретный масштаб ДК, обоснованно привязанное к цене.

Проектор построен на технологии SXRD, которая дает максимум контрастности и точную цветопередачу современного контента — вплоть до Ultra HD Blu-ray. Оригинальное (без программно-аппаратных уловок) разрешение панелей составляет 4К (4096х2160), что даже больше, чем Ultra HD (3840х2160).

Модель поддерживает видео Ultra HD 60p, большую глубину цвета и расширенный цветовой охват. Она совместима с новым стандартом вещания и создания контента — ITU-R BT.2020, понимает и показывает видео с динамическим диапазоном HDR и многое другое. Хотя сейчас 3D на фоне триумфа 4К ушло в тень и стало развлекательной опцией, проектор VW520ES готов порадовать любителей Blu-ray 3D проработанным объемом и реалистичной глубиной сцен, что, впрочем, всегда было сильной стороной Sony.

На момент написания статьи (март 2016 г). розничная цена Sony VPL-VW520ES составляла 992 900 руб.

Unboxing и первый совет

Внутри коробки, помимо проектора в качественной демпфирующей упаковке, покупатель найдет пульт ДУ модели RM-PJ24 (с батарейками), крышку на объектив, кабель питания, компакт-диск с инструкцией по эксплуатации и краткое печатное Руководство пользователя. 3D-очки в комплект не входят, их придется (если 3D вам необходимо) приобретать отдельно. Обращаем внимание, что запасная лампа — также опция.

Советую ознакомиться с полной версией Руководства пользователя, хотя бы бегло — это позволит избежать ошибок и начать работу со знанием дела. Перед инсталляцией следует убедиться, что кабель HDMI, проложенный от источника к проектору, и по которому вы планируете передавать «тяжелый» сигнал с Blu-ray Ultra HD, действительно соответствует спецификации HDMI 2.0. Дело в том, что 10 метров обычного кабеля вполне «потянут» сигнал Full HD и даже Full HD 3D, а вот с 4К 60p могут быть проблемы.

Наконец, проверьте текущую версию прошивки (микропрограммы) — ее номер можно узнать на вкладке Information меню, и сравните со свежей версией на странице поддержки вашего проектора. Sony постоянно обновляет и улучшает ПО, «шлифуя» интеллект аппарата. Процедура апгрейда крайне проста: скачать файл прошивки, распаковать на чистую флешку, вставить ее в USB-порт выключенного проектора, включить его и подождать несколько минут. Подробнее по ссылке.

На момент написания обзора это актуальная прошивка, дата выпуска — 8 февраля 2016 г. В ней, в частности, устранены мелкие недочеты, а также улучшена работа алгоритма Reality Creation.

Черный и белый, прохладный и тихий, моторизованный

Говорят, эллипсоидально-усеченные формы 520-го гармонируют с очертаниями PlayStation. Что-то в этом есть… Но корпус не меняется уже несколько лет и это логично: экстерьер проектора не раздражает и даже располагает. Он хорошо смотрится не в «стоечной» инсталляции, а на потолке — в небольшом углублении и окружении столь же эллиптической лепнины.

Компания предлагает два варианта цвета корпуса: черный и белый — оба матовые, чтобы не раздражали бликами и возможными следами от рук. Белый (скорее, сдержанно белый — с примесью «слоновой кости») — смелое решение, Sony назвала его «Premium White». Ведь если у вас референсный ДК, где стены темно-серые, мебель темная и полное затемнение, любой светлый предмет может дать обратную паразитную засветку на экран, а мы боремся за каждый процент контрастности. На практике, в наших условиях — а мне попался именно белый вариант — негативного эффекта не было. Другое дело, если решение о покупке принимает джентльмен в согласии со своей дамой, возможность выбора цвета — плюс. Скажем, белый отлично подойдет для установки в мультимедийную комнату (проще — гостиную).

Фасад украшают объектив в обрамлении бронзовой кольцевой решетки забора холодного воздуха и два боковых дефлектора для вывода теплого. Последние, совместно с грамотной системой охлаждения, отводят нагретые потоки в стороны от луча объектива, исключая тепловой «мираж» на экране, что особенно важно для 4К-изображения. А заодно, если говорить об акустическом дизайне, минимизируют шум: в экономичном режиме проектор комфортно тих.

Однако объектив со съемной крышкой — не самое удачное решение. При потолочной инсталляции на оптике неизбежно накопление пыли (каждый раз туда с крышкой не дотянешься), что теоретически влияет на разрешение картинки. Механизированная шторка не помешала бы. Зато объектив моторизован — что в смысле фокуса и зума, что сдвига линз. Это крайне удобно при инсталляции и первичной настройке, затем об этой функции можно забыть. Да, еще сервомоторы обеспечивают работу «Памяти объектива» — неплохо, когда формат изображения то 16:9, то Cinemascope. А также, если вы перевесили или сменили экран.

