Сегодня увидел на IXBT интересную статью. Решил поделиться с участниками ресурса.

Почему аудиофилы на самом деле правы: 6 важных моментов

Сегодня я бы хотел обсудить такой сложный и жизненно важный для нас вопрос, как аудиофилия. Нередко мне встречались упреки, смешки и, конечно же, разоблачения этих фанатов от мира аудиотехники. По мнению подавляющего большинства, все они абсолютно глупые и до комичного наивные. Попробуем взглянуть на этот вопрос здраво и отделить, как говорится, зерна от плевел.

Начинается все, как обычно, с финансовой составляющей. Аудиофилы же настолько глупы, что могут купить провода по цене лимузина. Да, существует и такое досужее мнение. Однако рассматривать его мы начнем под несколько неожиданным углом. Для начала, желаю всем иметь такой достаток, чтобы позволить себе подобные провода и подставки под них.

И сразу же возникает логичный вопрос, а почему разоблачителей это так сильно волнует? Кто, что и за сколько себе покупает из мира аудиотехники. Мало кто интересуется вопросом автомобилей, квартир, украшений, изысканной одежды или других откровенно недешевых трат. При этом осуждающие почему-то считают, что проблемы именно у аудиофилов, хотя банальная логика и поверхностные знания психологии просто вопят о наличии таковых у совсем других людей. И это я еще не стал касаться темы качества и состава проводника, технологии его изготовления и сфер применимости. Вполне достаточно того, что человек просто покупает важные и нужные для себя лично вещи, имеющие конкретную и вполне устраивающую его цену.

В аудиофилских брендах большая часть денег уходит на пиар и рекламу? Здесь сложно удержать смешок и не спросить, а у кого вообще не так? Но даже это к делу не относится. Как давно вы видели рекламу аудиофилских брендов? Уверен, большая часть людей о них ничего не знает от слова совсем. Их рекламу не вешают в аэропортах, на остановках (привет Samsung и Apple), на улице к вам не пристают с вопросом «не хотите ли приобщится к аудиофилии?» Да и едва ли вы попадете на совещание, где из-за отличающегося от остальных бренда наушников на вас посмотрят косо. Знакомые ситуации?

На мой взгляд, аудиофилия — это сродни филателии или нумизматам, у них своя тусовка и мнение пришлых имеет очень мало веса. При этом я также не знаю примеров, когда бы к филателисту бы лезли, говоря, что себестоимость вашей марки нулевая, а вы за нее столько заплатили — вот вы лопух. Просто оценить некоторые вещи в отрыве от понимания их корней просто невозможно. Ведь драгоценный камень — это тоже по факту камень, который мы все договорились считать важным. Почему бы не делать тоже самое в закрытом кругу любителей звука? Очень неудобные вопросы, неправда ли?

Далее вперед выступают знатоки базового курса физики от средней школы. Эти ребята твердят о конкретных параметрах и вполне измеряемых величинах. И в этом хотя бы есть доля логики. Хотя, увы, тоже небольшая. Обычно берется величина частотного или фазового отклонения, шумы, динамический диапазон и пара видов искажений.

Оперируя тем, что данные параметры могут совпадать у вашего же смартфона и у огромного дорогого аудиокомбайна, наш наивный физик делает далеко идущие выводы. И, в определенном смысле, он даже прав. С точки зрения этих величин разницы может и не быть, ну или она исчезающе мала. Однако вопрос стоит острее, насколько точно эти параметры описывают звучание устройства? Изыскания современной науки психоакустика говорят, что практически не описывают. Да, данные параметры безусловно важны, чтобы отсеивать какие-то слишком экспериментальные или откровенно неграмотно сделанные устройства, но не более того. Когда речь заходит именно о звучании такие физики теряют компетенцию и начинают банально фантазировать.

Звук и его восприятие изучает наука психоакутика, а вот эти ребята говорят совсем иные вещи. Иногда даже граничащие чуть-ли не с эзотерикой. Но да не суть, важнее всего, что параметры, на которые уповают знатоки школьной физики, будучи бесспорно важными, не являются определяющими. Кое что о звуке по ним сказать можно, но описать звучание — нет. Причем, даже с гигантским уровнем допущений. Отсюда и появляются те самые аудиофилские термины типа «сочный», «холодный», «прозрачный» или «грубый». Их список, кстати, давно стандартизирован и почти не пополняется.

Следующий момент, который вполне допускает современная психоакустика и наотрез отвергают чудо физики — это опыт прослушивания. Здесь, на мой взгляд, даже не смешно. Опыт прослушивания очевидно играет просто колоссальную роль. Так любой хороший музыкант на слух даст характеристику своему инструменту. А для тех, кто «мимо проходил» — разница мала или вообще отсутствует. При этом инструмент может быть как по цене того же лимузина, так и за 40 долларов с Aliexpress. И профи точно знает где что. Важно ли это? — безусловно.

