В этом польско-китайском аппарате по доступной цене вы найдете лампы и транзисторы, выходы на колонки и наушники, возможность работы с аналоговыми, цифровыми и беспроводными Bluetooth-источниками. Осталось выяснить, как все это звучит.
Наверняка у большинства возникло ощущение, что нечто очень похожее мы уже видели на «известном сайте» восточного соседа. Впрочем, польская компания TAGA Harmony этого и не скрывает, отчетливо указав на задней панели, что продукт «Made in China», не забыв, однако, добавить, что устройство «разработано в Европейском Союзе».
А в какой степени глубокое вмешательство в китайский оригинал подразумевает эта «разработка» — сейчас не важно. Интереснее, насколько цена прибора — не особо кусачая с учетом всех логистических и таможенных манипуляций — соответствует заявленному содержанию.
Внешне усилитель призван вызывать прямые ассоциации с ламповыми аппаратами середины прошлого века, но выглядит он этаким добротным новоделом вроде бронзовых светильников или лепнины «под старину».
Однако в аккуратности сборки ему не откажешь — ровная алюминиевая фронтальная панель с аккуратными ручками, где у регуляторов тембра даже есть четкая тактильная «нейтраль», глянцевые деревянные (или МДФ) боковины, добротно окрашенные детали корпуса. И все сделано без видимых зазоров и перекосов.
За съемным перфорированным металлическим кожухом на верхней крышке расположено по паре ламп 6P1 и 6N1 китайского производства, которые, как заявлено, задействованы в секции предусилителя. Подразумевается, что в отсутствие маленьких детей и вредных котов защиту следует снимать, дабы услаждать не только слух, но и глаз, однако мерцание ламп сквозь прорези матового кожуха лично мне показалось не менее стильным.
За вторым непрозрачным кожухом скрываются крупный тороидальный трансформатор и внушительный алюминиевый радиатор, к которому прикреплены четыре биполярных транзистора двухтактного каскада усилителя мощности. Все это на выходе обеспечивает 2 x 18 Вт с 8-омными колонками и 2 x 25 Вт — с 4-омными.
На всю голову
Модель НТА-25В предназначена не только для работы с акустическими системами, но и позиционируется как самодостаточный усилитель для наушников. Вот с них и начнем. Производитель обещает уверенное воспроизведение с головными телефонами импедансом 32–320 Ом, поэтому для теста я выбрал мониторные закрытые Beyerdynamic DT 250/250 Ohm.
Подключение к «музыкальному» смартфону LG V20 через Bluetooth получилось быстрым и легким: стоило лишь повернуть круглую рукоятку на фронтальной панели к указателю «ВТ» и ткнуть в меню телефона на появившуюся надпись «НТА-25В».
Режим разработчика показал, что Android автоматически выбрал кодек aptX, и я должен признать, что в данном случае заметить разницу между подключением по воздуху и по кабелю через 3,5-мм аудиоразъем телефона можно не сразу — даже если включить DSD-оцифровку сакрального винила Pink Floyd «Wish You Were Here».
Конечно, ожидаемо, что верхние частоты на «синем зубе» звучат чуть более упрощенно, малость глуше и количественно их меньше — но вовсе не настолько, чтобы испортить впечатление. Низы не столь хлесткие и очерченные, но тоже достаточно явные и различимые.
И главное: сцена не становится плоской и не теряет объем, как это часто случается при таком подключении. Так что при том, что в «мирной жизни» я Bluetooth-передачей звука принципиально не пользуюсь, в этот раз неожиданно для себя дослушал альбом до конца.
А еще я счел удобным управление треками с помощью круглой рукоятки: крутанул влево-вправо — включил предыдущую или следующую композицию, нажал рукоятку — поставил трек на паузу или запустил его снова. Это быстрее, чем разблокировать смартфон и водить пальцем по экрану.
А теперь послушаем музыку по проводам. Источником выступил iMac с программным плеером Audirvana Plus, который через USB-выход посылал сигнал на внешний ЦАП — в этой роли я задействовал компактный Chord Mojo, ранее уже достойно проявивший себя в роли «стационара» в линейном режиме.
