Помогите собрать ламповый усилитель • Stereo.ru
Вопрос Michail89 66 1

Помогите собрать ламповый усилитель

Всем добрый день.

Захотелось собрать ламповый усилитель. Желательно два моноблока. Понимаю что быстрее и проще купить. Но вот есть такое желание, непреодолимое. Проблема в том , что единственное что я знаю, это какой стороной паяльник держать. Так вот просьба к знающим людям. Научите, вот как ребёнка малого. Или хотя бы подскажите где взять подробную информацию. Хочется сделать такую вещь за которую было бы не стыдно показать, послушать.

Заранее спасибо. И пожалуйста не ругайте меня за то, что я может бы не совсем понимаю о чем прошу.

Ответы

Wadim

Поищите, как выше указали уже:

Торопкин, Андреев: Как создать ламповый усилитель своими руками

Рекомендую. Очень подробно описано, просто для понимания .

Как вариант можно пойти другим путем и найти готовые платы УНЧ с блоками питания от двух советских радиол монофонических - двойное моно получите. Провести ревизию и корпус подобрать.


Radiolyubitel @bluesevich

Но ТС нужен не старый хлам, а усилитель приличного вида и с достойным звуком, который не стыдно показать друзьям. Чтобы солидно смотрелся и приятно светил огоньками накала ламп.

bluesevich @Radiolyubitel

Всё можно "напарафинить" и привести в божеский вид:)) Всё зависит от желания и умелости рук:)) Можно оставит таким колхозом

А можно постараться и сделать типа "винтаж"


Igor-I @Wadim

Вадим а есть возможность эти усилители в авто приспособить под сч-вч Fountek FR88EX? у меня вот такая мысль появилась...

Radiolyubitel

Самая большая иллюзия глядя на ламповый усилитель - да я такой запросто могу сделать. Одного желания мало. Научиться собирать усилители, в том числе и ламповые непросто, не быстро и недешево и очень трудоемко. Надо долго серьезно изучать теорию, читать техническую литературу а затем опять же не один год пробовать практически методом своих собственных проб и ошибок и нарабатывать опыт. Тот усилитель который вас будет устраивать тоже получится не сразу. Сегодня захотели, завтра собрали, послезавтра включили не получится. Сам когда то собирал. Я знаю радиолюбителей которые вели сборку ламповых усилителей годами. Может быть вам попробовать для начала повторить какую нибудь конструкцию уже разработанную. Купить набор для сборки DIY с готовыми трансформаторами - они вносят самый большой вклад в звук и являются самой трудоемкой частью лампового усилителя и потихоньку собирать и читать литературу. Наверное есть специализированные сайты, где общаются самодельщики. Не стыдно показать - значит корпус самому не сделать, придется заказывать тем, кто может его сделать красивым, а до этого его самому сконструировать, дома на коленке без инструментов опыта и оснастки его не сделать. Самый большой вопрос - не стыдно послушать. В общем вы уже поняли - овчинка не стоит выделки. Намного легче выбрать готовый, какой понравится и сразу слушать и не стыдно показать известный брэнд. Ваш самодельный усилитель никогда не будет иметь такого авторитета у знакомых.

bluesevich @Radiolyubitel

Николай, один вот желающий собрать себе "сатап"(его слова) своими руками привёл такой аргумент на похожее возражение - да я КПП в чистом поле голыми руками разберу и соберу, куда там усю с акустикой.

Radiolyubitel @bluesevich

Я в свое время 50 лет назад начинал с книги "Ламповый усилитель - шаг за шагом" автор Сворень . На мой взгляд в чистом поле голыми руками одному КПП голыми руками без инструментов и вспомогательной оснастки - сьемников и т.д. не то что перебрать а даже и не снять. Несколько высококлассных специалистов во время ралли при наличии оснастки меняли движок и коробку - было. Я говорю не о крайнем случае, когда деваться некуда и время поджимает а о рациональном продуманном и прагматичном действии - легче, эффективнее и быстрее выбрать подходящий, купить и слушать. Ну в крайнем случае купить набор для сборки с готовыми трансформаторами. Ну и мое личное мнение после многолетней работы с профессиональной ламповой аппаратурой: этот геморрой мне больше не нужен. Да и ламповая окраска звука, за которую любят такие усилители мне не нравится.

Andrey7236 @Radiolyubitel

Все верно сказано!

Радиолюбительство невозможно без базы знаний, хотя бы основных, а тем более, сделать самому такую конструкцию, как ламповый усилитель. Да не абы какой, а чтобы играл сносно.

Grandis

Для изготовления шасси, под усилок, купил Х.К. лист 1.5мм. Китайский инструмент, в К&Б(конструкторское бюро) взял чертеж. Буду резать.

Igor-I

Нелегкое это дело !) а что бы вам дать более правильный совет надо знать для какой музыки должен он соответствовать, мощность, какая кдп, умение играть на тихой громкости(без изменения АЧХ) и т.д.)

Michail89 @Igor-I

я считаю плохой музыки не бывает, бывают плохие музыканты. На счёт мощности - думаю ватт 15-20 будет за глаза. Хочется просто слушать ( думаю для начала) не громко , но и не тихо. Для меня важно самому это сделать. Может это бзик, но есть такое желание.