На верхней части корпуса (а при потолочной инсталляции это низ) находятся легкосъемные крышки — для смены лампы и фильтра (кстати, по регламенту меняются они в одно время). Тоже удобно: снимать проектор, нарушая микрорегулировки, не надо. На заднем торце находится приемник ИК-сигнала. Сигнал от пульта сильный, я все время направлял его на экран и ни разу не было такого, чтобы проектор не понял, что от него хотят.

Подключение и управление

Панель разъемов представлена сбоку, как бы в углублении. При потолочной инсталляции соединения не видны. Здесь два основных порта HDMI 2.0 (порт №2 с поддержкой HDCP 2.2 четко маркирован), порты RS-232, LAN, USB, порт для ИК-экстендера и два триггера.

С HDMI все ясно, а остальные слега акцентируем. Напомним, что RS-232 здесь нужен только для удаленного управления, а не обновления прошивки, как у некоторых конкурентов (иначе, это был бы ужас для пользователя — поиск COM-кабеля, ноутбук со спецсофтом). Для обновления прошивки есть удобный USB-порт. Запас триггеров приветствуется: один для моторизованного экрана, другой, скажем, для автоматического диммера. ИК нам не понадобился. А вот функции LAN, т.е. Ethernet, интереснее. Не буду сейчас затрагивать тему интеграции проектора в систему управления домом или мультирум, удаленное администрирование, а скажу о том, что лично мне нравится — проектор можно подключить обычным патч-кордом к ноутбуку, где установлена фирменная программа Projector Calibration Pro, и сделать много полезного. Например, произвести тонкую настройку цветов, уровня белого и черного, гаммы и пр. И не понадобится пульт ДУ.

Собственно, пульт ДУ — модель RM-PJ24. Традиции и еще раз традиции: старый знакомый из прошлых лет и моделей. Есть подсветка (клавиши Light и Input фосфоресцируют в темноте). Кнопки основных пресетов и настройки геометрии картинками выведены отдельными блоками. Блок «хитрых» кнопок, как-то «Цветовая температура», «Гамма-коррекция» и аналогичных, в виду их профессионального назначения, грамотно сепарирован от верхних кнопок, что для обычного пользователя. Различие с пультами от других моделей, скажем, GTZ-1, есть. Слева от джойстика 520-го — кнопка Position, а у пульта GTZ-1 здесь Pattern.

Просто у пульта GTZ-1 (RM-PJ28) отсутствует ряд кнопок Lens Adjustment — их функции «загнаны» в кнопку Pattern. В целом пульты линейки отлично совместимы, так что, потеряв штатный, без управления не останетесь. Навигацию по меню можно производить вообще без пульта — джойстиком на другом боку проектора.

Аскетичное меню

В экранном меню нет никаких цветастых украшений — строгая аскетичная таблица типа матрицы. Компактная, экран не загромождает и не отвлекает от анализа картинки при настройках. Иерархия понятна и удобна, разве что эргономика чуть не «допилена». Скажем, выйти из текущей папки в родительскую просто: кнопка джойстика — влево. Но если войти в конкретную настройку в виде линейки внизу экрана (например, Яркость), выйти обратно можно только кнопкой Menu. Нам бы обычную кнопку типа Return или Back… Но не буду повторять Руководство пользователя, отмечу лишь практические моменты.

Так как меню на английском языке — первооснова и не меняется при обновлении прошивки (компания улучшает перевод и может заменить термины), я далее буду на скриншотах приводить именно его. Надеюсь, читателей не затруднит его перевести в случае необходимости или найти нужный пункт по его местоположению на фотографии.

Самым важным является раздел Picture. Он состоит из общеупотребительных строк — Calibration Preset (Откалиброванные пресеты), блока «улучшайзеров» — Reality Creation, Cinema Black Pro, Motion Flow, ниже — обычные движки контрастности, яркости, цветовой температуры… Самая нижняя строка — Expert Settings — для тонких настроек и калибровки.

Войдя во вкладку пресетов, видим целый спектр ценных режимов для любых типов контента: Cinema Film 1, Cinema Film 2, Reference, TV, Photo, Game, Bright Cinema, Bright TV, User. Большинство пресетов — авторские, от экспертов Sony, два — соответствующие стандартам, это Reference и User.

Нет нужды в расшифровке пресетов для ТВ, игр, «яркого» кино и яркого ТВ, опять выделим важные.

Cinema Film 1 — для просмотра самого распространенного контента, Blu-ray. Этот режим не совсем соответствует стандарту, а является «фирменным блюдом от шеф-поваров» Sony, с соответствующими «приправами». Его-то обычно и выбирают.