Слух, пожалуй, самая важная деталь в плане инструмента сравнения. Я не про высокие частоты, чувствительность к которым с возрастом может падать, а на соответствие, например, воспроизведенного тембра реальному акустическому инструменту. Благодаря чему, львиная доля бюджетных аудиосетапов отвергается даже на первом грубом этапе ознакомления. Итак, опыт прослушивания важен, если мы говорим о звучании, как предмете восприятия человека.

И здесь подавляющее большинство поднимет ухмыляющиеся лица с предложением о слепом прослушивании. Этот метод реально имеет вес, но только не среди «Пети» и его соседа «Васи», а в комиссии из людей способных к аудиальному сравнению. Вот в этом контексте тест более чем показателен, но тоже не совсем точен. А то, что вы с друганами разницы не услышали вовсе не значит, что ее там нет. Тут мы возвращаемся к вопросу опыта прослушивания. И опять же, многократный опыт показывает, что человек, купивший себе технику и поначалу не видящий вообще никакой разницы со своим более простым сетапом, через вполне ограниченное время прослушивания вообще не понимает, как он раньше мог «такое» слушать.

То есть наработанный опыт при прямом сравнении показывает разницу и, как следствие, использование аппаратуры заведомо более высокого класса способно развивать наше восприятие. Это вовсе необязательно, но вполне возможно. Хуже точно не будет, а лучше — возможно. Тогда, почему бы и нет? Отбросив моменты, когда не хватает на жизнь. В этих случаях, конечно, уже не до эстетства.

Ну и возвращаясь к якобы весомым аргументам, часто всплывают примеры типа «из любимой чашки чай вкуснее» и прочие внешние влияния на наше восприятие. И тут я могу сказать, что это действительно работает. Есть ряд уловок, которыми нас можно обмануть. Так на экране своего телевизора мы смотрим рекламу нового и его картинка нам нравится намного больше, хотя по факту смотрим мы ее на своем же старом. Так и слух наш вполне реально перехитрить. Более того, его можно, как говорят профессионалы, еще и замылить. То есть лишить даже вполне очевидного различения. Именно поэтому правильные методики сравнения сложны и требуют определенных навыков и технологий. Выборка 30 человек из маршрутки роли не играет.

Из всего вышесказанного следуют вполне логичные выводы, по существующим на сегодня измерениям о звуке можно сделать лишь весьма относительные выводы с погрешностью до 50% (угадал или не угадал). Все измерения важны исключительно в рамках оценки насколько грамотно сделано устройство. Но о том как девайс именно звучит — ноль информации. Опыт прослушивания, как и методика сравнения требует понимания и правильного технического и человеческого инструментария. Ну а мнение, что покупать дорогие вещи глупо — вообще не выдерживает никакой критики. Зачастую как раз ровно наоборот.

И здесь мы еще не коснулись всяких фирменных оригинальных решений, понимания того как нужно делать звук, расценки на мелкосерийное производство и почему то, что работает в одном случае, технически бессмысленно в другом. Современный аудиофил с удовольствием делает измерения своей аппаратуры, разбирает ее, но самое главное — получает от прослушивания просто море наслаждения. Именно для этого все и затевается, чтобы тебе самому нравилось. Ну а как всем известно, идеал величина недостижимая — всегда есть к чему стремиться.

В комментариях ниже вы можете описать свои истории и взгляды на вопрос в целом. Главное понимать, кто такие эти аудиофилы. Это вовсе не люди, покупающие дорогие провода и подставки под них. Это те, кто выше всего ценит звучание как процесс и способен получать от него предельное удовлетворение. Достаток при этом может быть самый разный и вообще разного класса сетапы. Главное — жизненные приоритеты и система ценностей.

В заключение я всегда рекомендую не пустословить в теории, а стараться проверять все на собственном опыте. Зайдите в любой доступный вам супермаркет электроники и с более-менее нормальными наушниками послушайте, скажем, три приличных аудиоплеера. С ценников выше 200 долларов. Уверяю вас, измерения у них будут примерно равны, а звучат они немного, но по-разному. Причем один плеер вам, без сомнения, понравится больше, чем два остальных. И хотя все они будут идеальны в плане качества, но характер звучания и ваши вкусы станут определяющими.

Темы же, когда горе критики путают понятия или не понимают зачем нужен, например, расширенный диапазон частот и глубина дискретизации — вообще недостойны рассмотрения. Это банальная неграмотность. Как и досужие размышления чего человеку достаточно. К сожалению, встречающаяся даже у уважаемых «знатоков» школьной физики из YouTube. Еще вчера всем HD экранов хватало, а сегодня, гляди-ка, и 8K не предел.

В общем, слушайте музыку так и там, где вы способны извлечь из этого процесса самый максимум удовольствия. Это и есть настоящая аудиофилия, а не то, что вы там себе напридумывали в этих ваших интернетах.