Цифра как таковая прекрасна тем, что даже самый простой транспорт уже дает возможность получить высокое качество звука. Но есть и другая сторона медали: дальнейшие усовершенствования даются с трудом, и не так уж много разработчиков способно поднять планку качества настолько, чтобы это было не только видно по спецификациям, но и слышно «невооруженным ухом».

Модельный ряд Aurender — живой пример того, что цифровые источники могут быть очень разными не только в дизайне и функциональности, но и с точки зрения качества звука. Сетевой проигрыватель/сервер N200 — далеко не самый сложный и дорогой аппарат в линейке фирменных цифровых транспортов, однако ему уже достаточно сложно найти конкурентов в плане звука за пределами каталога бренда.

Знакомые черты

Все Aurender выглядят одинаково. Не в том смысле, что их совсем невозможно отличить друг от друга, а в плане наличия узнаваемых фамильных черт: подсвеченная квадратная кнопка питания слева, экран в центре и группа из четырех кнопок справа.

N200 смог выделиться среди прочих своими габаритами: он шире, чем младшая модель N100, и при этом компактнее старших полноразмерных аппаратов вроде N20. Получается, что перед нами компонент размером в 3/4 от стандартного — не половинка, но и не целый.

При этом, если рядом не окажется полноразмерного устройства, выявить реальный размер N200 будет трудно — его даже можно перепутать с N20. Оформление у них практически идентичное: отличаются только абсолютные размеры и совсем немного — пропорции.

Главным украшением фасада является широкий дисплей, размер которого у двухсотой модели составляет 6,9 дюйма. Это позволяет безошибочно идентифицировать обложку, а при 100% зрении и прочитать название трека с места прослушивания.

Еще одна особенность, объединяющая все без исключения устройства Aurender — это фирменное приложение Aurender Conductor. Кстати, в этом есть что-то от вселенской справедливости, когда одним и тем же ПО пользуются обладатели совершенно разных аппаратов, отличающихся по цене буквально на порядок, но при этом само приложение соответствует как раз высшей планке качества.

Наглядный, логично выстроенный, интуитивно понятный интерфейс, бесшовная интеграция сервисов Tidal и Qobuz, позволяющая совместно прослушивать стриминг и собственную коллекцию файлов, удобные инструменты поиска — что еще нужно любителю цифровой музыки? Разве что отсутствие багов в процессе — и таковых в работе приложения замечено не было.

Проблемы могут возникнуть только при патологических ошибках сети, но это говорит лишь о том, что пора поменять роутер. Что же касается быстродействия системы — тут не последнюю роль играет железо плеера, а поскольку N200 появился недавно, его аппаратная часть в полной мере соответствует современным требованиям и скоростям.

Процессор мощнее и быстрее, чем в прежних моделях, оперативки побольше, да и ключевой элемент конструкции — кеширующий SSD на 240 Гб — тоже установлен весьма шустрый: NVMe вместо SATA. В результате стартует и переключается между треками N200 очень даже резво, а задержек при работе с музыкальными библиотеками не наблюдается. Кроме того, увеличение производительности аппаратной части позволило нативно воспроизводить DSD512.

Неизменный компонент всех устройств Aurender — слоты для накопителей долговременной памяти, благодаря которым реализуется функция сервера. В модели N200 имеется два слота под 2,5-дюймовые HDD или SSD накопители. Вне зависимости от типа дисков, которыми укомплектован Aurender, файлы хранящиеся на них воспроизводятся через кеширующий SSD, и долговременная память никак не влияет ни на быстродействие системы, ни на качество воспроизведения.

Технологические чудеса

Качество звука цифрового транспорта целиком и полностью базируется на минимизации джиттера, а эта задача в свою очередь решается соблюдением целого ряда специфических условий вроде чистого питания, сверхточного «клока» и избавления от всех мыслимых и немыслимых помех, которые могут пробраться внутрь устройства.

Разработчики Aurender во всем этом весьма преуспели — и для каждого устройства, в зависимости от его класса и цены, технологические чудеса строго дозируются. Еще одним разграничивающим фактором является наличие или отсутствие специальных интерфейсов.