Композицию «Хочу-хочу» питерской группы «Краденое солнце» я выбрал за острые очерченные верхи и деликатную бас-гитару, которую еще нужно постараться должным образом предъявить слушателю. На сей раз в интерпретации HTA-25B верхов было слишком много: они уже не острые, а прямо-таки неприятно колющие.
С низами схожая ситуация: бас-гитару не просто слышно — она ощутимо гудит. Но ситуация поправима, стоит лишь по вкусу убавить частоты рукоятками темброблока, которые до этого момента находились в нейтральной позиции, и звучание становится вполне приятным и комфортным.
Тут важно отметить, что звук в наушниках сильно зависит от ЦАПа — ведь «британец» способен вытащить даже глубоко спрятанные детали и нюансы записи, подав их ярко и выпукло, но его собственный усилитель обращается с ними предельно аккуратно, в то время как HTA-25B, приняв сигнал в линейном режиме, усиливает его достоинства и недостатки как под лупой.
Однако стоило подключить смартфон LG V20 с QuadDAC на основе ESS Sabre S9218 с его подчеркнуто гладкой и ровной подачей, как верхи сами собой прибрались, меньше стало и низких частот (гул, впрочем, окончательно не пропал), но и середина показалась слегка приглушенной. Так что у корейского «аудиофона» в паре с TAGA Harmony звук получился нарочито «прилизанным».
Зато камерная классика — в частности, безукоризненно записанный альбом «J.S. Bach. Oboenwerke. Alexei Utkin. Hermitage Chamber Orchestra» — в исполнении тандема Mojo и HTA-25B прозвучала очень хорошо и без всяких упражнений с регуляторами тембра.
Но нюансы подачи чувствуются и здесь: если «британец» сам по себе делал упор на виртуозность и музыкальность, то в дуэте эти качества несколько уступили эмоциональности и экспрессивности. То есть звучание инструментов — особенно, струнных (главным образом, виолончели) — самую малость потеряло в деталях, но стало ярче и отчетливее.
Но вот где TAGA Harmony HTA-25B отлично отработал с наушниками — так это при воспроизведении оцифровок с винила 70-х. Тот самый момент, когда «старое доброе» становится «теплым и ламповым».
Легендарное гитарное соло в «Highway Star» Deep Purple прозвучало куда более насыщенно, объемно и эмоционально в сравнении с ровной и «правильной» подачей Mojo в соло-варианте. То же можно сказать и о вокале Мюррея Хэда (Murray Head) в партии Иуды (композиция «Heaven on Their Minds» Jesus Christ Superstar), который прибавил в экспрессии и выразительности.
Здесь можно долго спорить о «четных ламповых гармониках» и их реальном влиянии на восприятие звука, но не прошедшие ремастеринг старые записи действительно приобретают приятную и комфортную окраску, если угодно — этакую «псевдоаутентичность». Хорошо это или не очень — вопрос личного вкуса, но на этот любопытный нюанс стоит обратить внимание.
Забегая вперед, скажу, что именно с наушниками, а не с колонками усилителю HTA-25B удается лучше всего передать нюансы записей и особенности подачи источников.
Внешние факторы
Работу HTA-25B с акустическими системами я проверял с помощью ровного и музыкального сетевого проигрывателя Denon DNP-F109 с ЦАПом Asahi Kasei AK4424. Сначала к усилителю были подключены трехполосные полочные колонки Pioneer S-N901-LR, которые уже можно считать почти винтажными. Эта 100-Вт акустика должна стать непростым испытанием, поскольку при импедансе 4 Ом ее чувствительность составляет 84 дБ.
Начнем сразу с тяжелой задачи — Metallica «Enter Sandman». И знаете… а ведь неплохо! Чувствуются басы, есть сцена, вокал отчетливый. Конечно, об особой экспрессии и напоре речи не идет, однако слушать можно — и даже с удовольствием. Шведские металлисты HammerFall тоже прозвучали достойно — хотя подаче и не хватало детальности, но впечатление также получилось, скорее, благожелательным.
