Как говорит Власт-Кол: «Прежде чем чего-то хаять, надо это чего-то попробовать. А то хаять все горазды, а начнешь спрашивать – так никто толком и не пробовал».

Руководствуясь этим принципом, мы с Ауди досыта напробовались и наслушались на крайнем Винил Джеме, всяких музыкальных вкусностей и деликатесов.

- Салют Ауди! Ну что, готов хаять?

- Привет СтереоМ! Всегда готов!

- Но прежде давай оговоримся, что же именно мы оцениваем.

- Я себе составлял впечатление от стенда по звучанию всей системы целиком. То есть не оценивал отдельные компоненты – иголку или фоник, а ориентировался на звук, который получался на выходе. При этом, на мое мнение, помимо качества самого тракта, влияли такие факторы, как громкость и музыкальный материал. Например, дистрибьютор New Ambience решил демонстрироваться на полочниках. Ну, так их стенд вообще не было слышно. На самой выставке довольно шумно и потом в соседних залах идет демонстрация. В это время наши парни из NewArtVinyl крутили Металлику. Так он подбегает – сделайте потише. Ну, привет! Слушать Металлику тихо – это нонсенс. Он же не один демонстрируется. И потом, никто не заставлял крутиться на полочниках, это его сознательный выбор. Или стенд Т-Арт с младшим VPI. Он хотел погромче сделать, так колонки захлебываться стали, пришлось звук убавлять до такой степени, что из соседних залов громче играло. Ну и как оценивать такую систему? Никак! Деклассированный стенд. Хотя компоненты там возможно, и не плохие, только вот оценить их не было возможности.

- Кстати, в комментариях к ролику NewArtVinyl «Сравнение звучания виниловых проигрывателей» кто то написал:

- Разводняк! Сравнивают разные системы, а не вертушки.

- Ну, я такое мнение и на самом Винил Джеме слышал. Дедок один выступил: - Неправильно тут все устроено! Надо чтобы все вертушки на одной системе демонстрировались!!!

Я ему отвечаю: - Нет, так тоже будет неправильно! Надо чтобы все вертушки, по очереди к Вам домой привозили, а Вы их на своей системе и своей любимой иголке сравнивали и сопоставляли. Вот так будет объективно.

Однако вернемся к нашему Ликбезу. Уж сколько раз говорено, что система играет не по самому сильному звену, а по самому слабому. Нет! То и дело норовят к бюджетному фонику за 30 К, подключить низкоуровневую МС за 200 К. Да еще и с выходом 0,2 мВт. А потом водопад изумления – почему так тихо и говено играет? И главное, основная версия плохого звучания – иголку бракованную подсунули!

- Ну, Ауди, мы для этого и затеяли Виниловый Ликбез – народ просвещать. И потом хороший компонент или не очень – понятие относительное. Это ты у нас такой продвинутый винилщик, а как быть новичкам?

- Приблизительно можно сориентироваться по соотношению цен. Вот опять – В. Горбатов постоянно твердит – иголка не должна стоить дороже 1/3 вертушки. Как об стенку горох! Езжу по вызовам настраивать фонокартриджи. Типичная ситуация – к шутейному пятикилограммовому вертаку покупают путевую АТ33 с боровым кантиливером. Я говорю:

- Ваш игрушечный проигрыватель такую роскошную МС не раскроет!

- Давай, давай, не отвлекайся – прикручивай!

Итак! В этой лекции мы постараемся обратить внимание на важность правильного подбора и согласование компонентов. Для начала развею несколько распространенных мифов. Заблуждение первое. В тракте решающую роль играют иголка, фоник и провода. Тонарм, стол, виброразвязка значения не имеют.

Имеют! Плохой тонарм не позволит правильно спозиционировать фонокартридж, а при некачественной виброразвязке даже самая дорогая иголка на определенной громкости начнет голимо возбуждаться. И фонокорректор с проводами тут не помогут. Следующее заблуждение – играет иголка, тонарм и провода, все остальное вторично и несущественно. Отнюдь! Слабый фоник не отыграет все тонкости и нюансы высококачественной МС. Разницы между иголками за 50 и 500 К просто не будет слышно.

- Забавно, во всех этих версиях постоянно присутствуют провода.

- Забавно не то слово! К кому не приедешь – у всех по нескольку комплектов всевозможных именитых кабелей не на одну сотню тысяч. И при этом звук с винила намного хуже чем с СD. Особо одаренные пытаются даже в тонармах проводку заменить. У него фоник вообще не играет, а он зачем то хочет тонарм раскурочить. Мрак!

- Ну, Ауди, не пора ли просветить это ужасное мракобесие?