Cinema Film 2 — для просмотра контента 4К с расширенным цветовым охватом и поддержкой HDR. Если вы уверены, что у вас действительно такой контент (Blu-ray Ultra HD), включайте этот пресет. По идее, когда стандарты HDR окончательно сформируются, видео будет содержать слой метаданных с инструкциями проектору — и он автоматически включит нужный пресет. Интересна фраза о режиме Cinema 2 в маркетинговых материалах Sony — «many colors», т.е. «много цветов». Как много? Измерения ниже покажут.

Reference — пресет в точности соответствующий (по заявлению производителя) стандарту ITU-R BT.709, т.е. Blu-ray. Это наш старый знакомый Rec.709. Его калибровать не надо (по словам Sony) и он готов к применению, разумеется, в референсных условиях — полное затемнение, белый матовый экран.

User — по умолчанию это копия Reference. Если вы не хотите трогать Reference, чтобы потом не делать Reset, калибруйте User. Это режим-конструктор, который следует набрать из модулей (Гамма, Цветовая температура, Цветовое пространство и др.) с четкими численными параметрами, например, Гамма 2.4, а не эпитетов типа «много» цветов. Тогда при калибровке вы будете понимать, что делаете.

Blu-ray на глазок

Зрительный тест Full-HD-картинки (я взял обычный Blu-ray) — это самая важная часть впечатлений, поскольку это более 90% контента, который вы будете смотреть в 2016 и наверняка в 2017 году. К такому проектору — а это, напомним, уровень High End — рекомендуется качественный источник и качественный контент: Blu-ray или медиаплеер. В промежуточном AV-процессоре, корректирующем и «вытягивающем» изображение, нет необходимости — проектор справляется сам.

В качестве экрана я использовал 135-дюймовую модель Da-lite с белым матовым полотном класса 4К+. Тестирование происходило как в референсных условиях — полное затемнение, так и с имитацией мультимедийной комнаты с боковой и потолочной засветкой нескольких ламп суммарной мощностью 100 Вт. Расстояние проекции составило 5 м.

Итак, я выбрал в меню проектора пресет Cinema 1 и взглянул на экран. Картинка живая, насыщенная естественными цветами и плавными переходами. В ярких сценах она убедительно яркая — как при максимальной мощности, так и в экономичном режиме. Однако в условиях засветки рекомендуется все-таки режим лампы High, в экономичном режиме изображение, что называется, на пределе необходимого качества.

Черный цвет передан очень неплохо для проектора данного класса и для кинозала данного размера. Но дело не в абсолютной или сравнительной оценках. Фирменное искусство Sony — умение передать тонкие детали в тенях обычных и, главное, очень темных — ночных сцен. Фильм «Люди в черном» богат разнообразием сюжетов, и детали пиджаков двух главных героев — а они как раз черные — выглядели как нам и хотелось бы. Динамическая контрастность 520-го — 300 000:1 — это не премиальный, но уверенно достаточный уровень для нашей модели ДК и ценовой категории. Подкупают же не цифры, а качество реализации контрастности.

Цвета переданы очень хорошо. Хватает и насыщенности — в сценах, где режиссер усилил их для эффекта, и умения показать естественность «бытовых» оттенков — кожи, нейтрально серого и знакомых предметов. Тут важен не цветовой охват, а точность цветопередачи, чтобы рука не тянулась к пульту «что-нибудь поправить».

Динамика движения также передана натурально. Расшифровка этого термина в представлении автора — где надо плавно, а где надо — с ожидаемыми рывками. Например, слежение за быстрыми объектами было комфортным и соответствовало естественной моторике глазных мышц. Для большинства Blu-ray фильмов сделанных по стандартам включать «улучшайзеры» (о них несколько ниже) вам не захочется.

Центральный момент — и в этом магия 520-го — качество интерполяции. Поясним. Без применения скейлинга (масштабирования) картинка Blu-ray на проекторе 4К выглядела бы небольшим прямоугольником в центре экрана. Задача грамотно ее растянуть — без «мыла», порчи контуров и других артефактов. У Sony этого не отнять. На качественном Full HD контенте, немного отойдя от экрана, порой сложно угадать — это обычный Blu-ray или 4К-изображение. Но даже если контент «средний» — посредственного мастеринга и с шумами — определенно ясно, что причина в контенте, а не проекторе. Картинка Blu-ray на 520-м выглядит как «пленочное» беспиксельное изображение — вот из-за чего стоит покупать эту модель, а не только и не столько в плане ожидания контента 4К.

Reality Creation: четче и детальней

Проектор VPL-VW520ES оснащен рядом технологий качества изображения, как и большинство современной видеотехники. Доступ к блоку «улучшайзеров» в меню удобен — соответствующие строки расположены в главном окне, либо можно воспользоваться кнопками быстрого вызова на пульте. Рассмотрим, как эти электронные «доктора» лечат картинку — нужна ли нам интенсивная терапия, или достаточно прописать фитнес. Начну с Reality Creation.