TY-214

Советую сначала почитать книгу Торопкина:
Ламповый Hi-Fi усилитель своими руками.


Начать лучше с однотактника, в книге можно подобрать выходную лампу. Параллельно надо смотреть на цены на эти самые лампы и подходящие выходные трансформаторы. Вообще, ламповый усилитель - это не про лампы, а про трансформаторы)



Igor-I @Michail89

ну например приведенные мной примеры выше 34 -е менее мощные и для более спокойной музыке а 88-е более мощные и драйвовые.

Igor-I

)) да кстати помню телевизор один(модель только не помню) Алексей или Вадим думаю подскажут ) там отдельный блок ламповый был с динамиками, можно и его ) звук вот помню прям ламповый был с динамиками 3гд-40 и бумажная пищалка вроде была )

Bbhob

Из литературы: Морган Джонс «Ламповые усилители». Их практики: берите кит с Алиэкспресса, простой но с репутацией (с хорошими отзывами по Европе) и не гонитесь за мощностью, 5Ватт это уже дофига.

Michail89

Всем большое спасибо за советы. Пожалуй начну с литературы предложенной выше. Думаю это пока самое оптимальное. Кит наборы экономят много времени и сил, но где тогда романтика. По мере продвижения прогресса отпишусь. Если будут сложности попрошу совета. Спасибо.

Doktor_Dok

Вот Вы полемику развели... Чел попросил о помощи, так скиньте схему. Из лучшего он сам выберет и только тогда уже давайте советы

Wadim @Michail89

В PP каждый полупериод сигнала по отдельности усиливается и потом складывается. В SE полный период обрабатывается целиком. Если ну очень коротко.

Grandis

Моноблок. Однотакт.

Цитата из форума:

Вопрос. Что лучше - однотактный или двухтактный усилитель?
Ответ. Подумай, почему ни одна фирма, завод в мире никогда не выпускали усилители -
однотакты в 30-60 года прошлого столетия? Ведь однотакт это так "аудиофильно"! Конечно
же двухтакт по всем параметрам и звучанию выше однотакта.
УНЧ в советской аппараратуре высшего класса строились только двухтактные.
Однотакты - удел простых радиоприёмников и магнитофонов. Лишь бы играло. В
усилителестроении это первый шаг. Что бы понять как работает усилитель, как он
настраивается, набить руку так сказать

Nikiniko @Grandis
Ответ. Подумай, почему ни одна фирма, завод в мире никогда не выпускали усилители -однотакты в 30-60 года прошлого столетия?

Что-то ржу

Узнаёте? Чуть не в каждом американском кинотеатре стояли.

У PP есть только одно преимущество - меньшая цена, размеры и вес приходящиеся на ватт выходной мощности. Выходной трансформатор у SE дороже и требования к блоку питания ваше

УНЧ в советской аппараратуре высшего класса строились только двухтактные.

исключительно из экономии

Grandis @Nikiniko

Я не специалист и не инженер по ламповой аппаратуре, но судя по фото это два моноблока- двухтакты. Лампы КТ-90. Вот, примерная схема усилителя.

Nikiniko @Grandis

Вы полагаете, что Western Electric в своих усилителях применяли вот эти сумрачные творения китайского гения? Притом лет за 30~40 до того момента как на территории Китая была произведена первая радиолампа?


.

Nikiniko @Grandis

в этой вашей схеме умиляет то, что в анодном питании аж два дросселя зато фиксированное смещение организованно из говна и палок. Конечно , такие решения встречаются в каждом втором продукте с Алиэкспресс не считая каждого первого, но чтоб человек сам для себя такое сделал…

P.S. А питание накалов видимо организованно как на другой вашей схеме?


Мда, a потом люди пишут «фоник фонит»

Grandis @Nikiniko

Все схемы, которые здесь выложены, разработаны советскими инженерами по ламповой технике прошлого века, с годов 1950 по 1980 г.г. По Вашему, вся эпоха тех времён, делала из говна и палок? Я не хочу ни с кем соревноваться во флуде, кому то, что то доказывать, где и что круче. Просто делаю то, что мне нравиться.

Nikiniko @Grandis
Все схемы, которые здесь выложены, разработаны советскими инженерами по ламповой технике прошлого века

Ага. И мечтой советского человека был всегда какой-нибудь Телефункен

Wadim @Grandis

А почему так много отверстий под панельки? По вашим схемам всего три лампы.

Судя по фото, глубина довольно большая.

Grandis

Схема, первая, моноблок-двухтакт. На один канал, три лампы. 6Н9С-1шт. драйвер+разворачивает фазу. 6П41С-2шт. выходной каскад. Я делаю, в одном корпусе, два моноблока, но с одним питанием. С двумя дросселями и двумя ТВЗ(трансформатор выходной звуковой). Получается, 5 трансов, 6 ламп. По уму, вообще, надо раздельно делать питание, т.е. полное разделение каналов. Доделаю шасси, покрашу и все такое. Сделаю монтаж схемы и буду, по мере возможностей, выкладывать лабораторные работы по фону, АЧХ, КНИ, ИМД и т.д.

