24 февраля исполнилось 50 лет со дня выхода грандиозного 'двойника' Led Zeppelin Physical Graffiti, в котором самым невероятным образом смешалась калейдоскопическая палитра разнообразных стилей и направлений, какие только можно было вообразить во вселенной рок музыки в переломном для нее 1975-м на излёте смелых и экспериментальных тенденций, давших движение прогрессивному жанру в конце 60-х.

Гремучая смесь блюза, харда, рок-н-ролла, кантри, фолка, буги и фанка была представлена на этом мощном альбоме, ставшем не только краеугольной вершиной творчества легендарной группы, отважно ступившей на тропу исследо́вания новых территорий, но и одним из блистательных эталонов рок-музыки. По выходу, он одновременно занял первую строчку хит-парадов по обе стороны Атлантики, а в 1999 году Physical Graffiti вошёл в список величайших альбомов всех времён по версии журнала  Rolling Stone, где и остаётся по сей день.

Идея альбома родилась в старинном особняке поместья Хэдли Грейндж в Хэмпшире, где Цеппелины репетировали и начали записывать  материал для будущей пластинки.

Название Physical Graffiti придумал Джимми Пейдж, объяснив: "Это метафора всей энергии — и физической, и творческой, которую мы вложили в каждую ноту". В альбом вошли песни, написанные ещё в 1970-1972 годах, но не вошедшие в предыдущие работы, а также новые композиции.

И какие это были композиции!

Молотобойная и прифанковая, наотмашь бьющая своим пульсирующим ритмом Trumpled Under Foot, ломающая все каноны и правила звукоизвлечения и ошеломляющая слушателя, замершего в ужасе, будто его сейчас действительно раздавит под своими ногами безумный железный монстр, вырвавшийся на свободу с нечеловеческим воплем Роберта Планта. Монументальное и до жути пугающее в своей  непредсказуемой структуре под ритмические сбивки барабанов Бонема, дробящие мозг клавишные Пола Джонса и рвущую душу гитару Пейджа - произведение, которое даёт захватывающее  ощущение, что ты участвуешь в какой-то безумной и стремительной гонке, наполненной опасными приключениями.

https://youtu.be/vamReLUOlrA?si=qv0tEBK8ZNbQxbP

И конечно же, эпичный, поражающий воображение  размахом своего восточного колорита - Kashmir, который величественной поступью призрачного корабля пустыни уносит очарованного странника в таинственный космос загадочного Марракеша, находящегося далеко за пределами человеческой фантазии.  Например, меня, эта волшебная вещь туда сразу и унесла, когда я услышал ее впервые, оказав гораздо более сильное впечатление, чем та же сакральная Лестница в Небо.)) 

Но, особо хочется отметить ее уникальное и завораживающее исполнение Плантом и Пейджем в неподражаемом сопровождении  оркестра египетских фараонов музыкантов.

https://youtu.be/bzEYNsFC2gE?si=jvfeLA92jQcChM2M

И ещё много других замечательных песен, под завязку наполнивших этот шикарный альбом, который лучше слушать целиком и сразу.))

Роберт Плант однажды назвал его "пиком нашей свободы",- и продолжил, - "В Physical Graffiti мы не боялись быть собой. Это был момент, когда мы поняли - нам тесно в рамках одного жанра. Мы играли так, будто завтра не существует".

Обложка альбома — культовое изображение нью-йоркского многоквартирного дома на 96-й Стрит. Фото было сделано еще в 1971 году, но жильцы узнали, что их окна стали арт-объектом, уже после выхода пластинки. Позже дом прозвали Physical Graffiti Building, а фанаты десятилетиями совершали к нему паломничество, пока здание не снесли в 2017 году.

Ну а мы, будем слушать этот шедавральный двойник с неослабевающим удовольствием, каждый раз наслаждаясь его прекрасным содержанием, а так же восторгаясь мастерством и талантом великолепных музыкантов - опытных пилотов Свинцового Дирижабля, который уверенно держит курс, продолжая свой гордый полет в вечность, там где живет Музыка.))