В контексте сочетания функциональности и возможностей подключения N200 имеет полное право претендовать на звание самого практичного аппарата — эдакой мечты прагматика. Для подключения ЦАПа предлагаются два типовых интерфейса: коаксиальный и USB Audio Class 2.0. Для большинства устройств их достаточно — и никаких переплат за входы/выходы клока, AES/EBU и прочие изыски.

При этом выход USB-аудио непростой: он отличается от двух других стандартных интерфейсов USB 3.0 (предназначенных для внешних накопителей) наличием специальных фильтров и экранирования, которые минимизируют вероятность возникновения электрических и радиочастотных помех.

В том числе обеспечивается надежная защита от проникновения шумов по шине питания USB. Из коаксиального подключения разработчики тоже постарались выжать максимум качества, но рекомендовали использовать его для работы с олдскульными ЦАПами, не имеющими USB-входа.

Концепция защиты от электрических шумов и помех распространяется не только на аудиокоммутацию, но и на всю конструкцию в целом, поскольку это один из основных способов, которыми можно улучшить звучание цифрового транспорта. Двойную изоляцию получил порт Ethernet, а блок питания не только имеет фильтрацию на входе, но к тому же является полностью линейным — с выделенными шинами для различных блоков.

Так исключается возникновение перекрестных помех по питанию внутри устройства, а сами трансформаторы — это, помимо прочего, еще и естественная гальваническая развязка и дополнительный фильтр для сетевых помех. Большой блок суперконденсаторов в питании выполняет двойную функцию: сглаживает пульсации и дает цифровой части время на безопасное завершение работы при аварийном отключении питания.

И все же главным элементом цифровой схемы, определяющим итоговый уровень джиттера, был и остается тактовый генератор. В N200 для этих целей используется термостабилизированный «кварц» TCXO, под контролем которого работает вся аудиочасть.

Как и в других моделях Aurender, весь контент воспроизводится с кеширующего диска, объем которого составляет 240 Гб, а все остальные схемы в момент звучания музыки погружаются в сон, чтобы не мешать процессу.

Звук через лампу и пленку

Для оценки звучания N200 была собрана система с высококлассным ЦАПом Mytek Manhattan DAC II, усилителем Titania от Fezz Audio и акустикой MartinLogan ESL X. И если выбор акустики и ЦАПа вряд ли вызовет у кого-то вопросы — они давно знакомы российскому потребителю и зарекомендовали себя как устройства, обладающие исключительной разрешающей способностью, то усилитель мне был совершенно не знаком, так что по его поводу необходимо дать небольшой комментарий.

Дело в том, что, несмотря на абсолютно классическую «ламповую» внешность и традиционную в целом схемотехнику, усилители Fezz Audio никоим образом не проявляют свою электровакуумную сущность. Никакой характерной окрашенности, смазанности или раннего завала на краях диапазона не ощущается.

Звук чистый, точный и прозрачный, так что в слепом тесте невозможно определить его природу — то ли это лампа, то ли транзистор, то ли класс D. Просто хороший усилитель, достаточно хороший, чтобы раскрыть звук тех же ESL X, а значит, подходящий для того, чтобы можно было услышать разницу в звучании цифровых транспортов.

Дополнительным участником тестирования, выступающим в роли необходимой точки отсчета, стал фирменный проигрыватель/сервер/риппер Aurender ACS100. Главная задача этого устройства — создание и хранение базы контента, а возможность воспроизведения музыки через USB-ЦАП в нем реализована на базовом для Aurender уровне.

У него нет специального USB-выхода со сложными фильтрами и прочих изысков. Можно сказать, что ACS100 — это некий эквивалент добротного среднестатистического сетевого транспорта, созданного без применения сложных технологий и ноу-хау. Это заметно лучший цифровой источник, чем обычный ПК, но при этом и отнюдь не High End.

На фоне ACS100 звучание N200 отличается большей мелодичностью и выразительностью. Благодаря лучшему разрешению в самых мелких деталях и оттенках лучше передается настроение музыки, а живые инструменты и голоса звучат богаче тембрально. Стереокартина ощущается более объемной, а источники звука точнее локализованы в пространстве.