- Пора! Сермяжная истина заключается в том, что играет в виниловом тракте иголка, а остальные компоненты – тонарм с шеллом, стол с опорным диском и приводом, фонокабель и фонокорректор должны донести до входа в пред - чистый незамутненный сигнал с фонокартриджа. Или, другими словами, не испортить звучание. Пока мы говорим о фундаментальных принципах, работающих во всех ценовых категориях.

Иголка звукоснимателя нуждается в механической настройке и электронной коррекции и усилении. За первое отвечает вертак, за второе – фоник. Оба действа одинаково важны. Алмаз иголки должен быть правильно спозиционирован относительно канавки грампластинки во всех трех плоскостях. За это отвечает тонарм. А учитывая микроскопический размер рабочей поверхности кристалла, точность у этого, по сути, часового механизма должна быть прецензионной. Дальше стол, опорный диск и привод. Стол должен быть тяжелым, устойчивым и также как и опорный диск изготовлен из качественных антирезонансных материалов – акрил, мрамор и т.д. Для снижения детонации и рокота, диск должен быть массивным, легко и бесшумно вращаться на высококачественном подшипнике. Из-за невероятной чувствительности фонокартриджа, вблизи не должно быть ничего электрического и магнитного. Электродвигатель и блок управления должны быть максимально удалены от тонарма. Для возможности экспериментировать с пассиками из различных материалов, у привода должна быть плавная регулировка скорости.

Другими словами, качественный проигрыватель, во-первых – не должен сам издавать никакого рокота и электромагнитных помех, а во-вторых – эффективно противодействовать вибрациям извне.

- Не поленился, сходил, померил линейкой расстояние от вертушки до колонки в нашей КдП.

- Ну и сколько? Сантиметров 10?

- 9! И при этом, наш Кристалл Рок, не возбуждается ни на какой громкости вообще.

- Ну вот, это как раз то, о чем я говорил. Видал я системы, где вертаки стоят в нескольких метрах от колонок и при этом начинают возбуждаться при громкости чуть больше средней. Так быть не должно.

Переходим к настройке. Как это ни прискорбно, но для того, чтобы получить качественный виниловый звук, совершенно не достаточно просто купить хороший вертак, тонарм и иголку. Необходимо все это правильно подключить и настроить. Залог качественного звука – точное позиционирование алмаза иголки к грампластинке. А это очень сложная геометрия, недаром в некоторых спецификациях пишут установочные расстояния с точностью до сотых долей миллиметра.

- Зачем такая точность? Кто ее будет так выставлять?

- Захочешь качественный звук – настроишь. Ничего особенного – просто внимательность, аккуратность и точность – не более. Но и не менее. Стоит в каждой из настроек ошибиться на 15-20%, и прослушивание винила превратиться из изысканного наслаждения в невыносимую пытку.

– Причем за Ваши же очень и очень немалые деньги.

- Совершенно точно. Движемся дальше. Иголка, тонарм и вертак установлены и настроены. Но прежде чем переходить к фоникам, поподробнее остановлюсь на проводах. Выходной сигнал с фонокартриджа очень слабый, особенно с низкоуровневых МС – всего несколько десятых долей милливольта. И чтобы без наводок, искажений и потерь донести его до корректора, понадобится качественный, специализированный фонокабель. Не просто дорогущий, супер-пупер финьдеперсовый межблочник из уникальной, винтажной, самородной меди, а именно фонокабель. Обратите на это самое пристальное внимание. У специализированных фонокабелей, в отличие от обычных межблочников, по другому реализована схема подключения экранирующей оплетки. От этого на прямую зависит и качество звука, и отсутствие фона и гула в колонках.

- Какие-нибудь рекомендации ты можешь дать?

- Я рекомендую следовать принципу Русского Звука «Необходимая достаточность». Как говорит Владимир Владимирович: «Не надо вступать в гонку вооружений.

Достаточно просто поразить цель». Не надо покупать топовые провода раскрученных брендов. Достаточно, чтобы кабель просто доносил незамутненный сигнал от вертушки до фоника. По личному опыту предположу, что бюджет фонокабеля должен составлять 10-15% от суммарной стоимости иголки + корректор.

- То есть если иголка стоит 100 К и фоник 100 К, то целесообразно подбирать кабель за 20-30 К?

- Совершенно точно. Хотя, конечно, все это довольно индивидуально и перед покупкой лучше протестировать кабель на своей системе. Включаете все компоненты и, не опуская иголку, выворачиваете громкость на максимум. В идеале должна стоять полная тишина. Плохие кабели начнут фонить, гудеть, а то и антеннить – ловить радиоволны и телефонные звонки.

