Коснуться этой темы автора побудила не очередная теория заговора, а вполне материальные исследования, которые чередой стали выходить после появления рекламы на телевизорах при включении паузы в просмотре даже с внешних источников. Все они в той или иной степени грешат упором на сенсационность, будто описываемое ими явление появилось относительно недавно.

Однако для въедливых исследователей все было ясно с самого начала. Ведь «умные» телевизоры — это, по сути, упрощенные компьютеры, а на компьютерах потоковые видеосервисы стали отслеживать предпочтения пользователей с момента своего появления. Пример — YouTube. Забегая вперед, скажу, что без этого они и не могут функционировать полноценно. В этом — то есть отслеживании и предоставлении рекламы — их суть. Они именно такими и создавались. И на этом для понимания ситуации стоит остановиться подробнее.

Прежде всего, нужно сказать, что за исключением стран советского блока телевидение во всем мире изначально создавалось по модели, в которой основные доходы шли бы от рекламы. Причем реклама сразу же таргетировалась: условно говоря, пиво и другие «мужские» товары — в перерывах спортивных матчей, а «женские» — на ток-шоу и мелодрамах.

А чтобы реклама «работала», регулярно проводились опросы населения на предмет популярности тех или иных программ, дабы составить их рейтинг и эффективнее размещать вышеозначенную рекламу. Развитие кабельных сетей проходило по другой модели, но не полностью избавило потребителей от рекламы, она просто стала другой — более «дорогой» на вид, не столь назойливой. Там же впервые появилась реклама контента — других каналов в сетке более доступных. А рейтинг каналов, в свою очередь, составлялся, исходя из продаж пакетов каналов.

То есть за интересом пользователей ТВ-индустрия следила с самого начала, но просто не очень эффективно в силу имеющихся возможностей.

Google уже год ставит рекламу на главный экран

Естественно, эта неэффективность рекламодателей не устраивала: они все время искали новые способы продвижения. Даже распространение фильмов и передач на носителях их не остановило. Да, видеомагнитофоны и все прочие записывающие системы вроде приставок TiVo, почему-то считающихся первым шагом к Smart TV, позволяли смотреть понравившиеся передачи в любое удобное время и проматывать рекламу, но ведь она все равно мелькала у зрителей перед глазами, а это значит, что с точки зрения рекламодателей она все же работала. 

Готовые релизы с записью поначалу были избавлены от рекламы — на VHS и LaserDisc ее не было, но с появлением DVD и Blu-ray… Вы ведь помните эти непроматываемые ролики при загрузке? На «фирменных» дисках были только трейлеры других фильмов студий, но наши издатели вставляли уже то, что хотели.

Помните рекламу DVD-плееров Shinco и прочей дичи? Мне кажется, что именно она впервые вынудила пользователей научиться перепрошивать собственные проигрыватели, дабы сохранить свои нервы и не видеть больше этого. И да, в то счастливое время никакой слежки за тем, что пользователи смотрели на носителях, конечно же, не было, однако сегодня ситуация поменялась — и в этом повинны именно «умные» телевизоры. Но об этом позже.

Ключевое слово — удобство

При появлении первых Smart TV о слежке вообще мало кто думал, и не потому, что интернет тогда казался свободным — просто удобство затмевало все недостатки. Да, поначалу было мало контента, но за ним не нужно было идти в магазин, скачивать, хранить где-то…

А когда контента стало много, обнаружилось, что «система» еще и очень «удачно» рекомендует что-то новое для просмотра, будто угадывая вкусы пользователя — ну чем не идеальное решение? Сегодня большинство воспринимает все остальные способы просмотра, как анахронизм, и откровенно высмеивает пользователей эфира и коллекционеров дисков. Что совсем не удивительно: видеосервисы развились настолько, что по популярности стали теснить кинопрокат, и студии стали выпускать премьеры на платформах в один день с кинотеатрами.

Но развитие Smart TV, несмотря на все преимущества, не получило главного удобства для пользователей — агрегаторов видеосервисов, которые бы объединяли их все, давая единую базу контента и упрощая оплату подписок до одного действия. Более того, на горизонте даже и не просматривается попыток организации таких агрегаторов: студии и компании вроде Netflix продолжают отчаянно конкурировать, отстраняясь друг от друга всеми возможными способами. И так на всех рынках без исключения, включая наш, нынче обособленный.

Это не Samsung рекламирует наушники своих телевизорах, а на Amazon на моделях с FireTV

В итоге часть активных пользователей Smart TV стала отказываться от подписок и переходить на бесплатные тарифы. Казалось бы, что тут такого? Ведь множество сервисов всегда давали и дают возможность бесплатно смотреть некоторые фильмы и передачи. К тому же при повышении цен на подписки всегда кто-то отказывался от услуг — это нормально.

