Ну вот и добрались мы до второй части "Вятских приключений" - спасибо Дэйву и Михаилу. А еще огромное спасибо @Dvorbor - Борис оперативно сделал качественный перевод-подстрочник к видео, пока я удаленно учил детей архитектуре.

Dave Denyer:

В рамках моего недавнего виртуального визита в Smart Audio Recording Lab в Кирове ( Россия), я также встретился (виртуально) с Дмитрием Александровым, который ведет блог на российском сайте www.stereo.ru. Дмитрий, который в обычной жизни является архитектором, и который хотел задать мне несколько вопросов от имени читателей сайта про магнитофоны и все, что с ними связано, и, конечно же, я был счастлив помочь – для меня любой повод для разговоров на эту тему всегда в радость!

BigD: вопросы были заранее подготовлены, переведены и отправлены Дэйву. Но формат общения и его уровень душевности и открытости по факту, позволил разбить нашу беседу по трем группам вопросов в редакции Дэйва.

Предвидится ли снижение цен на новые магнитофоны?

D.D.

Во-первых мы говорим о новых моделях, представленных сейчас на рынке, например, от Ballfinger и Metaxas. Они дороги по сравнению с бывшими в употреблении полу или профессиональными деками 1980 и 1990-х годов. Верю ли я, учитывая продолжающееся возрождение аналогового звука, что мы увидим какие-либо новые магнитофоны, более доступные по цене для более широкого массового рынка? Это интересный вопрос.

В Европе сейчас можно купить новый магнитофон от 10 до 25 тысяч фунтов стерлингов (примечание - здесь и далее приводятся цены в фунтах стерлингов или евро), в зависимости от того, собираетесь ли вы использовать только воспроизведение или также хотите записывать пленки. Но на самом деле я не согласен с тем, что эти машины дорогие как таковые. Да, конечно, их стоимость достаточно высока, и не у всех есть такие деньги. Я имею в виду, что эти новые изделия нельзя оценивать только на основании того, что они являются предметами роскоши или брендом, или для того, чтобы получить высокую прибыль, поскольку спрос относительно невелик и на рынке очень мало конкурентов. Цена отражает качество и сложность конструкции этих дек, которая напрямую сопоставима с некоторыми из лучших образцов современных Hi-Fi систем.

Например, есть фоно корректоры или вертушки, которые стоят значительно дороже, чем магнитофон Ballfinger! На самом деле в магнитофоне больше инженерии, чем в любом усилителе, так что вы понимаете, о чем я говорю. А покупая Metaxas Tourbillon, вы также приобретаете произведение искусства, икону дизайна. За что вы заплатили, то вы и получили.

Имея все это в виду, насколько реально магнитофон может быть дешевым?

Несколько лет назад я разговаривал с потенциальным производителем, который планировал начать изготавливать деки стоимостью примерно в 5000 евро. (Прим. мой - Фолькер Ланге, совместный проект HorchHouse и Revox)

Но по разным причинам этого не произошло, и, честно говоря, я не уверен, возможно ли это вообще. Объем инженерной мысли, заложенной в создание и реализацию современного магнитофона, возможно, эквивалентен созданию нескольких вертушек плюс нескольких усилителей, так что представьте, как производить все это на высоком качественном уровне за несколько тысяч! Я имею в виду, что даже я, не инженер, просто мне кажется, что около 10 тысяч фунтов стерлингов - разумная отправная точка для качественной магнитофонной деки, созданной со всеми преимуществами современных технологий и инженерии.

Теперь о стоимости лент и мастер-копий. Чистая лента (10,5 дюйма) стоит около 50 евро поэтому, к тому времени, когда вы добавите все остальные производственные затраты, любая официальная копия мастер-ленты всегда будет стоить как минимум, скажем, 200 фунтов стерлингов. Но, конечно, это невероятно дорого по сравнению с ценой на компакт-диск, виниловый альбом и тем более стриминг и поэтому все не так доступно для широкого рынка. В нашем потребительском обществе мы привыкли ожидать, что многие вещи будут все более дешевыми или, по крайней мере, все более доступными, но реальность для людей интересующихся лентой такова, что вы не получите новейшие технологии по доступной цене сейчас. Доступной, для большинства из нас.

Так увидим ли мы когда-нибудь официальную мастер-копию Dark Side of the Moon?

Далее мы поговорим о музыке, которая сейчас доступна на магнитной ленте. В целом она делится на два лагеря: архивные записи и новые записи, причем последние, в основном, принадлежат начинающим исполнителям.

В обоих случаях, многое из того, что предлагается, относится к специфическим жанрам, и чего у нас пока нет, так это того классического рока, который мы все очень хотим услышать, эти легендарные группы 1970-х годов - Pink Floyd, Led Zeppelin и т.д. - может ли какой-либо из лейблов изменить эту ситуацию. Возможно ли, что мы когда-нибудь увидим официальную копию, скажем, Dark Side of the Moon?

