В своё время лично переслушал несколько десятков пар S-90 разных моделей. Достаточно длительное время владел рижскими 35АС-212 - пара оказалась удачной. Недавно перепали практически новые динамики, что совпало с продаваемой по соседству "сладкой парочкой" именно рижских 212-х, причем долгое время простоявших без дела. Сердце ёкнуло, ностальгия взбрыкнула, решил тряхнуть стариной.

Скажу сразу по честняку, S-90 я и все мои знакомые эксплуатировали только в нейтральном или крайне левом положении (на малой громкости) переключателя СЧ !!! Что касается переключателя ВЧ, то единого мнения не было: предпочтения отдавались нейтральному, или крайне правому положению (опять-таки на малой громкости).

Первая ласточка 35АС-1 имела явно компромиссный СЧ динамик 15 ГД-11-120 , ейной АЧХ с крайне правым положением СЧ переключателя нынче стращают на всех форумах, наводнённых продавцами современных акустических систем.

Модификаций у S-90 (то бишь, 35-й линейки колонок) было немерено, шараханий с конструкцией тоже. Отмечу лишь то, что слушал своими ушами. Так, поздняя 35АС-216 "Орбита"(в скругленных корпусах серого цвета и регулировками СЧ/ВЧ на спине) звучала, мягко говоря, весьма странно, хотя головки были как бы те же ( 75ГДН-1-420ГДС-1-86ГДВ-6-16), что и у более удачной 35АС-012. А у 35АС-208 "Корвет" лично мне не понравились напрочь ВЧ: 10-13 кГц очень важная для слуховых ощущений полоса, в которой проваливать АЧХ категорически нельзя. Впрочем, не исключено, что попалась пара с прибитыми пищалками. Вдоволь отведал и S-70 (35АС-013) - активной реинкарнации S-90, однако это отдельная история.

Нет смысла репостить многочисленные фанни сториз про S-90, сошлюсь лишь на одно повествование, претендующее на исследование. А уж по модернизации S-90 вывалено столько как реалий, так и фантазий, что опупеть можно.

"Рекомендуется установить панель акустического сопротивления (ПАС) на выходе порта фазоинвертора. Это техническое решение, защищенное авторским свидетельством СССР № 577699, позволяет снизить акустическую добротность головки громкоговорителя в несколько раз. Акустическая система с такой ПАС звучит более естественно, без бубнения"

"Резинотканевый подвес (СЧ), для восстановления эластичности, пропитывают аэрозолем "Кондиционер и натяжитель приводных ремней". После такой доработки существенно увеличился частотный диапазона головки, до 10 кГц (!), улучшились линейность АЧХ звукового давления и, самое главное, качество звучания акустической системы в целом."

[1]

Любопытный анализ проделан тут [2]:

"...положению «0 дБ» у 35АС-1 отвечает положение «-3 дБ» у 35АС-012, а в положении «0 дБ» 35АС-012 вынуждена кричать. Причина сего сокрыта мраком, моё предположение – АС делалась специально под дискотеку, большой зал с танцующими с поглощением на СЧ/ВЧ. Как бы там ни было, но среднее положение у нашей АС, подписанное «-3 дБ», на самом деле является положением «0 дБ»

На странице развесёлой переделки [3] столкнулся со странным диагнозом купленной на развалах паре 35АС-212:

Полное отсутствие середины, потеря послезвучаний, «воздуха», из-за этого, что­бы хоть что-то услышать, приходится делать неимоверную громкость, что чревато кон­фликтом с соседями...

Автор вышеприведённого перла заверяет, что измерил АЧХ, но её картиночку, а так же инфу, как и чем измерял, почему-то не привёл. Что имеется в виду под "серединой" - автором не уточняется. Зато предлагается найти советский теннисный шарик и распилить его пополам, наклеив поверх пылезащитного колпачка СЧ динамика. Ну-ну, "пилите, Шура !)))"...

По факту S-90 не могли похвастать гигантским звуковым давлением (для среднего по площади дискотечного зала с низким потолком пришлось впахивать 4 пары), в небольших помещениях подгуживали, к тому же СЧ надо было прибирать (опять таки не совсем удачная модель СЧ динамика 15 ГД-11А, причем разнящаяся у разных заводов), а в стерео пары подбирать по АЧХ, зато с любым усилителем звук выдавали магически-проникновенный (особенно не в стеснённых условиях).

