Пару недель назад в России официально представили восьмое поколение акустики линейки Q бренда KEF. Премьера прошла в формате дня открытых дверей, и российский дистрибьютор MMS позволил всем желающим сравнить звучание сопоставимых колонок седьмого и восьмого поколений (репортаж 1, репортаж 2). Мне же выпала честь провести некоторое время тет-а-тет со старшей полочной моделью, Q350.

Отличий от предыдущего поколения немало и затронули они как внешний вид, так и внутреннее устройство. Основные изменения коснулись коаксиального драйвера Uni-Q — он и дал имя всей линейке. Так, в этом поколении в узле твитера расположили обновленный хвостовик, который должен подавлять паразитные высокочастотные призвуки при движении диффузора обратно. Если раньше хвостовик был простой заглушкой, то теперь в нем выточен поглощающий колебания волновод.

Логотип переехал на верхнюю фронтальную грань

Диффузор СЧ-излучателя стал похож на солнышко — по нему теперь «лучами» расходятся ребра жесткости, которые мешают мембране изгибаться, за счет чего сам динамик работает в поршневом режиме. Такое решение позволило взять подвес помягче и увеличить ход динамика — это должно привести к менее окрашенному звучанию вокала.

В полочниках динамик расположили точно по центру фронтальной панели, снизив таким образом стоячие волны внутри корпуса. Фазоинвертор перенесли назад и обновили — теперь это не просто трубка, а сложный волновод, рассчитанный методом жидкостных завихрений. Послушать Q350 с прикрытыми штатными заглушками портами фазоинвертора, к сожалению, не удалось.

К «мандарину» добавилось «солнышко»

Внешность Q-серии осталась минималистичной, но дизайнеры использовали элементы из старших линеек: логотип теперь расположен на верхней фронтальной грани акустики, грили магнитные и продаются отдельно, причем только в черном цвете. В отделке самих колонок используется особым образом обработанное древесное волокно. Акустика доступна в двух расцветках: черный корпус с черными диффузорами и белый корпус с серебристыми диффузорами. Динамики, по словам KEF, готовы выдержать прямое попадание детей.

Сами Q350 — старшие полочники, некрупные, аккуратные колонки, способные, кажется, вписаться в любой современный интерьер. Сатиновый блеск металлического диффузора иногда привлекает внимание, да и в целом акустика выглядит симпатичной. К тому же холодность белого цвета отлично отражает звуковые характеристики самой акустики.

Класс D со скальпелем или лампа с какао с «Бейлисом»

Тестовый комплект изначально состоял из акустики KEF Q350 и компонентов Primare: предусилителя PRE32 и мощника A34.2, работающего в классе D (суммарно стоимостью более 300 000 рублей). Об усилителе мы уже рассказывали: этот компонент отличается суровым, даже нордическим характером, который в сетапе с Q350 проявился во всей красе.

Трек «Can't Leave The Night» от BadBadNotGood начинается с четкой, ритмичной бочки и звонкого, имитирующего ксилофон синтезатора, и в этом сетапе зазвучал непривычно: растерял нуарную обреченность, вязкость и темноту. При этом то, как в мелодии партии наслаиваются друг на друга, система из Q350 и компонентов Primare показала ярко, разделяя инструменты и сэмплы, почти хирургически препарируя трек.

У белой акустики серии Q диффузоры серебристые, а у черной — черные

Мясистый, пропущенный через дисторшен огромный Les Paul в «Soothsayer» от Buckethead тоже оказался на хирургическом столе. Объема и живости тяжелой гитаре несколько не хватало, сами соляки были артикулированы и точны, но слишком сухи. У саксофона в треках 1/2 Orchestra сгладилась привычная истеричность, а вот напор медных духовых в «Графе Цепеше» сохранился и приятно удивил. Особенно хорошо удался четкий, ясный звон тарелок — видно, железо любит железо.

Многослойность я рассматривала на примере симфонических аранжировок саундтреков видеоигр. Обычно оркестровые версии мелодий включают во время самой важной битвы, которая определяет существование всего человечества, мира или даже вселенной, отчего такие треки переполняют эпичность и адреналин. С разделением инструментов, с тем, чтобы не собрать их в кашу, Q350 в тандеме с Primare справились замечательно (как, впрочем, и с высокой скоростью некоторых мелодий), но эмоций для полного вовлечения в музыку не хватило. Сказываются и небольшие размеры самих колонок, и отстраненная, почти мониторная подача. Для таких масштабных треков нужна все же акустика покрупнее.