Один из важных показателей, характеризующих высококлассную технику — как звучит экспрессивная музыка, изобилующая резкими перепадами уровня громкости. Включаем любой знакомый альбом Queen второй половины 80-х и обращаем внимание на то, как воспринимаются громкие и тихие звуки. Если на форте голос Фредди не вызывает дискомфорта и нет ощущения, что он просто хочет на всех накричать, а в паузах тишина кажется такой весомой, будто к ней можно прикоснуться — система действительно хороша.

N200 делал музыку именно такой, а на ACS100 вся эта магия пропадала. Детальность, ощущение пространства, микро- и макродинамика — все базовые факторы менялись на первый взгляд незначительно, но общее ощущение живости и реалистичности, способность однозначно воспринимать эмоции исполнителей и прочие тонкие вещи при смене цифровых транспортов либо появлялись, либо исчезали. Как будто кто-то щелкал выключателем.

И в ходе тестирования проявился также весьма печальный факт: та самая магия при переходе на N200 появлялась не всегда — по той простой причине, что звукорежиссеры очень старались адаптировать саунд для аппаратуры попроще. Увы, даже релизы 2021 года и живые записи порой оказываются изрядно выхолощены Loudness-мастерингом.

К счастью, явление это далеко не повсеместное. Так, например, недавние lockdown-сессии Элтона Джона звучат компрессировано, отчего уже на второй песне становится скучновато, а Эрик Клэптон в том же самом «жанре» записался куда интереснее — его карантинный альбом легко можно с удовольствием прослушать от начала до конца.

Возвращаясь к теме сравнения (а только так можно однозначно идентифицировать разницу звучания «цифры»), вспомним о наличии у N200 двух разных цифровых выходов. Подключая цифровой транспорт к одному и тому же ЦАПу вполне можно ощутить изменения в подаче музыкального материала. В данном случае они чувствовались в значительно меньшем масштабе, чем при смене транспорта, но все же и коаксиальный SPDIF, и USB вполне можно было отличить друг от друга на слух.

При подключении коаксиалом сцена прорисовывалась кучнее, а общая картина воспринималась чуть более упрощенной и схематичной, чем при использовании USB-кабеля. А Элтон Джон по коаксиальному кабелю не так уж отличался от Клэптона — разумеется, в плане мастеринга.

Итог

Aurender N200 — это устройство привлекательное во многих смыслах. Начнем с того, что он в принципе выглядит симпатично, а нестандартный размер буквально провоцирует на эксперименты с составом системы. Хочется собрать нечто эклектичное и высокотехнологичное вроде лампы с электростатами или хотя бы подключить какой-нибудь ретро-футуристический усилитель со стрелочками.

Второй аспект привлекательности — конечно, баланс функциональности. Собственно говоря, ничего кроме функции цифрового транспорта и опции долговременного хранения Aurender N200 не предлагает. И в том числе он не предлагает излишних заморочек в коммутации или массивной хайэндной двухблочности. В этой лаконичности — вся прелесть данной модели.

Ну а третий аспект, которым Aurender N200 способен очаровать аудиофила — это звук, который превосходит менее дорогие аппараты и делает очевидным те нюансы, которые не способны раскрыть более бюджетные устройства.

высокое разрешение, удобный софт для управления, высокое быстродействие, максимально лаконичная и функциональная конструкция

в типовой стойке с компонентами будет смотреться странно из-за нестандартной ширины

Aurender N200

550 000 рублей (за версию с предустановленными HDD на 4 ТБ)

Максимальное разрешение: PCM до 32 бит/384 кГц, DSD до 512

Интегрированные сервисы: Tidal, Qobuz, Spotify Connect

Долговременная память: два слота SATA 2,5

Кэш-память: 256 Гб, SSD M2 NVMе

Дисплей: 6,9 дюймов, 1280 x 480 IPS

Выходы: коаксиальный RCA, USB-audio Audio Class 2.0

Дополнительные интерфейсы: Gigabit Ethernet, 2х USB 3.0

Габариты: 330x96x355 мм

Масса: 9 кг