Компания Parasound одна из немногих, сохранивших с момента основания свою независимость. Устоять перед натиском крупных аудиокорпораций и богатых инвестиционных фондов из Юго-Восточной Азии американский бренд смог благодаря единственной не теряющей ценность валюте — неизменном звуковом почерке, сделавшим Parasound популярным ещё в восьмидесятых.
Некоторые вещи в аудио настолько хороши, что их лучше не совершенствовать вообще. Любовь к винтажу, например, появилась не на пустом месте. Почти у каждого производителя есть своя золотая эра, после которой все новые модели неизбежно переходят в категорию «уже не те». Многие компании сталкивались с этой проблемой, попадая после триумфа в своеобразный технологический тупик, а некоторые и вовсе уходили с рынка, не видя дальнейших перспектив развития. Компания Parasound, можно сказать, нашла решение данной проблемы и сохраняет актуальность своей техники на протяжении десятков лет.
Большой секрет маленькой компании
Секрет вечной молодости удивительно прост и эффективен. Parasound разработала свои усилители в восьмидесятых годах прошлого века для мировых гигантов кино- и аудиоиндустрии. Среди клиентов компании: Lucasfilm, Sony, Pixar, Warner Brothers, Capitol Records, 20th Century Fox, Universal Pictures и другие.
Выйдя на розничный рынок, Parasound сохранила профессиональное качество и поставила за свою продукцию сравнительно невысокий ценник, чем снискала заслуженную славу среди аудиофилов и инсталляторов. А теперь внимание — обыкновенная стабильность — главный секрет успеха компании: за годы существования ни в ценовой политике, ни в схемотехнике фирменных усилителей принципиально не изменилось ни-че-го!
Однако обновление и расширение модельного ряда Parasound периодически происходит. И это вторая половина большого секрета: все существенные изменения касаются, как правило, дополнительных функций и опций, призванных сделать фирменные усилители еще более удобными и современными.
За последние 15 лет, что Parasound позиционирует себя в качестве производителя техники для Hi-Fi систем и домашнего кинотеатра, компания сумела превратить грубоватые профессиональные компоненты в довольно симпатичную домашнюю серию Halo, которую хочется ставить в открытую стойку с аппаратурой и вообще всячески демонстрировать гостям.
Предмет сегодняшнего теста — пара стереокомпонентов Parasound Halo, состоящая из предварительного усилителя Р5 и усилителя мощности А21.
Parasound P5: больше, чем просто предусилитель
За долгие годы существования на рынке предусилитель от Parasound эволюционировал в устройство универсальное и всемогущее. Во-первых, у него увеличилось количество каналов. В схему встроено два регулируемых кроссовера, распределяющих сигнал до формата 2.1 или 2.2. Один кроссовер управляет частотой среза и громкостью сабвуфера, а второй отвечает за срез нижних частот в основном сигнале. Таким образом, требования к сабвуферу, предназначенному для использования в системе, сводятся к минимуму. Можно использовать как привычные активные, так экзотические пассивные модели с внешним усилителем мощности, включая профессиональные или даже самодельные блоки, если угодно. Оба кроссовера являются, конечно же, отключаемыми, что позволяет P5 работать в качестве обычного стереофонического устройства.
Изюминка конструкции — выведенный на первую панель регулятор громкости сабвуфера у Parasound P5. Не понравилось, как инсталлятор настроил бас? Мало бумкает? Просто подойдите к предусилителю и крутаните ручку громкости сабвуфера. Главное — не забыть, в каком положении она была изначально. Вдруг результат не удовлетворит.
Прибавить баса можно и другим, более цивилизованным способом. У Р5 для этого есть отключаемый темброблок. Да-да, те самые ручки НЧ и ВЧ, которые были обязательны в Hi-Fi аппаратуре лет двадцать назад, и которые любой уважающий себя аудиофил считал долгом отключить. В схеме P5 они буквально чудом сохранились и дошли до наших дней. Функция, опять же, отключаемая.
Цифровая коммутация, ставшая нормой для современных усилителей, у Parasound P5 реализована в полном объёме. Есть оптический и коаксиальный входы с максимальным качеством входного сигнала 24 бит/192 кГц, а также USB вход с максимальной несущей частотой 96 кГц. Декодированием сигнала занимается чип Burr-Brown PCM1798. Он отличается не только высоким качеством работы и применимостью в профессиональной технике, но еще и наличием балансных выходов. Для Parasound поддержка балансной схемотехники — вопрос принципиальный, поскольку весь фирменный тракт выстраивается именно по этой схеме, и это уже дело принципа.
Любители винила тоже не забыты. Предусилитель оснащен фонокорректором, работающим с головками ММ (47кОм) и МС(47 и 100 кОм).