Это программно-аппаратный алгоритм обработки изображения с целью улучшить четкость и детальность, избавиться от шумов, а также извлечь из специального контента дополнительную информацию, тем самым реализуя максимум потенциала мастеринга. Проще — улучшить восприятие и усилить реализм.

Если просто включить этот режим, разница уже заметна, правда, если вы недалеко от экрана. Контуры стали четче: Sony применяет прием локального усиления контрастности в тех местах изображения, где алгоритм эффективен. Работает метод интеллигентно: любители подчеркнуть мелкие контрастные детали (например, улучшить различимость эпизодического текста) могут оставить настройки по умолчанию. Но можно и поиграть параметрами.

Resolution — усиливает резкость текстур или смягчает их. Если вы случайно знакомы с Уиллом Смитом и считаете, что режиссер его незаслуженно состарил и фильм «мылит», чуть сгладьте картинку движком влево. И наоборот, мужественным морщинам Томми Ли Джонса макияж ни к чему: движок — вправо. Но не перестарайтесь, иначе получится вот это:

Noise Filtering чистит картинку от шумов, которые в кадре — явно не замысел режиссера, а например результат халтурного ремастеринга или банальное «качество» плеера. Здесь тоже нужен здравый смысл, так как от лишнего «задирания» движка могут пострадать полезные мелкие детали. Когда релиз на Blu-ray — результат оцифровки старой аналоговой пленки (что-то вроде «Фантомаса» 60-х годов), полезно подумать: может это просто такой фильм, и движок Noise Filtering не трогать.

Database. Если у вас в руках уникальный Blu-ray диск от Sony Pictures Home Entertainment, да еще с логотипом «Mastered in 4K», вам повезло. Это значит на этапе «продакшн» студия сняла оригинальный материал в 4К (или оцифровала пленку в 4К, а не в Full HD), да еще сохранила максимум информации при релизе Blu-ray на отдельном слое. Аналогия наподобие — есть MP3 файл, а есть MP3 Pro. У меня подобный релиз большого восторга не вызвал, но картинка выглядит очень качественно.

Cinema Black Pro: темнее и светлее

Advanced Iris — это алгоритм управления ирисовой диафрагмой. Принцип динамической контрастности следующий: процессор анализирует кадр и в зависимости от его насыщенности темными участками дает команду ирисовой диафрагме закрыть световой поток на конкретную величину и работать с определенной скоростью. При этом черный выигрывает, а яркие объекты, благодаря инертности сетчатки глаза не страдают.

С опциями алгоритма здесь все просто. Full — для хорошего черного в условиях засветки, Limited — для затемненных референсных кинозалов (соответствующий пресет сам предложит оптимальную величину). Если отключить «Ирис» совсем (например, для целей калибровки), получим проектор с оригинальной контрастностью, а движком Brightness (не путать с Brightness — яркостью в основном меню) можно вручную установить нужный выходной световой поток. Но при просмотре черный с включенной ирисовой диафрагмой выглядит глубже, а вся картинка — выразительнее.

Contrast Enhancer. Это осторожная игра с уровнями белого и черного — динамический диапазон, словно гармонь, можно растягивать и сжимать в небольших пределах. В большинстве случаев делать этого не следует. Мне пригодилось лишь раз — был откровенно блеклый фильм, и еще я его включал при просмотре контента YouTube.

Lamp Control. Очень важный пункт, где можно выбрать мощность лампы в зависимости от условий просмотра. Для референсного кинозала и дистанции проекции до 4 м выбираем Low — экономичный режим. Для освещенной комнаты и/или дистанции до экрана от 5 м — обязательно High. Сочетание Lamp Control и ручная регулировка «Ириса» — эффективный инструмент для хорошей калибровки 520-го.

Motion Flow: динамичнее и театральнее

Я бы назвал эту функцию не «улучшайзер», а «уплавнитель» изображения — вот такая игра слов. 24 кадра в секунду, что мы без малого сто лет воспринимаем в кино, устарели. Современное кинопроизводство рассчитано на большие экраны и разрешение, на очень быструю динамику. Если у вас фильм 4К 60p, о Motion Flow забудьте. Если Blu-ray 30p — почти не трогайте. «Почти» — вот почему.

Алгоритм Motion Flow для усиления плавности движения использует вставку дополнительных кадров между оригинальными. Он имеет несколько интеллектуальных движков — от легкого эффекта Smooth Low до откровенного «телеспектакля» Smooth High, когда резко-динамичный экшн становится балетом. Максимум, что рекомендуем — это Smooth Low, если нужна отладка динамики вручную. А лучше воспользоваться True Cinema, если контент явно 24p, или Combination, когда ни Low, ни High не работают, или Impulse, который сохраняет оригинальный «фреймрейт» контента, какой бы он ни был.