Зато на голосах даже маленькие KEF традиционно оторвались: округлый вокал Бейонсе обволакивал неожиданно мягко для этой системы, Милен Фармер посылала всех в «Fuck 'em All» со свойственной ей честностью и звонкостью, перемежая эти эмоции нежностью, а Agnes Obel успешно зазывала в волшебный скандинавский мир.

От биампинга в этом поколении серии Q решили отказаться

Комплект неплохо справился с 65daysofstatic, точнее, с первыми, максимально мат-роковыми альбомами с «эпичным пианино», как говорил один мой друг. Пианино той самой эпичности не растеряло и вместе с артикулированным, точным басом, подразмытой дисторшеном гитарой и электронными эффектами объединилось в композиции с нужной долей агрессивной меланхолии. Скрипучее вступление в «King James» от того же Buckethead, которое часто вынуждает скривиться и закрыть уши, KEF подали максимально деликатно.

Далее для полноты картины мы решили поменять сетап. В пределах досягаемости оказалась пара моноблоков Bob Carver Black Beauty 305, и ясно, конечно, что их союз с Q350 нельзя назвать сбалансированным (стоят эти усилители раз в пятнадцать больше колонок), но дать представление о том, как эта акустика ведет себя с ламповым сетапом, они позволяют.

Звук сразу же стал мягче и в то же время мясистее. Большой Les Paul обрел тяжесть и объем, инструменты будто бы обнялись друг с другом и заиграли дружным хором. Мелодия приобрела насыщенность, масштаб (в рамках полочников, конечно) и эмоции.

В саксофоне проснулись истерика и отчаяние, в ритм-секции зародилась жизнь, а полусимфонические треки стали полнее и ярче. В стоунере в виде Samsara Blues Experiment появился необходимый этому жанру шаманский, липкий, вязкий бас. Музыка в таком сетапе стала развлечением, когда треки не препарируют на составляющие с лабораторной отстраненностью.

Итоги

Колонки идеально иллюстрируют собой позицию «моя хата с краю — что дают, то и играю»: они практически не имеют своего характера (кроме традиционной любви KEF к голосам да и, пожалуй, присущей металлическим драйверам звонкости) и поэтому ярко показывают особенности аудиотракта. Эта мимикрия делает акустику достаточно универсальной.

Соглашусь с выводами, сделанными моими коллегами и посетителями дня открытых дверей: если хочется получить от полочников KEF Q350 живой звук, то их нужно использовать с лампами или классом AB. Сами по себе они точны и достаточно детальны, а в некоторых случаях даже холодны.

И я знаю, что у такой отстраненной, честной, почти мониторной подачи есть свои адепты, и для них Q350 будут отличным вариантом. Но колонки могут играть и тепло — с ламповым усилением звук становится полнее, объемнее и живее, и прослушивание музыки из аналитики превращается в комфортное развлечение.

С обоими вариантами усиления, однако, акустика безжалостно показывает недостатки треков и сверхчувствительна к качеству, практически не маскирует огрехи, но зато ладно скроенные записи выставляет во всей красе.

повышенная детальность, четкость, безэмоциональность, которую можно отрегулировать усилением по вкусу, относительно невысокая стоимость

придется внимательнее относиться к характеру усилителя

KEF Q350

36 000 рублей

Конструкция — 2-полосная с фазоинвертором

Динамики — 165 мм (6,5") динамик Uni-Q с алюминиевым диффузором

25 мм (1") вентилируемый ВЧ-динамик с алюминиевым купольным диффузором

Диапазон частот при измерении в свободном поле (-6 дБ) — 42 Гц

Диапазон воспроизводимых частот (±3 дБ) — 63 Гц — 28 кГц

Частота разделения кроссовера — 2,5 кГц

Требования к усилителю — 15-120 Вт

Чувствительность (2.83 В/1 м) — 87 дБ

Максимальное звуковое давление — 110 дБ

Номинальное сопротивление — 8Ω (мин. 3,7Ω)

Масса — 7,6 кг (16,8 фунта)

Габариты (В х Ш х Г) — 358 x 210 x 306 мм (с резиновыми ножками 362 мм)