Однако масштабы явления оказались столь впечатляющими, что в стане видеосервисов заговорили о кризисе, и, что более показательно, образовалось сразу несколько платформ, принципиально предоставляющих контент бесплатно, но с рекламой.

Roku первой стала ставить рекламу поверх экрана с приложениями

Первой такие каналы в своей системе ввела Roku, которая всегда вела нестандартную политику, поэтому это не вызвало ажиотажа. Но почти сразу за ней появилось несколько сервисов, распространившихся во всех системах от GoogleTV до WebOS, которые перетянули на себя огромную часть аудитории и ныне демонстрируют поразительные коммерческие успехи.

Например, Tubi, который из маленького стартапа вырос в компанию с 270 каналами и 78 млн абонентов, потеснил Peacock, HBO Max, Paramount+ и Apple TV+, а теперь является ведущим игроком на рынке данных пользователей. Последнее обстоятельство, естественно, взволновало исследователей и общественность больше всего. Хотя волноваться надо было намного раньше.

Телевизоры знают о вас почти все

Причем здесь данные пользователей, для которых уже существует свой рынок? Объясняю. Для нормальной и, тем более, удобной пользователю работы любого потокового видеосервиса он должен «знать» о пользователе несколько вещей.

Прежде всего, разрешение и другие характеристики дисплея, чтобы посылать поддерживаемый им видеопоток — с каким кодеком, метаданными и прочим. А если один аккаунт используется на нескольких устройствах, то данные нужны о всех них. Таким образом уже при первом включении можно примерно судить о финансовых возможностях клиента.

Далее, чтобы точнее давать рекомендации для просмотра другого контента, видеосервис запоминает все манипуляции пользователя, а именно: его выбор по жанру, авторам, актерам, сколько было просмотрено, что пропускалось, включалась ли перемотка, как часто пользователь возвращался к тем или иным фрагментам или всему фильму/передаче в целом. И все эти данные сразу попадают в дата-центры для обработки.

YouTube, к слову, собирает эту статистику и без входа в аккаунт, не только предлагая ролики по интересующим темам, но и сразу показывая статистику просмотров каждого ролика в виде графика популярности тех или иных фрагментов над временной шкалой.

Уже этих казалось бы скудных данных достаточно, чтобы весьма глубоко исследовать вкусы смотрящего. Можно довольно точно определить его возраст, пол, расу, политические и другие убеждения, ведь мы все невольно ищем контактов с себе подобными и желаем видеть и слышать подтверждение своих убеждений. 

Примерно так работает система идентификации контента

И это все, заметьте, можно почерпнуть без данных, которые пользователи совершенно добровольно оставляют о себе сами. Ведь каждый при регистрации аккаунта добровольно дает согласие на обработку персональных данных, а в них и ФИО, и почта, по которым можно узнать о человеке буквально все. Причем практически все производители телевизоров для удобства регистрации чаще всего просят актуальные аккаунты — рабочие, игровые, для мобильных устройств… В итоге информационный профиль каждого пользователи принимает законченный вид.

Данных собирается так много, что для их структуризации несколько лет назад были разработаны специальные конфигураторы, в которых у каждого пользователя было «досье» из несколько сотен ключевых пунктов, а сейчас, когда возможности обработки данных значительно возросли, количество таких пунктов перевалило за 2 000.

Компании-производители телевизоров, естественно, не сами обрабатывают и пользуются всеми этими данными — они лишь их собирают и предоставляют площадки для вывода результатов всех этих стараний, то есть сами экраны телевизоров. Данные обрабатывают IT-гиганты.

Но так как поставщиков данных стало много (соцсети, смартфоны, телевизоры и проч.), естественным образом образовался рынок данных, где IT-компании выступают уже в качестве брокеров. Примеры — Acxiom, TransUnion, Experian, обороты которых исчисляются уже в сотнях миллионов и миллиардах долларов. И, опять же естественно, укрупняясь, они сами стали скупать компании по разработке идентификаторов, чтобы иметь наиболее точную картину запросов пользователей.

Не отстают от них и медийные компании. Пример — NBC Universal, подразделение Comcast, которое управляет известной телевизионной сетью Peacock, теперь имеет свою собственную систему идентификации «NBCunified». Поистине, Big Data — это золотое дно, о чем умные айтишники говорили еще лет 15 назад.

Искусственный интеллект

Может возникнуть вопрос: а причем здесь телевизоры? Про сбор данных пользователей известно давно, но на фоне смартфонов телевизоры — ничто. К чему этот ажиотаж?

