И так. Став обладателем ресивера RX-A820 который обладает старшей версией автокалибровки YPAO R.S.C. (Reflected Sound Control) в серьез задумался произвести калибровку и разобраться что же творится со звуком моей комнаты. С ресивером мне не достался родной микрофон Yamaha для калибровки, но на руках был Behringer ECM8000 достойный представитель микрофонного мира с достойной АЧХ. Но из-за необходимого фантомного питания присобачить его к ресиверу чтобы заработала встроенная система калибровки YPAO не получалось. А испытать ее хотелось. Так что был куплен родной микрофон Yamaha. Микрофоны на руках, семью отправил гулять, приступаем к замерам.

Для начала расположил микрофоны рядом и направил их оба вверх, так чтобы были в равных условиях.

Делаем замеры ресивера в режиме Direct без каких-то эквалайзеров и накруток. Что видим...

Сейчас не об этом...

Видим вполне нормальный график с модами и отражениями, но без криминала.

Behringer ECM8000 Direct режим

К сожалению режим Direct замерил только на микрофоне Behringer, но сравнение двух микрофонов все же мы увидим.

Включаем режим автокалибровки и смотрим что показывают замеры.

Behringer ECM8000 Direct режим - коричнево/синий и после калибровки YPAO зелено/синий.

Видим что автокалибровка работает вполне корректно и делает то для чего предназначалось. Она поджала моду на 50Гц (мода комнаты глубиною 3,5 метра), убрала провал на 250-300Гц, придавила выпирающую середину 400-800Гц, ну и подняла высокие во всем диапазоне с 2кГц.

А вот и сравнение. График после автокалибровки сразу на Behringer ECM8000 и на родной микрофон Yamaha

Behringer ECM8000 зелено/синий + Yamaha Mic коричневый после автокалибровки YPAO

Видим что заводской микрофон Yamaha конечно гораздо менее точен, он не передает все пики и провалы, сглаживает график и главным образом конечно гораздо менее чувствителен на верхах после 2-3кГц. Не зная этого факта произвести ручную калибровку им по сути невозможно, человек будет задирать ВЧ слишком сильно. Однако если знать данную особенность то основную картину можно понять, увидеть и исправить достаточно корректно. Так что обладатели микрофонов Yamaha без проблем могут подключить микрофон к компьютеру, установить бесплатную REW и произвести замер.

График после автокалибровки улучшился, но конечно он не идеален. Благо в Avantage линейке ресиверов версия YPAO более продвинутая чем в простой линейке. Она позволяет достаточно гибко и точно произвести ручную настройку после замеров. Чем я и занялся. Параметрический эквалайзер с 7 канальным фильтром для каждой колонки с регулировками добротности способен на многое.

Миллионы свиптонов (да простит меня моя собака) и на данный момент имеем это...

Direct режим коричневый, синий YPAO, жирный зеленый YPAO с ручным параметриком

Получаем достаточно ровную АЧХ без какого-то криминала. Да, конечно моду на 50Гц полностью душить не стал, тут беда места прослушивания у стены а не колонок. Задушив моду через колонки бас уходит совсем.

Сделал кстати интересный задротский замер. А как влияют на звук защитные грили?

Сиреневый - Yamaha микрофон, зеленый Behringer микрофон, а синий Behringer со снятыми грилями с колонок.

На графике совершенно четко виден подъем на участке от 5 до 10кГц при снятии защитных грилей с колонок, и это при измерении с места прослушки (3 метра). При измерениях на расстоянии 1 метр разница еще больше начиная с 3кГц и до 20кГц. Так что те кто хочет получить от своих колонок больше воздуха на верхах, могут снять с них грили и тем самым повысить отдачу ВЧ диапазона на 3дБ. Такой естественный эквалайзер. Но у меня дети так что к черту верха.

Что имеем по итогу: система автокалибровки YPAO работает вполне корректно. Чудес она не творит, но те исправления что она вносит действительно верные. Конечно случай индивидуальный ведь у каждого человека свои колонки АЧХ которых может быть совершенно непригодна к корректировке, и помещение с акустикой бочки. Конечно не стоит полностью полагаться на автоматику. Но владельцы родного микрофона Yamaha вполне могут подключить микрофон к ноутбуку, произвести замер на режиме Direct и реально понять что вообще творится в помещении. Не просто на слух, а с графиком совершенно реальным и конкретным. Нужно правда учитывать факт АЧХ родного микрофона Yamaha - занижение ВЧ диапазона от 3 до 20кГц на величину примерно 4-5дБ. Это нужно учитывать и не выкручивать верха до ровного графика АЧХ на ноутбуке, будет перебор. Но в остальном вполне рабочий сценарий. Обладатели ресиверов Yamaha с более продвинутой системой калибровки YPAO R.S.C. (Reflected Sound Control) в ручном режиме могут сотворить по сути все что угодно. Но для подобных манипуляций конечно лучше обзавестись уже более пригодным для этого микрофоном чтобы более точно понимать что происходит в помещении. Ну и конечно же не гнаться за стерильно ровной АЧХ на графике, не нужно пытаться из колонок бюджетного сегмента пытаться выжать B&W Nautilus. Излишняя зажатость графика убивает звук, самый верный вариант на мой взгляд это исправить основные самые проблемные места, моды на НЧ, ну и выравнять по среднему уровню середину и верха чтобы не было больших горбов и адских провалов. Не нужно пытаться задавить каждый горбик на графике. У меня это привело к мертвому и не интересному звуку. Хотя конечно я еще не в конце данного процесса. Пока еще двигаю графики, прослушиваю и снова двигаю.

Ну и для нового ресивера собрал новый кабель питания.

Всем хорошего звука! Нижегородским пациентам до встречи 25-26 февраля в Пульте.