Для качественного контента Blu-ray 30p мне понравились режимы с полностью выключенным Motion Flow либо, реже, со включенным и слабым сглаживанием — Smooth Low. Однако бывают ситуации, когда Motion Flow пригодится на полную мощность: если источник — медиаплеер, а контент — файлы с торрент-треккеров. Нередко «релизеры» треккеров, экономя дисковое пространство и время, сжимают оригинал. Например, образ оригинального Blu-ray — 40 Гбайт, а файл предлагается в контейнере mkv и размером 15 Гбайт. Среди жертв — частота кадров. Смотреть такой образчик «Home Video» без Motion Flow невозможно. А вместе с Smooth High или Combination — вполне.

4К на глазок

Для зрительного теста 4К я в качестве источника использовал файловый 4К-плеер разработки Sony с контентом Ultra HD 60p формата стандартного динамического диапазона и HDR. Плеер был подключен к входу проектора HDMI 2 проводом High Speed HDMI 2.0 с пропускной способностью 17 Гбит/с. Тестировался пресет проектора Cinema 2.

Здесь 520-й, что называется, после длительного набора высоты в атмосфере Full HD вышел, наконец, на магистральную скорость. Детальность изображения после Full HD захватывает. Зрительский ряд мы сменили, место теперь — 1,5-2 м от экрана, угол обзора — около 90 градусов. Не близковато-ли? Напомним, экран у нас — 3 м шириной. Ближе, конечно, не стоит — будет нагрузка на зрение, но вот далее 2,5 м (о чем искренне не догадываются новички-владельцы 520-го) — категорически не стоит.

Что мы получили, имея проектор VPL-VW520ES с оригинальным разрешением 4К, качественный 4К-контент и достаточно большой экран? Достоверность и адекватность восприятия, более близкие нашим представлениям. Контент Full HD содержал много съемок крупным планом: а куда деться, если зритель далеко от экрана, а экран мал? Создатели 4К-контента теперь более смелы в съемке детальных панорам, и теперь мы сами выбираем — на что в кадре обратить внимание, не подчиняясь диктату камеры оператора. Причем угловой размер объектов в кадре более правдив: не две огромные головы во весь экран во время диалога или метания камеры с лица на лицо — пусть будет как в обычной жизни. Средний план, а мы сами построим сценарий концентрации внимания — детальность картинки позволяет.

Представьте вид с возвышенности на морской пляж, дистанция до береговой полосы — метров двести. Мелкие волны отлично видны, люди хорошо различимы вплоть до рук и ног. Детали лиц недоступны, но так и должно быть: естественное угловое разрешение глаза. 520-й справляется с этой задачей очень хорошо. Кстати, в нашей конфигурации кинозала можно найти зрительскую позицию (вовсе вплотную к экрану), где угловые размеры удаленных объектов панорамы — как в жизни. Вот это и есть реализм.


Но реализм — не только обзор и детальность. И не только гладкий, пленочный характер картинки — ведь с нового зрительского места пиксели еще не видны (они слегка различимы только с полуметра). Это еще контрастность и цветность изображения. С этим у 520-го неплохо. Картинка не сухая, темные и яркие сцены без «завалов». Цвета выглядят насыщеннее, чем в тесте Full HD, иногда — разительно чище.

Это благодаря расширенному цветовому охвату Cinema 2 и, хотелось бы надеяться, цветовому охвату имеющегося контента (последнее исследовать не представилось возможным). Проектор совместим с новейшим стандартом BT.2020, цветовой охват которого весьма значителен и готов принять такой контент, реализуя на экране приличную часть цветов (комментарии — в разделе измерений). Важно и то, что наиболее востребованные тона, например цвет кожи, вполне естественны.

С быстрой динамикой 4К 520-й хорошо справляется, сколь-нибудь заметные «тормоза» и локальные артефакты в 4К 60p не ощущаются. Напомним, что реальный контент Blu-ray Ultra HD в этом году не планирует блистать максимальными значениями параметров BT.2020, поэтому наши тестовые клипы — своего рода стресс-тест, который проектор успешно проходит.

Уместно будет напомнить про HDR-видео. Сейчас это, по сути, не единый стандарт, а группа стандартов, плюс, контента под него практически нет. Поэтому здесь не тест, а пара рекомендаций. Если у вас обычный — SDR-контент, не включайте принудительно HDR (оставьте Auto), иначе проблем с цветом не избежать:

И наоборот, не смотрите HDR-контент в обычном режиме: картинка получится блеклой.

Разрешение HDR-видео должно быть именно Ultra HD (3840x2160, а не 4К от Sony — 4096х2160) c 8 или 10-битным цветом. Full HD здесь с HDR несовместимо, причем для 10-битного цвета доступны 24, 25 и 30 кадров/с, а для 8-битного — 50 и 60 кадров/c.

3D на глазок (в очках)

Sony традиционно радовала хорошей реализацией 3D, не разочаровала и в этот раз. Настроек меню в разделе 3D немного, достаточно оставить Auto. Но смотреть рекомендуется в режиме High: яркость Standard несколько утомляет и пригодна лишь для действительно ярких фильмов. Я смотрел в объемном виде фильм «Мстители».