- Перед тем как продолжить - дай рекомендации по соотношению цен вертушек-тонармов-иголок.

Прежде всего, хочу оговориться, что крутить винилы – удовольствие не из дешевых. Не самые лучшие новодельные винилы стоят от 1,5-2 К, первопрессы еще дороже. Соответственно, не большая фонотека в сотню прессов, обойдется в 200 К. А фонотека поприличней, скажем, 1000 винилов в 2 млн.

- Ауди! Хватит народ пугать. На виниловых развалах полно пластинок по 300-500 рублей. Кроме того, у людей пооставались фонотеки от старых времен. Вообще ничего покупать не надо, достаточно их просто помыть.


- Хорошо, скажем так – если Вы не планируете лезть в аудиофильские дебри, а просто хотите на досуге крутить оставшиеся от предков винилы, я бы посоветовал следующее. Взять ММ картридж за 5-10 К и к нему корпусной вертак с предустановленным штатным тонармом: новый за 50-70 К или винтажный за 20-30 К.

- Вини в прошлом Ликбезе давал универсальный рецепт счастья – Электроника Б1-01 – 20 К; Ортофон МС Турбо 1 – 15 К и мастеровой ламповый фоник – 15 К.

- Потрясающий совет! Вот уж действительно – лучше не придумаешь. Все! С бюджетными вариантами заканчиваем – переходим к Хай-Энду.

- Не любишь бюджетные варианты?

- А кто их любит? Много найдется желающих после Мерседеса пересесть на девятку? Вот так и с музыкой – если ты слышал, как играет 501 Шелтер, захочется слушать 91 Аудиотехнику?

- Не пугай меня!

- Вот так вот! Продолжим. Если Вы всерьез решили увлечься винилом и готовы в течение своей жизни потратить на фонотеку несколько миллионов, то логично будет приобрести виниловый тракт по качеству существенно превосходящий цифровой. На это способны фонокартриджи в ценовой категории от 70 К. Далее тонарм - обязательно длинный, 12-дюймовый. Из-за меньшей угловой ошибки, он способен спозиционировать иголку много точнее короткого 9-дюймового. Для иголок до 300 К, вполне подойдет Джелка или Черный Аист NewArtVinyl. Более дорогие картриджи целесообразнее ставить на старшие модели 12- или 14-дюймовых Клераудио, Икеды или Трипланар. Еще можно рассмотреть вариант с тангенсционарными тонармами.

Переходим к вертушкам. Выбирать, разумеется, следует из моделей с возможностью установки двух или более тонармов. Например, серия Кристалл NewArtVinyl. Для иголок до 100 К, вполне подойдет Литл Кристалл. До 300 К – Кристалл Рок, ну а более утонченные и изысканные фонокартриджи целесообразней ставить на Блэк Кристалл.

- Помнится, Ван ден Хул Калибри отыграла на нем фантастически!

- Совершенно точно. Переходим к фоникам. Для ММ и высокоуровневых МС до 30 К, вполне подойдет ламповый мастеровой фоник в той же ценовой категории 15-30 К. Для более изысканных иголок, типа Ортофон 2М Блэк или Клираудио Вертуозе следует подыскать фоник по приличней – на винтажных лампах, собранный по схеме двойное моно и с отдельным блоком питания 50-80 К.

- Транзисторные ММ фоники ты не рассматриваешь?

- Нет. Мы об этом подробно говорили в первом Виниловом Ликбезе «Зачем нужны 2 тонарма». Для сухих ММ – жирный ламповый фоник, для жирных МС – сухой транзисторный. И будет Вам счастье.

- Ты что, про МС фоники не будешь рассказывать?

- А что повторяться? Все обсудили. Для низкоуровневых МС я советую подбирать транзисторный корректор с большим спектром регулировок по усилению и сопротивлению. И не советую пользоваться МС трансформатором.

- Ты знаешь, я тут слышал мнение, что разработчики первых МС картриджей предпочитали лишнему каскаду усиления именно повышающий транс.

- Ну и что? Подумаешь! В то время еще не было транзисторов, а при таком слабом сигнале построить на лампах дополнительный каскад усиления довольно проблематично. Гораздо проще поставить повышающий транс. Проще, но не лучше. И потом, мало ли кто когда и для чего изобретал. Порох вон придумали для фейерверков, только знают ли об этом производители боеприпасов. Твин Дек NewArtVinyl убедительно переиграл больше десятка повышающих трансов, и думается мне, что переиграет еще не один десяток.