Grandis

Делаю в первый раз! То, что глубоко ... Может быть. ТС будет сверху, а лучше два транса+ 2 дросселя, ТВЗ в подвале.

Grandis

Я, конечно, не с бухты барахты это все делаю. Начал с однотакта, не понравилось! Нет, музыки! Не слышу. Сделал двухтакт-моноблок на 6Н9С+6П3С, вот тут понял, вкусно! Делал в корпусе, для учебы, в эл. щитке. Сам наматывал трансы, ТА и ТВЗ. Но ТВЗ лучше, взять готовый. Конечно, ещё и акустика должна быть добротная и, соседи глухие.

skarabei

Я считаю начинать надо с однотактника.

Пляшем от трансформатора. Находим любой от ламповой техники. По трансу подбираем лампу, проще триод. На дорогие не заморачиваемся, берем "сделано в СССР". Под этот набор гуглим схему. Собираем навесным монтажем и экспериментируем.

Внимательно относимся к напряжению 250-300 вольт. Этот усилок будет у вас на столе разбросан.

Furmanov

Собрать ламповый усилитель? Естественно надо собирать однотактный. Для любого помещения в квартире его будет достаточно. Конечно, сейчас меня будут тут разбирать по клеточкам, но проведя многочисленные снятия характеристик, еще в хорошие времена, он ничем не уступает двухтактным по качеству, если правильно вогнать характеристики ламп. Испортить звук можно только повышенным напряжением на входе. Минимальное количество деталей, а дальше можно экспериментировать с обратной связью и другими навесами... Немного из опыта. Сейчас нет возможности сделать фотки, т.к. я лет 20 не занимаюсь, а собранные мной усилители прекрасно до сих пор работают в Германии, работает и у моего сына. Конечно, может я отстал от знающих тут людей, тупо собирающих "ламповое" звучание. В Германию уехали 2 моих усилителя в разные города, прекрасно работают на сценах. Была проблема, звонили, но это лишь в замене электролитов. Конечно, автору я не советую такими устройствами заморачиваться, т.к. они были собраны в оконечном каскаде на керамических триодах по мостовой схеме по 2 в каждом плече. Собственно это в каждом случае 2 тумбочки. Да и сейчас достать эти лампы невозможно, а тогда их просто выкидывали. Вся система была трехканальной. В 2 каналах (ВЧ и СЧ) лампы, а в НЧ- транзисторы. Мощность НЧ - 200 вт, СЧ- приблизительно 75, ВЧ- около 30. Ну не буду. Я никогда не соглашусь с мнением, что надо делать один ламповый усилитель с широким спектром частот. Делать тембр-блок и прочие навороты с обратной связью. Для дома лучше всего собрать усилитель на 3, минимум 2 частоты. Фильтры частот на лампах очень хорошо описаны в любой литературе и можно найти в интернете. Фильтр ставить только на входе. Ламповые фильтры, в отличии от транзисторных и на микросхемах никак не влияют на срез частот в соседних каналах. По этому, сразу после входа ставим на триоде (использую 6Н1П или 6Н2П по половинке), фильтр НЧ - транзисторный. Далее первые 2 каскада на этих же лампах, а в оконечнике неубиваемую 6П3С, на крайней случай 6П6С, на ВЧ оправдано 6П36С. Другие лампы не дают чистого прозрачного звучания, разве если только использовать триоды. Напряжение анода 250-300 в. Опыт показал, что лучше силовой трансформатор мотать с средней точкой, а в фильтр ставить дроссель. Самое сложное- питание накала. Переменное напряжение всегда будет фонить. Я после многих экспериментов нашел для себя способ. Мотал на трансформатор обмотку на 12-15 вольт, а потом выпрямлял и стабилизатор на 6,3 в. был собран на КТ808. Выходной трансформатор дело тонкое, но очень подходил строчный трансформатор от лампового ТВ, хотя для начинающего вполне подойдет трансформатор 220/6 (или 12) в., смотря скольки омные будут динамики. Шасси обязательно металлическое, на триоды - экраны. Весь усилитель на каждый канал- 8 резисторов, 3 конденсатора, 3-5 электролитов. При современных деталях электролиты не занимают много места, как раньше. НЧ исключительно на транзисторах, можно взять готовые, их предостаточно в магазинах. Лампы НЧ выдают плохо. Но на ВЧ им нет равных. При желании можно и СЧ объединить с ВЧ, но рассчитать фильтр в колонках, только тогда придется собирать двухтактную схему, скорей всего, не экспериментировал. Схему могу нарисовать, если заинтересует. Если НЧ на лампах, то надо учесть, что при обрыве динамика при высокой громкости выйдет из строя скорей всего лампа, т.к. она войдет в "разгон". Почему говорю, на НЧ придется делать усилитель не менее 25-40 вт. для комнаты, чтобы ламповый усилок выдал их. Это не для громкости, а для сохранения АЧХ, конечно слушать надо на не более 25% мощности, чтобы не было искажений. А теперь спорьте.

Только авторизованные пользователи могут отвечать на вопросы, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.