А причина вот в чем: телевизоры до недавнего времени воспринимались как относительно тупые устройства по сравнению с компьютерами и смартфонами, но на деле это далеко не так. Если первые поколения Smart TV сами ничего не делали для сбора данных — всю статистику собирали сами видеосервисы, выводя на экраны телевизоров результаты работы, то есть подобранный для каждого пользователя контент, — то сегодня ситуация в корне изменилась.

Речь не о встроенных видеокамерах, как у Samsung, или микрофонах в пультах, которые есть ныне у всех производителей. Причина — то, что сегодня называют «искусственным интеллектом», встроенными «нейросетями» и т.д. Их внедрили в телевизоры для обработки изображения, и, действительно, без них сделать смотрибельную картинку из эфирных или слишком пережатых цифровых передач на 4К-экране невозможно. Но с ростом производительности процессоров стало понятно, что нейросети могу намного больше, чем просто улучшать изображение.

Например, телевизор с ИИ в силу своей природы четко «знает», когда пользователь ставит на паузу просматриваемый фильм, причем вне зависимости от того, с какого источника он запущен. В апреле этого года Roku воспользовалась этой возможностью и в новой системе ввела функцию вывода рекламы на экран, если пауза длится больше 5-10 сек в зависимости от ситуации. Реклама, естественно, подбирается под пользователя. И неважно, что делал пользователь — смотрел эфир, стриминг или играл на PlayStation. Но Roku был лишь пионером: сейчас то же самое проделывает и Amazon на своей системе FireTV, и Google.

Как видно, телевизоры пристальнее следят за пользователями при просмотре с внешних плееров

И это лишь полбеды. Недавно был опубликован доклад на портале NewScientist, в котором группа исследователей с графиками явно показала, сколько раз в секунду телевизоры LG и Samsung отсылают на свои фирменные серверы «скриншоты» всего того, что смотрит пользователь. В кавычки слово взято потому, что аппараты, конечно же, не посылают на серверы картинки в JPEG или PNG — это было бы слишком затратно для трафика, но некие обработанные «слепки» изображения и, скорее всего, зашифрованные логи действий пользователей.

При этом логика исследователей прослеживается довольно ясно: они выбрали не аппараты с Roku, FireTV или Google, на которых уже клейма ставить негде, а самые популярные марки, которые, к тому же, не были еще замечены во всяких скандалах.

Впрочем, не было только громких скандалов: о том, что обе эти компании давно организовали бесплатные сервисы с рекламой и занимаются сбором данных, они сами же в открытую и говорят, цитаты есть в том же исследовании ACM Internet Measurement Conference, приведенном в самом начале.

Реакции

Забавно, как все это реагируют те, кто кормится на теме стриминга. «Резчикам кабелей», то есть тем, кто отказывается от столь удобных видеосервисов, они с издевкой советуют для просмотра фильмов использовать дисковые плееры и вообще не подключать телевизоры к интернету, намекая на всю архаичность такого подхода, но при этом четко зная, что производители телевизоров и софта давно готовят «противоядие» от такого решения.

А Roku уже и не стесняется внедрять его в свои системы. Новые аппараты на их основе уже отказываются стабильно работать при отсутствии подключения к интернету. Пока что такое ограничение можно обойти, но кто может поручиться, что его не введут повсеместно?

В конце позволю себе сделать некоторые выводы. Прежде всего — такой путь развития любой электроники с отслеживанием действий пользователей неизбежен и безальтернативен, иначе сервисы не смогут хоть как-то структурировать контент и помогать с его выбором. Более того, этот контент уже давно создается с учетом «пожеланий» этих пользователей. И то, что сегодня активно модерируется, например, пресловутая «повесточка» — это заслуга оперативного отслеживания общественного мнения в том числе и вышеприведенными способами.

Кроме того, Smart TV, заменив фактически эфирное телевидение, стал безальтернативной площадкой для того, ради чего изначально создавалось телевидение — пропаганды. Просто теперь те, кто ее проводят, действуют умнее и тоньше, если хотите. Вместо лобовой атаки на умы они сначала собирают информацию об общественном мнении, а уже потом мягко вводят «правильные» послания. Согласитесь, такой метод раздражает гораздо меньше.

Что до хайпа, поднявшегося на теме «слежки», то это, думаю, не связано с самим фактом этой слежки — о нем давно известно. «Исследователей» взволновали масштабы происходящего, а тех,кто их «направил» — огромные суммы, которые ныне крутятся в этой сфере. Ну и нельзя полностью игнорировать тех чувств, которые возникают от осознания самого факта, что теперь за вами помимо смартфона и компьютера следит еще и какой-то не в меру умный телевизор, который знает о вас уже больше ваших близких. Это бесит!