Вернемся к Винил Джему стенд S.A.Lab. Отличная иголка, роскошный фоник, серебряный МС транс. Но атаки у экспозиции явно не хватало. И это притом, что в системе стоял эквалайзер! Или соседи NewArtVinyl стенд М-Стерео.

- Вот, кстати, хотел тебя попросить дать критику на их систему.

Мы стояли рядом и очень внимательно отслушали их стенд. Власт-Кол даже давал им Депеш Мод для демонстрации. Так вот, несмотря на то, что система М-Стерео стоила в разы дороже, играла она заметно слабее. Как ты считаешь, почему?

- Начну с вертака. Зачем стол изготовили из гранита? Для красоты? Если бы разработчиков волновало качество звука, как NewArtVinyl, то стол изготовили бы из лучшего антирезонансного материала – мрамора. Акриловый диск от Scheu Analog прекрасен. Смею надеяться, что столь же прекрасен и подшипник, но почему то диск возвышается над столом слишком высоко. Из-за этого пришлось задирать вверх и базу под тонарм. Далее сам тонарм. Роскошный, я бы даже сказал – шедевральный SME IV при цене в 266 К имеет массу преимуществ и всего один недостаток – он короткий 9-дюймовый. И длинный 12,5-дюймовый Черный Аист за 65 К, благодаря меньшей угловой ошибке и точному позиционированию фонокартриджа, переиграл SME IV в пух и прах.

- Кстати, я обратил внимание на то, что в системе М-Стерео стояла японская иголка Шелтер 901. У NewArtVinyl играла Шелтер 501 – модель на порядок дешевле и проще.

- И при этом NewArtVinyl звучал на порядок лучше. Кстати, хотел обратить внимание на дефицит длинных тонармов на этом Винил Джеме. И Торренс с Трансротор были укомплектованы короткими SME. Возможно поэтому, они и прозвучали так не ярко.

Еще раз хочу заострить внимание – при возможности установки всегда выбирайте длинный тонарм. Он легко и непринужденно переиграет гораздо более дорогой, но короткий тонарм. Геометрия, понимаете ли.

Далее привод. То, что разработчики вынесли блок управления подальше от вертушки – это хорошо. А то, что мотор закрепили на корпусе – это плохо. И из-за виброразвязки и из-за ограничения в выборе пассиков.

- Но у них же стояла нитка!

- Вот именно. При неподвижном моторе туго завязать нитку весьма проблематично. На NewArtVinyl как ставят нитку?


Сначала завязывают петлю, затягивают узелок, обжигают концы и только затем накидывают петлю на шкиф и натягивают, отодвигая двигатель. При неподвижном моторе так не выйдет. Из-за недостаточного натяжения нить проскальзывает, и диск приходится разгонять вручную.

Переходим к фонику. По заверению разработчиков, P2 Star Galaxy создан для того, чтобы воспроизводить музыку настолько реалистично и чисто, насколько это возможно. Однако, при регулировках входного сопротивления в 100, 250, 500, 825, 1000 и 47000 Ом добиться этого невозможно. Я вообще не понимаю, зачем нужны регулировки больше 250 Ом? А тем более 500, 825 и 1000 Ом? Возможно, для каких-то редких высокоуровневых МС? Подавляющее число низкоуровневых МС требует регулировок в пределах 10-100 Ом. А их то у P2 Star Galaxy как раз и нету. И совершенно точно 901 Шелтер, скоммутированный на входное сопротивление в 100 Ом, раскрыл свой потенциал далеко не полностью.

Что мы имеем в результате? Система NewArtVinyl – вертушка с двумя длинными тонармами за пол миллиона и фоник за 95 К убедительно переигрывает систему М-Стерео – вертушка с одним коротким тонармом за миллион с лишним и фоник за 350 К. На этом предлагаю сегодняшний Ликбез закончить. И помните – под хорошо подобранный виниловый тракт Вы будете рыдать!

Предыдущую Практическую Работу мы разобрали, переходим к следующему заданию. Условия: винтажный, пассиковый Микросейк с массивным бронзовым диском весом в 14 кг, штатный 12-дюймовый с-образный тонарм. Ламповый ММ фоник А. Червякова (Ламповый Рай).

Тракт номер 1 – ММ АТ-440 на стандартном шелле Аудиотехники. Тракт номер 2 – МС SAEC C3 на родном шелле Микросейк. Повышающий трансформатор Ортофон Т30 с регулируемым входным сопротивлением – 3, 6, 12, 24 и 48 Ом.

Вопросы те же: Какой тракт предпочтительней по соотношению цена-качество и почему. Какой тракт лучше звучит. Всем удачи. До следующей недели.