Главное достоинство S-90 - "пробивание" практически любого помещения, т.е. малая зависимость от акустических свойств последнего (редкое ныне качество домашних колонок).

Другое достоинство S-90 - не выпячивание огрехов записей. Разумеется, при этом смазывалась детализация, но лезть в епархию студийных мониторов - удел нишевых/рисковых производителей.

Самое слабое звено S-90, безусловно, СЧ динамик. Менять 15ГД-шки однозначно, благо продаются альтернативные динамики, точно подходящие по месту!

Главный недостаток S-90 - технологический разброс, особенно заметный у брянских и т.п. колонок. Советские заводы гнали план по валу, зачастую втыкая какие попало среднечастотники и не парясь с подбором в пары. Так, вместо вариаций 15ГД иногда оказывался длинноходный полубасовичок 10ГД-34, который в полочных S-30 отвечал за НЧ - и это, похоже, довольно удачная замена. Такой же завал выше 5 кГц, зато на 2 кГц впадинка , а не режущая чувствительное ухо вспученность, и ямка на 400 Гц, а не на 500.

Принято сетовать на завал с 5 кГц у всех СЧ динамиков, задействованных в S-90, но чем таковой плох, внятных разъяснений нет. В принципе, благодаря этому завалу проще стыковать ВЧ динамик - нет нужды городить фильтр высокого порядка, а чем выше подхватывает пищалка, тем ей проще. Однако именно у 10ГД35 (16 Ом) у некоторых экземпляров из числа крупно серийных примерно на 5 кГц торчит поганый пичище основного резонанса, причем гуляющий от экземпляра к экземпляру якобы аж до 3 кГц [4]. По изначальному замыслу разброс должен был составить якобы 2,9-3,6 кГц, но каково было в итоге реальное распределение - уже вряд ли выяснить. Как вариант, вырезать сей пик режекторным LC-фильтром, или стыковать ВЧ и СЧ динамики с дыркой, тем более, что оная в области 4-5 кГц спасает чувствительный слух. Устанавливаемый в некоторых моделях S-90 альтернативный 6ГД-13 (8 Ом) представляется более предпочтительным, не смотря на более низкую чувствительность (компенсируется/выравнивается регулятором/делителем ВЧ).

АЧХ двух разных пищалок S90 [5]

Технологический разброс параметров ВЧ динамиков (резонансной частоты и т.д.) на вскидку, т.е. эмпирически, временами составлял 25%. Про разброс СЧ и НЧ динамиков бродят вообще очень жуткие страшилки.

Разброс номиналов конденсаторов в фильтрах S-90 мог оказаться драматичным, из-за чего многие пары плохо строили стерео сцену. По слухам в пары отбирали те S-90, которые шли на экспорт , и даже аж в Швецию.

Вследствие немалого технологического разброса кому-то в СССР (и наследникам в России) достались прилично звучащие S-90, а кому-то "не очень"...

Итак, звучание недавно приобретённых абсолютно не копанных 35АС-212 (у которых лишь перепаял родные косички токоподводов к басовикам), по слуховой памяти почти полностью совпало со звучанием такой же модели в 1983-1984 годах. Сравнительной базой послужили достаточно хорошо сохранившиеся Technics SB-3. Любопытный момент: стерео картину пара тоже строит схоже. Однако тест сфазированности на СЧ Линда_Танцы тибетских лам_4 - Ляп-ляп-ляп_фрагмент  новоявленная пара прошла на троечку. Видать, пора менять конденсаторы.

НЧ проверил на даксайдовском "Time", где бас топит от 40 до 50 Гц, причем с выраженной 2й гармоникой, очевидно, привнесённой гитарной примочкой. Данные 35АС-212 отработали хорошо. Многие современные АС справляются хуже, плодя искажения. Конечно, скорость баса не выдающаяся (с таким-то лопухом!), на бросающегося в уши затяга нет.