Да, наверное, я и сам бы тоже этого очень хотел! Я часто размышлял над этим вопросом, и с этой целью беседовал с несколькими руководителями звукозаписывающих компаний и продюсерами. Многое зависит от того, кому принадлежат права на музыку. И снова возникает проблема стоимости. Если мы возьмем The Dark Side of the Moon Immersion в качестве нашего примера, они (правообладатели) могут продавать и продают пустую архивную коробку из-под мастер-ленты по цене в районе 200 фунтов стерлингов, поэтому, если они когда-либо будут выпускать подлинные мастер-копии магнитной ленты - фактически выпустить в свет их оригинальные архивы - тогда эти ленты, несомненно, стоили бы ужасно больших денег, я говорю о нескольких тысячах британских фунтов.

И тогда, когда это случится реально, как я полагаю, возникает вопрос, сколько нелегальных копий такой ленты будет распространяться в результате не только на магнитной ленте, но и на других носителях? И правообладателей это беспокоит.

Я также разговаривал с несколькими известными музыкантами 80-х, которые подписали, скажем, 25-летний контракт со своей звукозаписывающей компанией и срок действия которого истек - теперь они владеют правами на свою музыку. Я спросил их о возможности выпуска копий мастер-лент и их новых записей. Они проявили некий интерес, но они проявили также и беспокойство, а сколько им придется инвестировать в производство и маркетинг и сколько они реально заработают на продаже этих копий, поскольку надо признать, мы имеем дело с очень «нишевым» продуктом пока. Но я определенно вижу такую возможность и нам нужно обратиться к музыкантам и исполнителям с предложением…

Каков лучший выбор при покупке первого магнитофона?

Предполагая, что у большинства из вас будет бюджет, позволяющий приобрести только винтажные рабочие аппараты, отвечаю на вопрос: какой магнитофон я бы порекомендовал тем, кто делает свои первые инвестиции в мир R2R. Моим первым аппаратом был Technics RS1500, который воспроизводил со скоростью 15, 7,5 и 3,75 ips, причем как с двумя, так и с четырьмя дорожками. Но сейчас эти магнитофоны становятся довольно дорогими - в Великобритании вы заплатите как минимум 2000 фунтов стерлингов за работающую машину.

Итак, предполагая что мы говорим, в первую очередь о машине с двумя дорожками и скоростью воспроизведения 38 см/сек, я бы предложил что-то вроде Revox B77 HS в качестве неплохой отправной точки или Revox PR99, который по сути то же самое, но немного новее. Вы можете получить его в рабочем состоянии примерно за 1000 фунтов.

Как отличить настоящую "мастер-ленту" от фальшивой? Есть ли способ отличить подделку от настоящей?

Итак, мы говорим о ранее записанных альбомах, переизданных в форме «прямых копий» на магнитную ленту, а не о новых современных официальных записях. Да, подделок предостаточно. Хотя не существует единого надежного метода их обнаружения, он не так уж и сложен в принципе ...

Первое - это где вы покупаете. Если это eBay или аналогичная площадка - будьте осторожны. В то время как eBay является отличным ресурсом для подбора винтажных коммерчески выпущенных лент (например, 7,5 дюймов в секунду), гораздо менее вероятно, что подлинные лейблы будут продавать свои лицензионные копии мастер-лент (если, конечно, вы не покупаете поддержанную ленту у того, кто купил его новой).

Второе - цена. Если вам предложили выгодную цену, опять же, будьте очень осторожны. Чтобы выпустить в продажу альбом на двух катушках, нужно потратить около 100–150 фунтов стерлингов на чистую пленку, не учитывая упаковку, а также права и гонорары, время и затраты на производство и т.д., не говоря уже о какой-либо небольшой прибыли.

В-третьих, это тот факт, что существует ограниченное количество уважаемых компаний, производящих подлинные копии архивных альбомов на магнитной ленте. Это компании, которые заключили индивидуальные сделки с правообладателями и продают законные копии мастер-лент (возможно, копии второго поколения), произведенные с высоким уровнем качества. У меня есть список, с которым вы можете ознакомиться на моем сайте, он все время пополняется новыми записывающими компаниями, и я приглашаю читателей присылать подробные сведения о любых других, которые вам станут известны.

Я также знаю, что есть и другие лоты, которые могут показаться подлинными, но таковыми не являются. Это пленки без лицензии, потому что это ничто иное, как самодельные пиратские копии. Хорошо, если в некоторых случаях продавец мог действительно приобрести списанную из архива, но хорошую мастер-ленту (или копию) и имеет надлежащее оборудование студийного качества для изготовления копии, но в большинстве случаев вы можете иметь дело с записью цифрового контента на магнитную пленку. В обоих случаях это, конечно, нелицензионные пиратские копии.

В любом случае, при покупке заинтересовавшего вас издания, не бойтесь задавать вопросы продавцу!

BigD:

P.S. Спасибо Дэйву за подробные ответы!!!

Reeltoreel Rambler