Сабвуферная добавка
Те, кто хоть раз пытался совместить домашний кинотеатр и качественное стерео в одной системе, неизбежно сталкивались с проблемой приоритетов. В итоге приходилось либо чем-то жертвовать, либо вообще строить две отдельные системы для музыки и для кино. Инженеры Parasound, судя по всему, тоже сталкивались с данной проблемой, либо были предельно внимательны к пожеланиям клиентов. В результате предусилитель Р5 имеет специальные входы для сигналов фронта и сабвуфера, поступающих от AV-ресивера или процессора. Этот вход передаёт звук на усилитель мощности, минуя схемы предусилителя без каких-либо вмешательств. В результате все стереокомпоненты коммутируются на предварительный усилитель, а сигнал от AV-устройства фактически сразу попадает на усилитель мощности фронтальной пары и сабвуфер, если таковой имеется в системе. Удобно, просто, а главное — работает.
Неплохой задел есть и в плане интеграции устройства в «умный дом». Вход для сигналов ИК-формата и триггерный терминал с входом-выходом позволят автоматизировать выполнение основных функций. Впрочем, можно банально соединить триггерные разъёмы мощника и преда, чтобы включать их нажатием одной кнопки, что очень удобно.
И наушники тоже
Если вдруг подумали, что на этом описание функциональной части предусилителя Parasound P5 завершено, спешу вас разуверить — вы ошиблись. На фасаде устройства размещается два порта для взаимодействия с портативными устройствами. Вход AUX оптимизирован по входному импедансу и уровню усиления специально для работы с гаджетами.
Выход для наушников примечателен тем, что выполнен на 3,5-мм разъёме, а не на 6,3-мм, как это принято в Hi-Fi компонентах. Подход разумный: большинство наушников, даже дорогих и солидных, имеет 3,5 мм разъём, а значит, нет необходимости каждый раз «переобуваться» в 6,3-мм переходник.
Parasound A21: без прямого вмешательства
Усилитель мощности Parasound A21 выстроен согласно фирменной концепции, заложенной разработчиками ещё в восьмидесятых годах, получившей название Direct Coupled.
Смысл её довольно прост: путь сигнала должен быть предельно коротким и не содержать проходных конденсаторов и катушек индуктивности. В традиционной схемотехнике звуковой сигнал пропускают через конденсаторы и катушки индуктивности для того, чтобы отфильтровать потенциально опасные составляющие и стабилизировать работу усилителя. В случае с Parasound эту функцию исполняют специальные схемы, отслеживающие состояние входного сигнала без прямого вмешательства. При необходимости происходит автоматическая корректировка режима работы или выключение усилителя в случае нештатной ситуации.
Входной каскад усилителя собран на JFET-транзиторах, а драйверный — на подобранных в пару MOSFET-транзисторах. Оба типа транзисторов являются полевыми, вследствие чего имеют высокое быстродействие и пониженный уровень шумов. На выходе работают шестнадцать штук традиционных биполярных транзисторов с максимальной рабочей частотой 60 МГц и максимальным током 15 А. Такие характеристики обеспечивают солидный запас как по мощности, так и по полосе пропускания, что позволяет получить низкий уровень искажений в рабочем диапазоне нагрузок и частот. Именно поэтому верхнюю границу производитель спокойно сдвинул на отметку 100 кГц.
Блок питания усилителя тоже имеет весьма солидный запас по мощности. При максимальной выходной мощности 750 Вт в мостовом режиме или 2х 400 Вт в режиме стерео, A21 имеет тороидальный трансформатор мощностью 1200 Вт и блок конденсаторов общей ёмкостью 100000 мкФ. Избыточный ресурс даёт уверенность в том, что усилитель качественно отработает пиковые нагрузки и не будет смазывать звук во время проигрывания быстрой, динамичной музыки.
Тот факт, что A21 сертифицирован по стандарту THX Ultra 2, перестаёт удивлять, если вспомнить, что усилители Parasound используются в студии Lucasfilm, создавшей этот стандарт.
Фирменный звук Parasound
Одной из особенностей фирменных усилителей мощности Parasound является высокий демпинг-фактор — показатель, напрямую характеризующий способность усилителя справляться со сложной нагрузкой и отрабатывать динамические моменты. В то время как у большинства домашних усилителей класса АВ показатель демпинг-фактора порядка 100 единиц уже считается неплохим показателем, у модели A21 он составляет 1100. Поэтому до появления усилителей класса D конкурентов у Parasound было крайне мало, впрочем, и сейчас ему могут позавидовать многие.
Установленная в тестовой системе акустика Unison Research Max, хоть и имеет высокую чувствительность, однако считается довольно сложной для усиления, поскольку требует высокую мощность и имеет достаточно простые разделительные фильтры. Взять под контроль 30 см динамик, работающий в диапазоне от 30 до 2000 Гц — весьма непростая задача, с которой Parasound A21 справился. За всё время тестирования усилитель ни разу не спасовал, сохранил контроль даже на сложных партиях бас-гитары Маркуса Миллера или внезапных фортиссимо Лондонского Симфонического Оркестра.