Особенно мне понравился грамотный движок (настройка) «Глубины сцены» — речь об адекватном восприятии относительных угловых размеров объектов ближнего, среднего и дальнего плана. Среднее положение движка — для дистанции 3 м, крайние «плюс» и «минус» — для двух и четырех-пяти метров соответственно. Хорошая проработка деталей: на матрице 4К видео Blu-ray 3D выглядит гладко и четко одновременно. Сохраняется реалистичная контрастность в мало освещенных сценах. Перекрестные искажения в быстрой динамике присутствовали, но слегка, в целом смотреть приятно, глаза не устают.

В 520-м реализована синхронизация проектора с очками по радиочастоте, эмиттер встроенный. Это так же удобно, как и в случае прежнего ИК-способа: и тогда и сейчас связь не прерывалась.

Кстати, об очках. Они не в комплекте, что — минус. Подойдет модель TDG-BT500A (Active 3D RF). Очки легкие, спектральных добавок стекла почти не дают, зарядка — по USB. Но, сравнив со старой и солидной ИК-версией, сделаю замечание: площадь стекол можно было бы и увеличить, да и дизайн сделать благороднее. Внутренняя поверхность стекол норовит «поймать» незначительные блики — хотя бы от огоньков плеера, а саму рамку глаз видит отчетливо.

Но очки — не составная часть комплекта, а 3D в нынешнем состоянии — все больше опция и опция, так что придирки не имеют большого веса в общей оценке: реализация 3D очень хороша.

Пресет пресету рознь

Измерения параметров основных пресетов я проводил без каких либо коррекций в меню по методу «проектор из коробки». Разумеется, мне хотелось сразу кое-что исправить — как в главном меню, так и в меню пресета, например, подкорректировать уровень белого, частично или полностью отключить Ирисовую диафрагму. Так делают опытные пользователи — изменяют под себя готовые пресеты. Но тогда тюнинг будет выглядеть как элементы калибровки, и наш «девайс» уже не будет «проектором из коробки». А пользователь, который просто заплатил деньги, нажимает на пульте одну кнопку и смотрит.

С целью стабилизации результатов перед началом тестов проектор был «прогрет» в режиме работы лампы High в течение 6 часов. Некоторые графики вам покажутся необычными, а часть из них — весьма странными, порой противоречащими здравому смыслу эксперта. Но это авторская работа Sony, цель которой — представить свое видение способов отображения различного контента. На практике важен результат — изображения. А они у Sony для каждого пресета свежи, оригинальны и убедительны.

Пресет «Cinema Film 1»

Это пресет для классики — качественного Blu-ray контента, преимущественно натуральной съемки, где природа, люди и не слишком много «неоновых» эффектов с компьютерной графикой. Зритель должен почувствовать реализм, сравнивая то, что на экране, с тем, что он видел вживую. В том числе и ощутить шарм пленочного кино XX века.

Результат предсказуем: видна любовь Sony к теплой картинке — в средних и ярких сценах синюю составляющую несколько усмирили. Эффект на экране — хорошее пленочное кино.

Та же тенденция распространяется и на цветовой охват — он расширен в сторону красно-желто-зеленых областей.

И на грубой оценке цветовой температуры это видно. Второй график — оценка Гаммы по двум точкам (в качестве референсной мы выбрали BT.1886).

Пресет «Cinema Film 2»

Это пресет для видео 4К с максимальным цветовым охватом и, если применимо, с HDR, читай, контента Blu-ray UHD. И здесь Sony себе верна: больше тепла.

Замечания по цветовому охвату. Предполагается, что если вы подадите 4К-видео, удовлетворяющее стандарту Rec. 2020, проектор его примет и отобразит все цвета, на которые способна его система управления цветом. Способности для данного класса неплохие, но не максимальные.

Если смягчить требования (сменить референсное пространство Rec. 2020 на DCI P3), картина улучшится — по площади цветового охвата. Однако он все равно тяготит к теплой группе цветов.

Ниже грубая оценка CCT и Гаммы. Видно, что пресет сразу предлагает Гамму для HDR — 2.6. Но только в темных и средних сценах. В ярких — картинка высветлена до обычного значения 2.4.

Пресет «TV»

Этот режим мы рекомендуем для просмотра цифрового ТВ в затемненном помещении. Здесь Sony решила сделать картинку посвежей. Что, в общем, логично — это черта современного кабельного и IPTV.

На графике ниже видна «освежающая» цветовая температура и работа ирисовой диафрагмы — выразительно затемнить темные сцены.

Пресет «Photo»

Пробуем в качестве референсного цветового охвата выставить в программе Adobe RGB, ведь Photo по идее — вотчина фотографа. Получается не очень — в смысле охвата зеленого и сине-зеленых цветов. Хотя желто-красно-пурпурные области охвачены довольно точно.