ВЧ протестил на Калинов Мост_Травень_12 - Девочка летом_фрагмент . Нужная яркость, но без фанатизма. "Воздуха" хотелось бы побольше - супер твитер в помощь. Современные пищалки с металлическими диффузорами, излучателями хейла или ленточникам дают более насыщенные ВЧ.

В целом на малой громкости "аудентичные"-некопанные и изначально, похоже, удачные в паре 35АС-212 играют неплохо. Увы, с повышением громкости, начинают резать слух искажения, прежде всего на СЧ.

И ещё очень подлянистый моментик. Перекомпрессированные записи, а таковые нынче сплошь и рядом, включая ремастеры , хай-резы, хи-фи стримы и тд - явно не конёк непеределанных S-90. Что и не удивительно: разрабатывались колонки в эпоху, когда перекомпрессия записи считалась браком и прямо в студиях отравлялась в мусорку.

При крайне левом положении переключателя СЧ, и крайне правом ВЧ у 35АС-212 получаем гладкую V-образную АЧХ, которая идеально подходит для прослушивания на малой громкости с современными усилителями, не имеющими функции тонкомпенсации. В среднем положении регуляторов АЧХ выравнивается, но звучание, мягко говоря, на любителя, стопудово не для моего слуха с обострённой чувствительностью на 4 кГц. Выше 12 кГц начинается спад.

Бесспорно, у S-90 своя особая ниша. Таскать 20 кило с гаком и впихивать в жилую комнату здоровенные ящики резонно ради баса. И вот тут всё путём. Ни один активный саб (не запредельной цены) НЧ так не отработает.

В инете валяется туча видео с записью звучания разных S-90. Без измерений, да еще и на по разному убитых экземплярах, да ещё в одни уши - в выводами сплошная отсебятина. Например, на видео ниже (звук записан сносно) у 35АС-212 почему то регулятор СЧ находится в крайне правом положении.

Волею судьбы звучание новоявленных S-90 было сравнено с современными полочниками Heco Celan Revolution 3 White Satin в связке с усилителем Leak. У данных Хеко довольно глубокие НЧ достигнуты не за счёт изощрений с ФИ, а путём литража корпуса, поэтому нет гудежа даже в малых помещениях. Как и следовало ожидать, детальность на СЧ выше, а ВЧ почище, чем у S-90.

Но... 100 тыср с гаком, или 10 тыср - вот в чём вопрос. Не так ли?

Кстати, в 1984 году пара S-90 стоила 300 руб. В пересчёте на останкинскую колбаску (2.90 рупь за кило) получим почти 100 кг. Нынче подобная колбаска стоит 450 рупь за кило, умножаем на 100 кг, получаем 45 тыср. Нормалёк! Если же перечитывать по зарплате, то оная инженера оборонки тогда была 150 рублей, т.е. S-90 стоили 2 зарплаты - мало кто из семейных мог позволить. Сейчас же обошлись бы в 1 зарплату (без премий). Уже веселее!) Так что даёшь нормальные отечественные колонки по ~50 тыср!!!)))

PS

Следует признать, что теперь найти-раскопать более-менее сохранившиеся S-90 в первозданном виде задачка аховая. Слишком много улучшателей приложили шаловливые ручки, ориентируясь только на свой слух. К тому же, типовые российские условия хранения-содержания не пощадили мастодонтов. Все S-90, что пребывали в не отапливаемых гаражах и т.п. - однозначно на органы, то бишь, на запчасти.

PPS

Допматериал в тему:

Возрождение S90 (35АС-012) https://stereo.ru/p/o7uem-vozrozhdenie-s90-35as-012

Radiotehnika S90 против Sonus Faber Amati Anniversario и ALLB Music Tower 10.2 Valentina. https://stereo.ru/p/s9tk2-radiotehnika-s90-protiv-sonus-faber-amati-anniversario-i-allb-music-tower

[1] https://www.radioradar.net/radiofan/audio_equipment/35ac_012.html

[2] https://ldsound.info/35-ac-012-s-90-part-1-filter-analysis/

[3] https://audiojob.ru/usilitel/kolonki-s90.html

[4] https://radiostorage.net/5369-modernizaciya-akusticheskoj-sistemy-35as-012-s-90.html

[5] https://ldsound.info/6-gdv-4-8-6-gd-13/