Микро- и макродинамика — те факторы, без которых музыка не будет казаться достаточно живой и выразительной. И именно в этом комплект Parasound лучше многих конкурентов. Усилитель крайне внимателен к микронюансам и при этом не сдерживает атаку при резком переходе от тишины к оглушительному грохоту. Поэтому особенно волшебно повисают в тишине паузы при прослушивании классики.
В плане тонального баланса и разрешающей способности к Parasound нет ровным счетом никаких претензий. Источником сигнала во время теста служил сетевой плеер High End класса Cary DMS-500, который, как и колонки, стоит дороже чем P5 и A21 вместе взятые. По всем законам жанра, для соответствия источнику и акустике, пред и мощник должны быть вдвое дороже, чем компоненты Parasound. Но при прослушивании было совершенно очевидно, что каждый из компонентов системы находится на своём месте и ни в чём не проигрывает остальным.
Звуковой тракт получился предельно прозрачным как в информационном плане, так и в плане передачи эмоций. Доставая из записи совершенно немыслимые и ранее незамеченные детали, система не забывала передавать характер записей: в одной жесткость и напор, в другой нежность и бархатистость. Я с удовольствием послушал Hi-Res-версию альбома «BlackStar» Дэвида Боуи, удивляясь тому, насколько в звуке может сочетаться идеальное разделение инструментов со столь же идеальной цельностью композиции. Также отметил, что дебютный альбом Hozier записан грязновато и не так чётко, как мне казалось до этого прослушивания, что впрочем, не помешало получить от него массу разнообразных эмоций. Liquid Tension Experiment были виртуозны и бесподобны, а благодаря комплекту Parasound стала очевидна слаженность и точность их исполнения.
Дополнительные опции
Предъявить какие-либо претензии к комплекту компонентов Parasound в плане звучания было крайне сложно. Но, в конце концов, разве может же быть идеальным абсолютно всё? Немного покопавшись с дополнительными функциями предварительного усилителя, мне удалось выяснить, что их не стоит использовать в качестве основного средства воспроизведения. Встроенный ЦАП, фонокорректор и усилитель для наушников работают в принципе неплохо, и их присутствие никак нельзя назвать формальным. Однако если сам предусилитель звучит на уровне некоторых конкурентов, чья цена вдвое выше, его встроенные дополнительные модули проиграют в плане разрешения более дешевым раздельным компонентам.
С одной стороны, это значит, что при необходимости получить достойный уровень качества, вам понадобится внешний фонокорректор, внешний USB-ЦАП и внешний усилитель для наушников. Но с другой стороны, предъявлять по этому поводу хоть какие-то претензии сродни тому, что купить авто с динамикой как у Ламборгини по цене малолитражки и жаловаться, что салон у неё не как у итальянского суперкара.
Итог
При условии использования качественного плеера звучание будет превосходным. Важно, чтобы весь тракт, начиная с источника, был балансным. У компонентов Parasound этот способ подключения однозначно превосходит обычный. Проблем с акустикой быть не должно вне зависимости от её габаритов и характеристик. А21 достаточно силён, чтобы справиться практически с любой акустической системой. В целом, комплект Р5 + А21 получился вполне конкурентоспособен даже на фоне более дорогих систем. Если есть желание сэкономить ещё, можно выбрать акустику поскромнее и заменить усилитель мощности на менее дорогую модель А23.
Предварительный усилитель Parasound P5 (139 990 рублей)
Количество каналов — 2.1
Диапазон частот — 10-100000 Гц (-3дБ)
Соотношение сигнал/шум — 108 дБ (линейный вход)
Искажения — менее 0,01%
Встроенный кроссовер — 20-140 Гц (отключаемый)
Встроенный ЦАП — РСМ1798, 24бит/192кГц
Встроенный фонокорректор — ММ 47кОм, МС 47 и 100 кОм
Входы — балансные, 5х линейный, Phono, сквозной вход для ДК 2.2, AUX, коаксиальный, оптический, USB (24бит/96кГц)
Выходы — балансные 2.1, не балансные 2.2, выход для наушников
Интерфейсы управления — отключаемый триггерный вход и сквозной выход, ИК вход и сквозной выходной
Габариты — 437х350х105 мм
Масса — 6,3 кг
Усилитель мощности Parasound A21 (319 990 рублей)
Количество каналов — 2 или 1 в мостовом режиме
Мощность — 2х 250 Вт при 8 Ом, 2х 400 при 4 Ом, 750 Вт при 8 Ом в режиме моста
Диапазон частот — 5-100000 Гц (-3дБ)
Соотношение сигнал/шум — 112 дБ (линейный вход)
Искажения — менее 0,2% при полной мощности
Демпинг фактор — 1100
Входы — балансные, не балансные
Выходы — не балансные сквозные
Интерфейсы управления — отключаемый триггерный вход и сквозной выход
Габариты — 437х490х195 мм
Масса — 27,5 кг