При цветовой температуре 5300 К фото должны быть теплые (а черно-белые выглядеть весьма романтично).

И респект в сторону точности Гаммы: референс мы выставили, как положено для Adobe — 2.199. Как говорится, точность — вежливость королей.

Пресет «Game»

Играть на Sony 520-м можно (в меню пресета есть даже пункт об уменьшении «лага»). Баланс канальных кривых решительный: красный подавлен, синему — приоритет. Одобряем. В экшенах и квестах много темных сцен, и холодные тона добавят различимости деталей, а значит — улучшат реакцию.

Задумка разработчиков пресета видна ниже: цветовая температура — похолоднее, темные сцены — посветлее.

Пресеты «Bright Cinema» и «Bright TV»

В принципе это тот же режим Cinema, но предназначенный для просмотра контента в относительно светлой комнате.

Но для этого картинку охладили, а Гамму сделали более пологой.

И «Яркое» ТВ модифицировали по образу и подобию «Яркого» кино.


Калибровка: дотянуться до режиссера

Я не ставил целью «студийно» откалибровать проектор данного класса. Достаточно за пару итераций достигнуть приемлемых значений ошибок в смысле соответствия стандартам.

Для калибровки выбран пресет User, который по умолчанию является копией пресета Reference. Можно калибровать сразу Reference, но если вам хочется сохранить оригинальные настройки этого пресета, выбирайте User.

Подразумевается, что Reference — это группа параметров, соответствующая стандарту ITU-R BT.709, а картинка Blu-ray (также с правильно откалиброванным контентом на стадии производства) в затемненном помещении и на белом матовом экране будет выглядеть так, как задумал режиссер.

Наше помещение и экран довольно близко соответствуют требованиям. Для достоверности результатов отключены все автоматические алгоритмы улучшения изображения, включая динамическую диафрагму, Reality Creation, MotionFlow и др. Калибровка проходила для режима мощности лампы High. В качестве референсной Гаммы выбрана ITU-R BT.1886.

Для калибровки использовано ПО SpectraCal CalMAN 5.

Первая оценка показывает, что соответствие стандарту неполное.

Виден недостаток синей составляющей и уход в «тепло» для средних и больших уровней сигнала. Т.е. Reference получился у Sony «летним» (в частности из-за большой ошибки по яркости Синего). Но мы все-таки постараемся сделать его «всесезонным». Гамма-коррекция на первый взгляд реализована очень хорошо.

Есть недостатки и в цветовой температуре — на 300К ниже положенной D65.

Ручные манипуляции с Цветовой температурой в меню не помогают: слишком велик шаг выбора (1000 К), и ближайшее значение дает неприемлемое «похолодание».

Реализация цветового пространства Rec.709 также имеет незначительные огрехи в области Синего, Голубого и Зеленого.

Докалибровочные значения пикового белого отличны — для всех режимов лампы, разумеется, для условий нашей комнаты и проекционного расстояния и размеров экрана (напомним, что нам необходимы 14-30 fL).


Чтобы избежать так называемого «клиппинга» («завала» белого при максимальных уровнях сигнала), жертвуем динамическим диапазоном, незначительно уменьшив контрастность. Оптимальный уровень составил 90%, для уверенности можно взять значение 85%. Уровень Черного практически не пришлось корректировать: необходимая Яркость составила 53%.

Оценка Гаммы при этих условиях выглядит хорошо, кривая хорошо повторяет форму BT.1886. Подтягивать опущенный «хвостик» к горизонтальной линии я не стал: это целесообразно делать, будучи уверенным, что контент точно калибровался под степенную функцию с показателем 2.4. К тому же соответствующих инструментов в меню проектора нет.

После простых манипуляций с Балансом белого по двум точкам достигаем вполне приличного результата.

Результат промежуточного контроля по 10 точкам уже хорош.


Осталось поработать с графиком цветности — яркостью, насыщенностью и тоном основных и дополнительных цветов.

Здесь несколько «капризничали» Красный и Зеленый. По яркости цветов все было хорошо, а по тону и насыщенности мы отдали приоритет первому.

В результате в идеал не уложился только Зеленый.

Посткалибровочный световой поток снизился незначительно.

Почти отлично ведут себя Цветовая температура и Гамма.

А общая посткалибровочная картина придает хорошего настроения.

Соответственно и отчет выглядит весьма прилично. По ошибкам удалось добиться средних значений порядка 1-1.5%, а максимальные DeltaE 2000 не превышают 3%, что для бытового High End проектора считается отличным результатом.




Данный отчет — почти финал. На практике важны не только и не столько откалиброванные значения основных и дополнительных цветов. Умение отобразить «бытовые» цвета — цвета кожи, например — то, дает картинке естественность. Анализ LUT с помощью CalMAN ColorMatch дает такую оценку.

