Уже семь лет я "подогреваю" здесь тему катушечных магнитофонов, как источников в домашней системе. И в то "легендарное" для ленто и магнитофоноводов время солнце светило ярче. Под его аналоговыми лучами на тучных пастбищах водились полупрофессиональные магнитофоны с 38-й скоростью по ценам среднехайфайного "сидюка", а профессиональный "мастер-стол" типа Studer A80 можно было найти примерно за 200 000 "тех" рублей.

Профильные интернет ресурсы были завалены предложениями по оригинальным и практически новым комплектующим, а немногие профессионалы по восстановлению магнитофонов, наоборот - не были завалены заказами и работали вдумчиво, качественно и кропотливо.

Ностальгические красавцы Akai или Pioneer из мира бытового катушечного хайфая так вообще стоили почти даром.

При этом ситуативный диалог продвинутого адепта-антилентовода звучал примерно так:

"Многих, конечно, клинит на ленте долго и не отпускает, но это чисто их "загоны", нравится и пусть балдеют. А связаны эти балдежи часто и конкретно с залипанием на окраски, просто еще не до всех доходит, что лента - суть окраска, поэтому куча споров идет. Сам я ни чего против ленты не имею, хотя не слушаю. Мне не нравится другое: когда начинаются такие безапелляционные базары адептов ленты, что мол кассетные деки утрут сопли катушечным магнитофонам или вообще всей "цыфире" покажут кузькину мать, а катушечники вообще всех победят, как мир войну..."

Но горячий интерес побудил частный бизнес и цены... цены улетели за облака.

Вот и сегодня рядовой посетитель HI-FI & HIGH END SHOW в Бородино, "взвешивая" в руках официальные с полиграфией 4-х дорожечные катушки на 19-й скорости, сделанные с "мастеров" на Smart Audio и Reel-to-reel Russia, задумчиво произносит: "Может все-таки катушечник себе взять... хоть и бытовой... Дорого студийник то теперь"

Попробуем объективно разобраться, стоит ли оно того. Я бы сразу советовал исключить из рассмотрения бытовые катушечники, работающие только с катушками 18 см и смотреть на те, где можно установить катушки 27 см. Простое соображение: современная лента RTM на  катушке 18 см (7 дюймов) - длина ленты 549 метров (1800 футов). На 19-й скорости на 4 дорожки это 96 минут записи в обе стороны при актуальной цене в Москве - 6900 руб.

Таже RTM LPR 35 на катушке 27 см (10.5 дюймов), длина ленты 1100 метров (3608 футов) на 19-й скорости на 4 дорожки это 192 минуты при цене 10 700 руб. Практически четыре альбома на одну ленту уместятся. Если мы ищем бытовой катушечник с целью разумной экономии - вывод очевиден.

Часть первая: скорости-дорожки.

Ответ на прямой вопрос: насколько объективно хуже-лучше играет один и тот-же материал лента на 4-19 и на 2-38 количественно очевиден - поток намагниченных диполей - носителей записанной информации, проходящих через тракт магнитофона в секунду в четыре раза меньше. Если же вербально описать сравнение изданий на 4-19 и на 2-38 от Smart Audio, то 4-19 на слух примерно в два раза уступают в качестве профессиональной мастер-копии.

Ну так и стоит такая копия на 4-19 в два раза дешевле профессиональной мастер-копии. В Европе, например у Analogy Records еще большая разница - 131 евро за 4-19 против 350 евро за 2-38.

Еще один аргумент у владельцев бытовых магнитофонов в свою пользу - обилие официальных изданий на ленте 2-4 дорожки и скорости 9-19, выпускавшихся до начала 90-х годов. И там вам и "Зепы" и "Флойды" и Битлы, которых нет ( и скорее всего и не будет) у официальных продавцов ленточного формата 2-38. А дорого ли купить две запечатанных катушки 4-19 "Белого альбома" за $600 на Ебей - вам решать.

Весомый аргумент при выборе - заводских записей на катушках было издано около 10 000, что конечно не сопоставимо по количеству и разнообразию жанров в сравнении с актуальным профессиональным каталогом доступных официальных мастер-копий.

И еще "пять копеек" про качество таких изданий: из записывали с тиражных лент фабрично на магнитофонах дупликаторах со скоростью Х2-Х4 и ленты тех времен бытовые были толщиной 18-25 микрон.

По уровню звука хорошая официальная лента 4-19 играет на бытовом отстроенном магнитофоне на уровне винилового сетапа раза в 3-4 дороже или даже переигрывает его при сравнении одного издания на ленте и первопресном виниле.

Часть вторая: эквализация и магнитный поток

Все фабричные издания на лентах прошлого века записывались в стандарте NAB, как и бытовые магнитофоны тех лет настроены по умолчанию в этом стандарте. NAB - стандарт североамериканских радиовещателей National Association of Broadcas (185nWb - 400 или 700Hz 1/4 inch для скоростей 9.5/19 ). Самый ранний из всех стандартов намагниченности, когда первые студийные магнитофоны Ampex записывали на ацетатную ленту в диапазоне 30 - 15,000Hz +/- 1 db. Уже более продвинутый NAB-J - японская верcия американского стандарта NAB (250nWb - 400 или 1kHz 9.5/ 19).

Сравнение бытовой версии 4-9.5 Creedence Clearwater Revival "Willy and The Poor Boys" с мастер-копией 2-38 от The Tape Project может привести в уныние любого фаната ленты и магнитофонов. Современные студийные записи в стандарте IEC CCIR, даже в формате 4-19 играют динамичнее NAB-овских.

Часть третья: какой купить?

Не буду вдаваться в длительные сопоставления и сравнения. Когда я вижу на вторичке "Боинг" - Akai GX747 за 350-400 тыщь, то у меня нет слов...

Если только дизайн...

Мой совет прост: ищите Revox A77 или В77, эти аппараты еще можно найти на вторичке по ценам от 100 до 130 000 руб. в достойном состоянии. Качественный звук и достаточный запас прочности - младшие из семейства Штудер, все таки. И главное - Revox еще жив и у нас есть официальный сервис по магнитофонам и оригинальные запчасти к ним.

http://revox.ru/tape/service

Но... лучше 2-38 High Speed )))

Revox, reel to reel