Поп-музыка с требовательными «Пионерами» звучит значительно лучше — в частности, король означенного жанра Michael Jackson с композицией «Liberian Girl». Усилителю удалось передать нюансы тихих звуков, шепот певицы Letta Mbulu на бэк-вокале и панорамную сцену. В данном случае такую работу не стыдно было бы предъявить и аппарату классом выше.
Однако попробуем подсоединить колонки с несколько большей чувствительностью — например, крупные трехполосные полочники JBL LS40 (87 дБ), интересные тем, что с СЧ/НЧ-излучателем у них работают сразу два твитера, которые делят верхи между собой. Здесь звучание всех жанров приобрело заметную детальность, низы стали глубже и отчетливее, а общая подача чуть «темнее».
Но при всей внешней «правильности» второго варианта лично мне сочетание HTA-25B с «Пионерами» показалось эмоционально более комфортным — впрочем, осознаю, что это субъективный фактор.
Передача сигнала со смартфона через Bluetooth при работе с разными колонками существенно отличалась от прослушивания в наушниках — сейчас композиции заметно теряли в объеме и детальности, и объяснить это можно не только потерями при обработке кодеком, но и разницей в классе источников.
Впрочем, можно обойтись и без внешних источников — аппарат способен читать цифровые аудиофайлы прямо с USB-флешки через разъем на фронтальной панели — правда, поток для FLAC и APE ограничен 913 кбит/с. Да и о том, какой ЦАП на борту, производитель в данном случае умалчивает, хотя в описании старших моделей он менее стеснителен.
По замыслу, HTA-25B должен начать проигрывать файлы в алфавитном порядке. Переключать их, а также останавливать/возобновлять воспроизведение следует с помощью того же регулятора, который я использовал при работе с Bluetooth.
Но это только, если записи лежат «навалом» в корневой папке, а когда каталогов несколько — аппарат теряется и выбирает единственную композицию наобум. В сравнении с внешним плеером собственная обработка Taga Harmony существенно проигрывает в детальности и динамическом диапазоне и годится лишь как запасной вариант при отсутствии качественных сторонних источников.
А еще при работе с внешней акустикой мне не хватало пульта дистанционного управления (отсутствие которого при прослушивании музыки в наушниках сначала показалось несущественным).
Вывод
С учетом цены (представьте, что эти три слова написаны очень большими буквами) гибридный усилитель TAGA Harmony HTA-25B воспринимается как довольно интересный универсальный аппарат. Производитель считает, что его можно рекомендовать пользователям, которые только начинают поиск хорошего звука и, в том числе, присматриваются к ламповым устройствам.
Мне же представляется, что этот усилитель наиболее органично выглядит в качестве дополнительного «кабинетного» устройства для оборудования рабочего места или, скажем, спальни. Он хорошо сработается с компактной акустикой и полноразмерными наушниками, проводным подключением и сопряжением с телефоном, планшетом и компьютером через Bluetooth.
Главное, что в этой роли HTA-25B будет звучать куда живее и естественнее, чем сопоставимые по цене беспроводные колонки и компьютерная акустика, которые обычно приобретают для таких целей. А еще он смотрится винтажно и «уютно»...
Универсальность, способность работать с различными цифровыми, аналоговыми и беспроводными источниками. Особый окрас звука (для ценителей). Привлекательный винтажный дизайн.
Ожидаемо, звук не столь детальный и ровный, чем у аппаратуры классом повыше. Нет дистанционного управления.
20 000 рублей
Тип: гибридный класса AB, ламповый предусилитель, транзисторный усилитель мощности
Выходная мощность: 2 x 18 Вт при 8 Ом, 2 x 25 Вт при 4 Ом
Электронные лампы: 2 x 6P1, 2 x 6N1
Гармонические искажения: THD ≤ 0,5% (1 кГц 1 Вт)
Соотношение сигнал/шум: ≥ 75 дБ
Частотный диапазон: 20–20 000 Гц
Входы:
аналоговые — RCA, CD, AUX;
USB — MP3/WMA/WAV/AAC/FLAC*/APE* (*до 913 кбит/с)
Выходы: RCA REC Out
Беспроводное подключение: Bluetooth v4.0, aptX
Наушники: 32–320 Ом
Размеры (ШхВхГ): 26,4x13,8x29,8 см
Вес: 4,2 кг