Средняя ошибка DeltaE составляет 1.2%, а максимальная — 2.8%, при этом всплески выше 1.5% достаточно редки. Визуально, где мы сможем встретиться с небольшим различием цветов, это темно-зеленые, темно-коричневые и небольшая область средне-красных тонов. Но эффект довольно незначителен. Пастельные же тона отображены весьма корректно.

Заключение: хватит ждать будущего

Компания Sony представила действительно хороший проектор для домашнего кинотеатра. Достоинств у VPL-VW520ES немало. Это оригинальное разрешение 4К и возможность показать современный контент Blu-ray UHD с высокой детальностью, а также гладкой динамикой с возможностью тюнинга. Отличная проработка деталей в тенях при хорошей контрастности и поддержка HDR — еще один повод интересоваться новыми релизами и осознанно ожидать появления бытовых 4К-плееров. А хорошая цветопередача, запас светового потока, набор пресетов для контента различных типов и, пожалуй, главное — великолепно отображать контент более низких разрешений, читай, Blu-ray — позволят не ожидать «эры 4К», а использовать проектор на 100% уже сегодня.

Для тех, кому нужно быстро понять плюсы и минусы, предлагаю краткий список:

Минусы:

— нет моторизованной крышки объектива,

— эргономика навигации по меню не отлажена,

— цветовые охваты ITU-R BT.2020 и DCI P3 реализованы не полностью,

— пресет Reference недостаточно точно соответствует стандарту ITU-R BT.709

— нет 3D-очков в комплекте.

Плюсы:

— оригинальное разрешение 4К,

— поддержка HDR и 10-битного цвета и стандарта HDCP 2.2,

— высокое качество масштабирования Full HD в 4К,

— отличная реализация 3D,

— хорошая обработка динамичных изображений,

— набор продуманных режимов для контента различных типов,

— запас светового потока для убедительного отображения ярких сцен,

— высокое качество работы динамической контрастности и визуального восприятия черного цвета,

— гибкая и корректная система управления цветом,

— возможность калибровки под реальные условия инсталляции.

Паспортные данные (с комментариями)

Технология проекции: три 0,74-дюймовых панели 4К SXRD

Число пикселей: 26 542 080 (4096x2160 x 3)

Объектив: моторизированный, х2.06.

Сдвиг линз: по вертикали +85 -80%, по горизонтали:+/-31%

Источник света: ртутная лампа высокого давления 280 Вт, ресурс до 6000 ч (экономичный режим)

Диагональ изображения: от 60 до 300 дюймов (1,524 – 7,620мм)

Световой поток (максимальный): 1 800 ANSI люмен в максимальном режиме работы лампы (ориентировочно)

Динамическая контрастность: 300 000:1

Воспроизводимая частота развертки: 48-92 Гц по вертикали, 19-72 кГц по горизонтали

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (видео): до 4096 x 2160/60p

Поддерживаемые разрешения входного сигнала (ПК): до 1920 x 1080 точек (только вход HDMI)

Входы/выходы:

HDMI1 / HDMI2 с HDCP 2.2 (RGB/Y Pb/Cb Pr/Cr), Trigger1 / Trigger2 (Мини-джек, 12 В пост. тока, макс. 100 мА), Com-порт (RS-232C, D-sub 9-контактный), LAN, ИК (миниджек).

Акустический шум: 26 дБ макс.

Электропитание: 100-240 В пер. тока, 4,1 - 1,7 А, 50/60 Гц, макс. потребляемая мощность – 410 Вт.

Габаритные размеры (Ш. x В. x Г.) (без выступающих частей): 495,6 x 195,3 x 463,6 мм

Масса: ~14 кг

Запасная лампа: LMP-H280

Комментарии

1. 26 542 080 — это общее (маркетинговое) число пикселей, всего панелей три — на каждый из каналов R, G, B, реальное физическое разрешение составляет 4096х2160.

2. Максимальная диагональ изображения — около 8 м — декларирует лишь пределы работы оптики и не означает, что такая картинка будет удовлетворять стандартам.

3. Максимальное разрешение 4096х2160 доступно лишь в сочетании с форматом сигнала YCbCr 4:2:0 и глубиной цвета 8 бит. То же относится и к сигналам Ultra HD 3840 x 2160 c частотой кадров 50/60p. Однако для 3840 x 2160 30p и ниже ограничения по цветовому сжатию снимаются. Это означает, что фильм Blu-ray Ultra HD c 10-битным цветом можно смотреть в режиме 30 кадров/с, что хорошо согласуется с типовым контентом 2016 г.

4. Если вдруг вы захотите поработать с проектором в качестве монитора ПК (бывает такое), рассчитывайте на Рабочий стол 1920х1080, но не на полноценную замену современному монитору 4К.

5. Поддержка HDCP 2.2 доступна только на порту HDMI 2.2. Именно сюда следует подключать Blu-ray Ultra HD плеер и/или ресивер.